Возрождение коноплеводства в России

Возрождение коноплеводства в России

Челябинские производители вывели на рынок новые продукты. Опора на новые технологии и расширение экономических связей позволяют не поддаваться сложностям санкционного момента. Конопляное масло, конфеты, мука, сгущёнка, протеин и ядра конопли штурмуют региональные и федеральные маркетплейсы. Сказать своё слово челябинские переработчики готовы и в науке.

В Челябинске производство пищевых продуктов из семян конопли размещено в двух небольших цехах. За четыре года компания удвоила производственную площадь и сумела завоевать признание потребителей, среди которых в основном люди, ведущие здоровый образ жизни, а также те, кто готов вводить в свой рацион новые продукты. В конопляной семечке в оптимальном сочетании содержатся полиненасыщенные жирные кислоты «омега-3» и «омега-6» и гамма-токоферол — жирорастворимая разновидность витамина Е, из-за чего продукт обладает антиоксидантными свойствами.
ООО «Медал» открыло переработку конопли в 2018 году. От производства конопляного масла и конфет до научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по микрокристаллической целлюлозе из возобновляемого сырья – таков горизонт деятельности компании, относящейся пока к малому бизнесу.
Второе рождение коноплеводства в России (после фактического запрета в последние годы Советской власти) началось с 2007 года, но до сих пор на отечественном рынке очень мало производителей продуктов питания из такого сырья. Есть те, кто производит моноволокно для автозаводов «Мерседес». Недавно открылось первое предприятие, которое производит нитки. Во времена Советского Союза коноплю использовали, в основном, в прядильной промышленности и для производства масла. Сейчас перечень, где используется высокоценное растительное возобновляемое сырьё, включает лёгкую промышленность, косметологию и фармацевтику, пищевую и даже строительную отрасли. Рынок пищевых продуктов пока огромен, утверждают в компании:
— Мы производим 11 видов продукции под торговыми марками Konkom и Konoplektika — рассказывает соучредитель, заместитель директора ООО «Медал» Дмитрий Ильков. – Это конопляное масло, протеин (белок), кондитерские изделия: конфеты, конопляная сгущёнка, семечка фасованная, ядра конопли жаренные и сырые, паста шоколадная с коноплёй. Готов к выпуску конопляный батончик. Наша продукция является также диетической и диабетической, мы используем натуральные сахарозаменители. Производим муку, которую покупают предприятия переработки. Так, например, в Кыштыме пекут пряники с нашей мукой и конопляными семечками. Наша мечта — заменить оливковое масло конопляным. Сейчас многие крупные компании уходят с российского рынка, и хотя склады ещё заполнены этой продукцией, но буквально месяц-два, и запасов не станет. Такие небольшие предприятия, как наше, вполне могут заместить определённые позиции. 




В цехе первичной переработки сырья в рабочее время шумно. Сырьё — конопляная семечка — поступает на вибробарабан, где расходится на крупную и мелкую фракции. «Потом оно идёт на обеззараживание в жаровню, при температуре в 100 градусов это буквально минута. При такой обработке семечка не теряет свои полезные свойства, — ведёт экскурсию Дмитрий. — Дальше мелкая фракция пойдёт на шнековый пресс, чтобы получить жмых и масло. Из жмыха просеивается ещё белок (протеин), это полезная биодобавка для вегетарианцев. Из крупной фракции, которая идёт на шелушитель, получаем ядра конопли. Это продукт, который можно добавлять в каши, йогурты, салаты, по вкусу похож на кедровые орехи. У конопляного семечка ядрышко очень жирное, жирность практически 60%. Семечку закупаем в России, в Пензенской, Курской областях. Предложений много, но обращаем внимание в первую очередь на качество».
Оказалось, что отшелушить конопляное семечко сложнее, чем, например, подсолнуха. Машину с определёнными техническими настройками, обеспечивающими щадящее воздействие, и определённой мощности сделали в Германии. К моменту запуска предприятия в стране не нашлось производителей, заинтересованных в выпуске такого оборудования. Шелушители для конопли серийно начали выпускать в Китае, но они рассчитаны либо на очень маленький объём, либо, напротив, на мощное производство. В «Медал» не теряют надежды, что и российские производители оборудования заинтересуются этим направлением. Сложным процессом является и подтверждение качества продукции, её безопасности. Оформление разрешений занимает длительное время. Тем не менее, «Медал» за короткий период уверено вошёл в список федеральных экспортёров российской продукции.
— Мы являемся экспортёрами с 2019 года. Начинали экспорт в самые ближайшие страны: Казахстан, Беларусь, сейчас экспортируем также в Армению, Таджикистан, Узбекистан. Ведём активный диалог со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, получили разрешительные документы на отправку партии. Первая наша продукция ушла в Америку, которая, кстати, не закрыла российский продуктовый экспорт, на крупный маркетплейс. Сейчас ждём статистику продаж, — отмечает руководитель предприятия.
Кстати, вопреки санкциям, компания смогла снизить цену на свою продукцию, когда вынужденно заменила один из импортных ингредиентов на российский. До санкций для производства сластей из конопли добавляли мальтитный сироп, заменяющий сахар, покупая его в Европе. А с наступлением неблагоприятных условий импорта решили заменить его на российский сироп топинамбура. Утверждают, что и продукция полезней стала, и работа предприятия стабильней: ушли риски, связанные с растаможиванием грузов, с недополучением сырья. Тем более, что российские производители, по словам челябинских коллег, не пошли на поводу у ситуации и не начали поднимать цены: сироп топинамбура оказался дешевле импортного ингредиента.
Правда, подорожала этикетка. Глобализация и здесь сказалась отрицательно: краски для производства этикетки поставляют из-за рубежа. Но производители уверены, что это временные трудности. И думают о будущем. В 2021 году компания получила международный сертификат ISO 22000 «Международные стандарты системы менеджмента в области безопасности пищевой продукции».
«Медал» ведёт НИОКР по теме: «Разработка технологии промышленного изготовления микрокристаллической целлюлозы из быстро возобновляемого сырья на основе эффективных инновационных экологических решений», являясь соинвестором в проекте, финансируемом российским Фондом содействия инновациям.
Заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Инна Подшивалова отметила, что компания в прошлом году стала победителем федерального конкурса «Экспортер года», завоевав первое место в окружном этапе в номинации «Малый и средний бизнес». По её словам, это перспективное направление, хорошая компания, которая не боится препятствий:
— Одной из функций министерства является продвижение местных производителей на региональном рынке. В связи с санкциями у некоторых компаний снизились интернет-продажи. Это подтолкнуло к новым решениям. На площадке министерства мы «сконнектим» малый бизнес, который создаёт маркетплейсы для отечественных производителей и, в первую очередь, наших региональных производителей, которые пытаются завоевать новые рынки сбыта.
Производство конопли – экологически чистое. Уникально ещё и в том, что всё растение – от макушки до корня – можно переработать практически без остатка. Даже лузга приносит пользу: её отдают в приют диких животных на подстилку.
Пресс-центр Минсельхоза Челябинской области