Сколько в уральских яблоках железа, знают в Саргазинской школе

Сколько в уральских яблоках железа, знают в Саргазинской школе

Образовательные инициативы Сосновского муниципального района Челябинской области в сфере профессиональной ориентации в сельском хозяйстве были одобрены федеральным министерством просвещения. Саргазинская средняя образовательная школа, получив статус федеральной инновационной площадки, выиграла грант в один миллион рублей на развитие и поддержку материальной базы. Эти средства школа планирует направить на закупку оборудования для лабораторий по химии и биологии, полевых лабораторий, а также школьной метеостанции.

DSC_7898_small.jpg 

Глава Сосновского муниципального района Евгений Ваганов положительно оценил деятельность школы для развития сельского хозяйства района. Подготовка кадров, по его словам, должна начинаться с раннего возраста, а в Саргазинской школе сохранили и укрепили существовавшие ранее традиции трудового обучения, соединив их с научной деятельностью и профессиональной ориентацией.

Как рассказала директор МОУ «Саргазинская СОШ» Наталья Зайцева, с 2016 года школа является региональной инновационной площадкой, а в 2018 году впервые получила федеральный статус. Тема площадки – «формирование обучающей среды естественно-научной направленности» – выбрана не случайно, так как школа расположена в посёлке, на территории которого ранее работал Смолинский плодопитомнический совхоз, в котором трудились уральские селекционеры плодовых культур, а также работало профессиональное училище, выпускающее овощеводов, цветоводов, пчеловодов. Сегодня уже нет этих организаций, но у населения посёлка сохранилась мотивация на сельскохозяйственный труд. Замечательные традиции посёлка сохраняют ветераны, сельские династии.

DSC_7832_small.jpg 

«Сегодня практически все жители посёлка имеют подсобные участки, и наша задача – научить детей самим, своими руками выращивать продукты питания и в будущим уметь заработать своим хозяйством. И задача уже федеральной инновационной площадки – это развёртывание культурно-образовательных проектов на пришкольном участке, – подчеркнула Наталья Зайцева. – Мы работаем в сетевом взаимодействии с культурно-образовательными учреждениями Сосновского муниципального района. Но только образовательная база не позволяет нам развернуть обучение так, как мы хотим, поэтому наладили партнёрские отношения с предприятиями и организациями района. Это Хаски-центр «Аквилон», ООО «Зелёная волна», НПО «Сад и огород» (ТМ «Сады России»). Одним из постоянных партнёров является питомниковое хозяйство семьи селекционеров Ишимцевых. Эти организации предоставляют свои ресурсы, чтобы дети могли проводить исследовательскую деятельность. У нас ведутся более 20 проектов в сфере садоводства и плодоовощеводства, мы снимаем мастер-классы. На дополнительную образовательную деятельность мы получили лицензию в областном министерстве образования и занимаемся с ребятами по программе «Юный агроном», которая состоит из трёх модулей: юный цветовод, юный овощевод и ландшафтный дизайнер».

Сразу возле школы разбит Сад камней. А на пришкольном участке в теплице можно увидеть результаты другого проекта: Кравченко Дима, ученик 6 класса, проводил исследования по сравнению углублённого и неуглублённого корня томатов, всё лето ухаживал за растениями. Дети имеют возможность вырастить свои саженцы на пришкольном участке и в питомнике и реализовать их. Все педагоги школы задействованы в проектной деятельности. Наталья Зайцева называет самых активных: учитель биологии Ирина Шереметьева, которая ведёт проект «Четыре сезона», учитель химии Елена Ишимцева, учитель технологии Светлана Клавдеева. Благодаря федеральному финансированию, которое получила школа, будет укреплена материальная база, которая позволит заниматься предметной научной работой. «Мы купим гослабораторию по химии, по биологии, кроме того, мы купим полевые лаборатории, которые позволят исследовать почву, воздух, отследить, сколько нитратов в продуктах и т.д. Кроме того, мы уже заказали школьную метеостанцию, это будут профессиональные приборы. Сельское хозяйство на Урале – зона рискованного земледелия, вот в этом году у нас многие проекты не удались, но отрицательный опыт – это тоже опыт, главное сделать анализ и выводы», – замечает директор.

