Новосибирские ученые, изучив цитогенетические характеристики гибридов тритикале, на несколько лет сократили процесс создания нового сорта этой важной сельскохозяйственной культуры.
Наша справка. Тритикале - гибрид ржи и пшеницы, впервые созданный немецким селекционером Вильгельмом Римпау в конце XIX века, отсюда и название – от латинских triticum – пшеница и secale – рожь. Долгое время она имела статус ботанической культуры. Затем, когда были созданы первые стабильные сорта, она нашла применение в сельском хозяйстве
В СССР работу по созданию коммерческих «зерновых» сортов в послевоенные десятилетия начал селекционер Андрей Фролович Шулындин. Но его сорта были рассчитаны на климатические условия Европейской части страны и для Сибири не подходили (плохо зимовали, давали зерно низкого качества). Созданием сибирского сорта озимого тритикале занялись в СибНИИРС.
– Мы решили, что начнём селекцию приспособленных к сибирским условиям форм этой культуры своим путем, скрещивая высокоморозостойкую озимую рожь, созданную здесь же, в СибНИИРС под руководством Николая Семёновича Владимирова, и зимостойкую в наших условиях озимую пшеницу, - вспоминает ведущий научный сотрудник СибНИИРС (филиал ИЦИГ СО РАН), д.с.-х.н. Пётр Стёпочкин.
Работа заняла более тридцати лет, но в итоге получилось два сорта озимого тритикале – Цекад 90 и СИРС 57, которые вот уже несколько лет успешно высеваются сибирскими аграриями.
В нашей стране тритикале используется как фуражная культура, но селекционеры отмечают, что этим ее применение не ограничено: например, мука канадских сортов тритикале используется в кондитерском производстве, а в странах Южной Америки она вообще является сырьем для производства биоэтанола. Еще одно достоинство этой культуры – высокая урожайность зеленой массы, да еще и с повышенным содержанием белка и сахаров. И сейчас в мире тритикале медленно, но верно вытесняет рожь.
В Сибири это было меньше заметно, потому что в условиях наших суровых зим с рожью другим культурам конкурировать сложно. Однако климат меняется в сторону потепления и меняет приоритеты в выборе набора высеваемых культур.
В настоящее время Пётр Стёпочкин с коллегами ведут работу уже с яровыми формами тритикале. Создавая предыдущие сорта, он заметил и описал любопытное явление: у гибридов, изначально имеющих 56 хромосом (что делает их нестабильными в плане воспроизводства свойств у потомков), с каждым новым поколением число хромосом постепенно снижалось. И в результате, спустя несколько поколений появлялись гексаплоидные (42-хромосомные) формы тритикале, стабильные по своей природе и сохраняющие те ценные качества, которые были получены в ходе гибридизации.
Кариотипирование полученных гибридов (анализ генома) позволили ускорить селекционный процесс и сделать его более целенаправленным. В результате, ученым удалось цитологически выделить в ранних поколениях стабильные гибриды с 42-мя хромосомами, сократив селекционную работу на несколько лет. И одновременно – получить ценную информацию о том, как протекает перестройка в геномах гибридов с их последующей стабилизацией. Эти знания пригодятся в дальнейшей работе по созданию новых гибридных сельскохозяйственных культур.
А отобранные для дальнейшей работы гибриды ярового тритикале теперь ждет размножение и одновременно изучение их «производственных» характеристик (вегетационный период, устойчивость к болезням и т.д.) в селекционных питомниках. По оценкам селекционеров, на эту работу уйдет еще три – четыре года, а затем селекционная линия будет передана на государственное испытание.
Пресс-служба ФИЦ ИЦИГ СО РАН