В рамках научно-методического семинара Аналитического управления Совета Федерации на тему органического земледелия, атташе по сельскому хозяйству и окружающей среде посольства Австрии в Москве Карин Доппельбауэр представила успехи Австрии в развитии органического сельского хозяйства.
В Австрии 8% всех предлагаемых продуктов питания в супермаркетах являются сертифицированными органическими продуктами. Больше всего их в молочной продукции и картофеле.
Для развития рынка органической продукции Австрия использует простую стратегию: толкать и тянуть.
«С одной стороны, у нас есть производитель, он предлагает продукт, с другой стороны, у нас есть покупатель, он хочет этот экологически чистый продукт, и в середине у нас государство. И государство влияет и на покупателей, и на производителей», - делится опытом Карин Доппельгауэр.
В Австрии есть программа ÖPUL содействия сельскому хозяйству и защите окружающей среды, которая в том числе способствует экопроизводству.
«Например, если я фермер и хочу стать экофермером, но не знаю, как это сделать, я получаю от государства бесплатную консультацию, куда мне идти, что мне надо делать. У нас очень хорошее образование и в университетах, и в школах, контроль производителей. У нас есть семь органов контроля. Государство их очень строго контролирует. Разработана очень хорошая система менеджмента», - говорит Карин Доппельгауэр.
Существуют базы данных, куда входят все сельскохозяйственные земли и животные. Если на ферму поступают новые свиньи, то необходимо внести их в эти базы данных. Государственная компания в области маркетинга Agrarmarkt Austria Marketing GesmbH способствует сбыту. Большое внимание уделяется формированию общественного сознания о пользе экопродуктов.
«Сумма финансовой поддержки программы ÖPUL составляет 420 млн. евро в год, и эта сумма распределяется в Австрии на разные меры. Но 25% субсидий приходятся на сертифицированные органические сельские хозяйства. Поддержка направлена, прежде всего, на дополнительные мероприятия по защите окружающие среды, а также животных. Надо отметить, что не только биофермеры, но и фермеры традиционного типа могут проводить мероприятия по защите окружающей среды и благодаря этому пользоваться субсидией, если они способствуют биомногообразию или озеленению пахотных земель для выпаса скота, отказу от силоса и так далее», - говорит Карин Доппельгауэр.
Больше всего органической продукции продается в супермаркетах.
«Торговые сети пришли к государству и сказали: мы хотим продать эту продукцию, мы сделаем маркетинговые компании, марки, бренды экопродукции. И таким образом, у нас сегодня продают 73% всей продукции в супермаркетах, только 10% в специализированных биомагазинах. Еще 6% органической продукции продают через прямой маркетинг на маленьких рынках, 6% экспортируется, 5% приходится на питание, например, в детском саду», - приводит данные Карин Доппельгауэр.
Пять факторов успеха органического сельского хозяйства в Австрии:
- фермеры привержены идее органического сельского хозяйства
- потребитель знает об этом и требует экологически чистой продукции
- разработаны общие правила развития данного сектора
- существуют многочисленные маркетинговые стратегии и каналы
- есть правительственные программы развития и финансовая поддержка
Тем временем, считает Генеральный директор Института органического сельского хозяйства Иван Гараев, в России не европейский путь развития органического земледелия, а больше американский.
«Мы поняли это еще в 2010 году, поэтому мы начали разрабатывать технологию для крупноконтурного органического земледелия. И цель была такая – сделать технологию, которая позволяла бы крупным хозяйствам применять ее без дополнительных инвестиций, без потерь урожая и, соответственно, рентабельную», - рассказывает Иван Гараев.
Российские торговые сети не выйдут на европейский уровень по продажам органики, пока у них не будет постоянного ассортимента и крупных партнеров-производителей или кооперативов.
«Если у них помидоры будут только три месяца лежать на полке, то постоянной полки никогда не будет. Интеграция может выглядеть как производство органики под заказ от сетей под СТМ», - поясняет Иван Гараев.
«Мы не первый год занимаемся производством и реализацией органической продукции. Рынок будет формироваться из двух основных групп продуктов, первая – это продукты первой необходимости (овощи, фрукты, молоко, мясо), вторая – это группа второй необходимости, по которой, к сожалению, потребители не понимают, что они должны быть тоже органическими (мучные изделия, крупы). Поддержку мы видим только через развитие кооперации, как это сделано в Европе, или в Америке», - говорит Иван Гараев.
При этом, в российских условиях можно производить органическую продукцию по цене промышленной.
«Себестоимость производства органических продуктов больше зависит от технологического подхода. На сегодняшний день традиционное земледелие дороже органического, особенно в России, по двум причинам. Во-первых, это увеличение нормы использования минеральных удобрений для того, чтобы получить требуемый урожай. А второе – все агроядохимикаты, за исключением небольшой доли пестицидов, – это импорт. Соответственно, это цена, которая выросла за несколько лет в два раза. А использовать их нужно больше и больше, потому что резистентность растений растет выше и выше», - говорит Иван Гараев.
Специалист Института органического сельского хозяйства приводит пример технологической карты по кукурузе. По классической технологии затраты составят 10 960 рублей, по органической 3 600 рублей на один гектар, экономия составляет 7600 рублей на гектар. При этом урожайность выше по органической технологии на 25-30%.
«В этом году мы довели посевные площади без использования химии до 2000 гектаров с использование биооргано-минеральных удобрений нового поколения», - говорит Иван Гараев.
Другой пример – производство органических яблок в Кабардино-Балкарии. Затраты на химические обработки на 5 Га – 800 тыс. рублей, на биологическую защиту – 300 тыс. рублей за сезон. «Получается, фермер порядка 500 тыс. рублей экономит и имеет дополнительный доход. Фермеры из Кабардино-Балкарии поставляли яблоки в торговые сети в Москве с НДС и с доставкой по цене 52–53 рубля, это цена на уровне польских яблок. То же самое по овощам в открытом грунте. Себестоимость огурца в Кабардино-Балкарии получалась у нас 12 рублей, себестоимость традиционная – 18 рублей. При надбавке торговой сетью не более 25%, мы получим доступное массовое производство органической сельхозпродукции по ценам, не сильно выше промышленной продукции, но с гораздо большей питательной ценностью и высоким качеством», - подводит итоги Иван Гараев.
С точки зрения государственной поддержки необходима инфраструктура для хранения и переработки продукции, а также работа по информированию потребителей об органической продукции, считает эксперт.
Анна Любоведская
Директор по внешним связям Института органического сельского хозяйства