2017 год провозглашен в России годом экологии и охраны окружающей среды «в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности» (www.kremlin.ru). Перед человечеством стоит выбор – производить продукты питания с помощью технологий биологизации АПК и органического сельского хозяйства или постепенно переводить большую часть населения на синтезированную еду. Союз органического земледелия предлагает реализовать модель производства продовольствия на основе дружественных природе технологий.
В среднем ежегодно от антропогенных факторов опустыниванию, вплоть до полного разрушения, подвергается 6 млн. гектаров обрабатываемых земель. Более 20 млн. гектаров сельскохозяйственных площадей теряют плодородные свойства, становятся малопригодными для земледелия. По мнению экспертов ООН, при сохранении современных темпов опустынивания к концу XXI века человечество может лишиться 1/3 всех пахотных земель. В совокупности со стремительным ростом населения и с постоянным увеличением потребности в продовольствии, потеря такого количества сельскохозяйственных территорий может оказаться гибельной для человечества. Сейчас почти 80% новых сельскохозяйственных площадей появляются за счет вырубки тропических лесов.
«Примерно 10 тысяч лет назад, ещё до начала активной сельскохозяйственной деятельности человека, покрытые лесом пространства занимали около 6 млрд. гектаров земной суши. К концу XX века площадь лесных территорий сократилась на 1/3 до 4 млрд. га. Например, во Франции, где леса изначально покрывали до 80% территории страны, к концу XX века осталось не более 14%. В США в начале XVII века было около 400 млн. гектаров лесов, а уже к 1920 году лесной покров в этой стране был уничтожен на 2/3. Леса улучшают структуру почв и влагоудерживающие свойства почв, соответственно их уничтожение ведёт к ускорению процессов ауридизации суши, разрушению биогеоценозов, а потому сохранение лесов является приоритетной задачей в борьбе с опустыниванием», - отмечают в Союзе органического земледелия.
Разрушения почвенного слоя Земли в наше время приобрело всеобщий характер. Например, в США приблизительно 44% обрабатываемых сельскохозяйственных земель подвержено эрозии. В России под воздействием антропогенных факторов исчезли плодородные черноземы, содержащие 14-16% гумуса, а площади самых плодородных земель с содержанием гумуса 11-13% сократились в 5 раз. Если в центрально-черноземном регионе России при исследованиях почв великим ученым Василием Васильевичем Докучаевым были отмечены слои чернозема в 1,5 метра при среднем уровне гумуса 10-12%, то в наше время черноземный слой, на пашне не превышает 0,4 метра и среднее содержание гумуса в наших черноземах теперь 5%.
Эрозия почвы особенно велика в странах с большой территорией и высокой плотностью населения. При вспашке больших площадей огромное количество частиц плодородного слоя почвы поднимается в воздух, рассеивается, сносится с полей потоками воды. Хуанхэ, река в Китае, ежегодно сносит в Мировой океан приблизительно 2 млрд. тонн почвы. Особенно тяжёлые последствия наступают, когда вслед за плодородным слоем сносится материнская порода, на которой этот слой развивается. Тогда происходят необратимые разрушения и образуется антропогенная пустыня.
Сегодня интенсивное сельского хозяйство напоминает монстра, который получает за счет лесов пахотные земли, уничтожает сложившиеся на них тысячелетиями саморегулирующиеся экосистемы, убивает почвы, превращая в субстрат для растениеводства, основанный на агрохимии и ядах, разрушает землю до опустынивания. Сельское хозяйство всё больше впадает в зависимость от химических концернов. Очевидно ухудшение экологии, вред здоровью почв, разрушаются экосистемы, но сельское хозяйство, словно наркоман, несмотря на очевидный негатив, требует все больше химии. Как с этой «иглы» сойти на глобальном уровне нет ответа.
Сельское хозяйство занимает 38% поверхности суши. Большую часть оставшейся поверхности суши занимают пустыни, горы, тундра, города, экологические резервы и другие земли, непригодные для сельского хозяйства. Мировое сельское хозяйство уже повлияло и изменило около 70% площади лугов, 50% площади саванн, 45% площади лиственных лесов, 27% тропических лесов и оказало огромное влияние на изменение климата.