DSC_7878_small.jpg 

При выборе экзаменов у выпускников школы превалирует естественно-научный цикл предметов. Из семи-девяти выпускников школы кто-то обязательно выберет аграрный университет, а кто-то – медицинский вуз. Бушуева Дарья, ученица 11 класса, представляет свой второй серьёзный проект. Первый она вела в 9 классе:

– Мы опрашивали школьников, чем они питаются, и сделали вывод, что у них несбалансированное питание. Отсюда заболеваемость частая, недомогания, пропускают уроки. По результатам мы составляли рацион правильного питания, нам же нужны умные дети. Сейчас я занимаюсь яблоками. Нам хотелось выяснить, сколько в них содержится железа, которое очень сильно влияет на процессы кроветворения, есть ли закономерность от сортов, от сроков созревания – зимние, осенние. Этот проект называется «Колориметрический метод анализа содержания железа в яблоках местных сортов Челябинской области». Мы исследуем 14 сортов – «ранет пурпурный», «подарок осени» и другие, в каждом из которых определяем содержание железа. Ещё я добавила в свой список кровь и печень, так как известно, что в них высокое содержание железа. Чем меньше цифра напротив – тем больше содержание железа. Получается, в яблоках – 64, 101, а в крови – единица. Это сорта с пришкольного участка и из питомника Ишимцевых. «Янтарь», «останкино» – содержание железа 74, «подарок осени» – в нём 97, «ранет пурпурный» – в нём 84, «краса свердловская» – в ней 83. Наши уральские яблоки богаты микроэлементами! Теперь мне ещё нужно разобраться с формулой.

DSC_7884_small.jpg 

Проекты ведут и учащиеся начальной школы. Полина Григорьева, ученица второго класса, исследует, как влияет на прорастание укропа световой режим, тепловая и угнетающая среды – семена вместе с учителем то замачивали в кипятке, то опускали в спиртовой раствор… Вывод – укроп лучше проращивать не на свету, и семена можно не замачивать.

Учитель математики Альбина Агулова рассказывает, что такая деятельность помогает детям не только получать азы профессиональных знаний: «В первую очередь это развивает логику, важные умения делать выводы, а если это учёт посевного материала – то это чистая математика. Тему выбираем по желанию, по интересам. Работаем в течение лета-осени. Зимой придумываем названия проекта, цели. Я учитель математики, но у нас все задействованы. Вот, например, аптекарский огород ведёт учитель иностранного языка, а у меня проект по сидератам. Со своим ребёнком тыкву вырастили, использовали различные виды природных удобрений и посмотрели, как они влияют на формирование урожая. С этими проектами дети выходят на научное общество учащихся».

С работой школы в направлении развития профориентации ознакомился региональный министр сельского хозяйства Алексей Кобылин:

DSC_7942_small.jpg 

– Замечательно, что Саргазинская школа реализует такой важный проект, налаживает связь с агропредприятиями, научными учреждениями. Ребятам, за которыми будущее отрасли, сельских поселений, уже сегодня нужно показывать, что аграрная отрасль – интересная, инновационная, в ней есть место научным изысканиям и творческим процессам. Сегодня здесь мы увидели заинтересованных, умных, вдумчивых ребят, я рад за них и благодарен их наставникам.

Напомним, что это уже второй образовательный проект в сфере сельского хозяйства, который представляет Сосновский район. Ещё один просветительский проект «Юный фермер» был инициирован фермерским хозяйством «Семейное подворье» с целью познакомить школьников с многообразием современных сельских профессий.

Пресс-центр Минсельхоза Челябинской области