На наиболее ценные земли под пашней и многолетними культурами, которые обеспечивают поставку 88 % необходимых людям продуктов питания, приходится лишь 11%. Конечно, немалую роль играют и пастбища (к ним относят естественные и улучшенные пастбища и луга, посевы, используемые для выпаса). Однако при площади, почти в два с половиной раза превышающей площадь пашни, они дают только 10 % всей мировой сельскохозяйственной продукции.
При интенсивной потере почв, на планете в арифметической прогрессии растет население. К середине XXI века на планете будет проживать 10 млрд. человек. На первый план выходят продовольственные ресурсы. Их дефицит усугубляют проблемы, связанные с глобальным распределением питания. Напряжение вызванное острой нехваткой продовольствия в различных регионах планеты нарастает.
Чем больше население — тем активнее безвозвратно исчерпываются почвенные ресурсы. Особая ценность почв в том, что они обладают плодородием, позволяют естественным образом, заниматься растениеводством в глобальных масштабах. Основой продовольствия остается растениеводство. Растениеводство — это фундамент пищевой пирамиды на нашей планете. По большому счету растения являются главными автотрофами — организмами, синтезирующие органические вещества из неорганических. Вся биосфера планеты основана автотрофами. Почва как живой организм, обеспечивает агробиоценоз для растений, дает жизнь, обеспечивает регулятивные функции в биосфере.
Нам нужно научится работать в сотрудничестве с экосистемой и получать стабильно высокие урожаи экологически безопасной продукции. Современные технологии способны обеспечить высокую производительность в сельском хозяйстве, в том числе без ядохимикатов, не вредя экосистемам и сберегая почвы. Нам не нужно противостоять экосистемам — мы сами часть этой экосистемы, а часть не может быть больше целого. Поэтому любое покорение природы – утопия. Ухудшение экологической системы бьет прямо по нам. Требуется масштабировать технологии органического сельского хозяйства. Это и есть принципиально новые, инновационные «природоподобные технологии, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволяют восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой», — о поиске которой сказал Президент РФ Владимир Путин, выступая на Генассамблее ОНН 28 сентября 2015 года.
«По поводу призыва решать проблемы голода внедрением ГМО и еще большим распространением химической промышленности в сельском хозяйстве выглядят как минимум фальшиво. Во-первых, такой метод хозяйствования убивает почвы, ведет к опустыниванию, мы только больше потеряем ресурсов производства. Во-вторых, в развитых странах мира уже перепроизводство продовольствия. И повышение производительности направлено на получение прибыли через снижение себестоимости. В странах с нищим и голодающим населением нет средств на внедрение высоких технологий. Таким образом, развитие интенсивных методов нужно только ради развития существующего бизнеса. В-третьих, мировая проблема голода это не проблема нехватки еды, а проблемы социального неравенства и не рационального использования, распределения благ. Полвека назад химические концерны говорили, что интенсивное сельское хозяйство, бурное внедрение агрохимии решит проблему голода. Да, продовольствия стало гораздо больше, в разы увеличилась производительность в сельском хозяйстве, но в то же время увеличилось почти в три раза число голодающих», - отмечают в Союзе органического земледелия.
Проблему голода не решить внедрением новой агрохимии, увеличением доз пестицидов, это всего лишь расширение рынков сбыта для химической промышленности. Но при росте химизации мы прибавили экологических проблем и проблем со здоровьем. Рост, словно «эпидемия», неинфекционных заболеваний (онкология, аллергии, сердечнососудистых заболеваний и т.д.) напрямую корреспондирует с объемами использования ядохимикатов в сельском хозяйстве.
На вопрос «что необходимо сделать, чтобы обеспечить 10 млрд. человек продуктами питания» Ида Кубишзевски (Ida Kubiszewski), профессор университета Портленда, выпускающий редактор журнала The Solutions, аргументировано ответил, что сегодня в мире производится абсолютно достаточное количество продовольствия, но примерно от 30% до 50% пищевых продуктов как в развитых, так и в развивающихся странах теряется впустую, хотя и по очень разным причинам (потери на фермах, в ритейле, при перевозках, переработке, просто выбрасывается по сроку хранения).
Лобби транснациональных корпораций сейчас через «ученых», которые у них получают гранты на заказные исследования, пытаются убедить общественность, что нужно использовать ГМО растения, эксплуатировать интенсивнее почвы, нужно больше химудобрений, новейшие дорогие пестициды и т.п. Если внимательно приглядеться, то это только бизнес. Банальный капитализм без какого либо здравого смысла. Для человечества то, что предлагают транснациональные корпорации – это тупик. И не перспективно уже только потому, что стремительно сокращаются ресурсы производства продовольствия, нарушаются экосистемы и ухудшается здоровье. Во-вторых, это бессмысленно. Если страны золотого миллиарда будут ещё больше производить, максимум, что измениться — это соотношение между предложением и покупательским спросом. Это еще больше удешивит сельхоз сырье, усилит диспаритет цен в агропромышленном секторе. В развитых странах будут ещё больше выбрасывать на мусор продовольствия и беспокоиться проблемами ожирения. В то время как 15-20% голодающих, которые не обладают покупательской способностью, так же будут болеть и умирать от голода. Социально-экономическое неравенство выражается в следующем: всего 1% населения владеет 99% ценностей на Земле. Данные международная организации Oxfam, 2010 год.
Решение проблемы продовольствия, сильными мира сего, видится в смене рациона, а именно производство продуктов питания вне сельского хозяйства, т.е. синтетическая еда. Сельское хозяйство станет слишком дорогим, так как через ужесточение экологических норм, увеличение административной нагрузки, оно практически сведется к стандартам органического земледелия со строгой и, возможно, даже квотированной системой сертификации, лицензированием. Таким образом, естественное производство питания искусственно будет завышено дорого стоить, и смогут себе его позволить только семьи граждан со средним и выше уровнем доходов (не более 20% населения Земли). Основой же продовольствия массового покупателя будет химическая промышленность, синтезированные органические соединения, а так же получение ценных питательных веществ из насекомых и органических отходов, что уже потихоньку стало прорабатываться и вбрасываться в СМИ устами авторитетных организаций.
Альтернативный возможный сценарий развития — это кооперативное органическое сельское хозяйство и биологизация земледелия, интеграция экологических технологий в АПК. Мы вынуждены искать экологически безопасные агротехнологии. Высокопродуктивное производство сельхозпродукции без ущерба для здоровья почв, экосистем и людей. Что есть базовый принцип органического сельского хозяйства.
«Современные технологи по ряду сельхоз культур позволяют при производстве отказаться уже сейчас от опасных ядов, сберегать и даже восстанавливать почвы. Главное, что при этом не только не потеряется урожайность, наоборот, повышается средняя производительность за счет устойчивого земледелия, мобилизации полезной биологической активности и улучшения характеристик плодородия почв. Например, зерновые и бобовые показали средний урожай за пять лет лучше при биологических средствах защиты и с применением современных органических удобрений нового поколения, обогащенных биотой. Это достигается стабильной урожайностью вне зависимости от наступления биотических и абиотических негативных факторов», - уверены в Союзе органического земледелия.
В последние 25 лет в мире набирает обороты производство сельхозпродукции на принципах органического сельского хозяйства. В соответствии с международными нормами сертифицировано около 44 млн. гектар органических сельхозугодий. Мировой рынок достигает 80 млрд. долларов. Спрос на экологическую продукцию растет высокими темпами, и, как следствие, мировой рынок органической продукции так же стабильно и быстро растет в среднем на 10-15%. В России начинают действовать нормативные акты, ГОСТы на органическую продукцию, ожидается принятие закона регулирующего данный сектор производства. Россия может смело претендовать на 15% мирового рынка органической сельскохозяйственной продукции.
P.S.:
Оптимальный механизм реализации и форма распределения — это кооперация. Основываясь на высказывании Платона (IV век до н.э.): «Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев», можем смело утверждать, что только гражданской активностью и объединением усилий, можно отстоять здравый смысл. Только развитие общественных институтов, развитие национальных отраслевых кооперативов позволит здравому смыслу эффективно конкурировать с ущемляющим интересы большинства людей капиталистическим желанием наживы.
p.p.s.:
С природой нужно сотрудничать, а не вредить ей пестицидами, антибиотиками и прочими «вредностями», тогда можно получать высокие урожаи без потерь почвенного плодородия.
Союз органического земледелия
Анна Любоведская