Хлеб для людей

 Хлеб для людей

Тема хлеба во все времена являлась центральной в жизни народов, стран и цивилизаций. Несмотря на многочисленные достижения научно-технического прогресса, хлеб по-прежнему остается основополагающим элементом рациона человека, обеспечивающим до 20% его потребностей в белках, 30-40% в углеводах, минералах, витаминах и незаменимых аминокислотах. Разнообразие хлебобулочных изделий, при их высокой пищевой ценности и относительно недорогой цене, превратили этот продукт в базовый элемент продуктовой корзины человека.

Вне зависимости от уровня развития общества и экономики, а также доходов населения, хлеб остается в фокусе самого пристального внимания мировых правительств и стран. Хлеб из продукта питания давно превратился в социальную категорию, которая имеет широкий резонанс и жизненно интересует не только высокие круги правительств и парламентов, но и, в первую очередь, широчайшие слои населения, ежедневно потребляющие этот продукт.

Мировой рынок хлеба носит глобальный характер. Российской Федерации уже сегодня принадлежит не менее 7% производства и потребления этого продукта. Есть все основания полагать, что за счет улучшения качества и разнообразия эта доля будет продолжать прогрессивно увеличиваться.

Российское хлебопечение одно из немногих производств, которое стоит сегодня на передовых рубежах импортозамещения. Оно использует в основном отечественное сырье и оборудование и обеспечивает занятость тысячам россиян.

Одним из основополагающих элементов продовольственной безопасности нашей страны является территориально-экономическая доступность хлеба для населения, которая достигается несколькими параметрами: наличие в районе проживания субъектов хлебопечения (чем больше, тем лучше), наличие в районе проживания субъектов торговли занимающихся реализацией хлеба и хлебобулочных изделий, соответствие цены на продукцию уровню жизни населения в регионе. 

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию первую статью из полугодового цикла.

В ней РОСПиК делится данными исследования рынка хлебопечения, приводя статистические данные, включающие в себя ТОП 10 регионов-лидеров по индексу роста рынка хлеба и хлебобулочных изделий, а также – по индексу роста объемов производства.

 

Как развивается хлебопечение в России

Рейтинг регионов

 Российская Федерация обладает мощным сегментом хлебопекарного производства. На сегодняшний день в России насчитывается около 13 тысяч субъектов хлебопечения (из них 94% – это малый и средний бизнес), на которых занято около 300 тысяч человек.

По оценке РОСПиК, произведенной с учетом итогов выборочного исследования Росстата по бюджетам домашних хозяйств, а также объемов розничной торговли, рынок хлебобулочной продукции в России достигает 11,48 млн. тонн ежегодно в натуральном исчислении и 685,4 млрд. руб. в стоимостном.   По данным Росстата, в 2016 году объем производства хлеба и хлебобулочных изделий только на средних и крупных предприятиях (так называемый индустриальный сегмент) составил 6,5 млн. тонн. При этом доля индустриального сегмента показывает среднегодовые темпы снижения на 2%.

С 1 января 2016 года РОСПиК возобновила комплексную рейтинговую оценку регионов для выявления уровня развития в них хлебопечения. Результаты проведенных исследований позволяют более эффективно работать над предложениями по совершенствованию механизма функционирования рынка хлеба и хлебобулочных изделий в условиях модернизации с учетом индивидуальных особенностей субъектов Российской Федерации.

Структура рейтинга включает в себя оценку по 11 показателям, характеризующим состояние хлебопечения в регионах. В данной статье мы приведем только пиковые результаты рейтинга, первые и последние 10 мест по всем показателям (за полным вариантом исследования обращайтесь в РОСПиК). А в итоговой таблице покажем результаты по уровню развития хлебопечения каждого региона, основанные на расчетах по всем 11 показателям.

Начнем мы нашу оценку с очень важного показателя – с индекса роста рынка хлеба и хлебобулочных изделий (в постоянных ценах). Данный показатель демонстрирует то, насколько в процентном отношении вырос (или снизился) рынок хлеба и хлебобулочных изделий в регионе РФ за 2015 г. (см. Таб.1).

Таб. 1. Рейтинг регионов России по индексу роста рынка хлеба и хлебобулочных изделий (в постоянных ценах)

Место в рейтинге

Регион

1

Республика Дагестан

2

г. Москва

3

Московская область

4

Республика Башкортостан

5

Ростовская область

6

Свердловская область

7

Тюменская область

8

г.Санкт-Петербург

9

Краснодарский край

10

Республика Татарстан

75

Республика Алтай

76

Республика Адыгея

77

Магаданская область

78

Карачаево-Черкесская Республика

79

Республика Хакасия

80

Еврейская авт.область

81

г. Севастополь

82

Республика Калмыкия

83

Hенецкий авт.округ

84

Чукотский авт.округ

85

Республика Ингушетия

Как видно из Таб. 1, на первые строчки рейтинга никак не влияет географическое положение региона и его размер. В тоже время, нижняя часть таблицы сплошь состоит из дотационных регионов с низким уровнем развития промышленности (за исключением Севастополя).

Второй рейтинг отображает рост производства хлеба и хлебобулочных изделий в регионе (см. Таб.2).

Таб. 2. Рейтинг регионов по индексу роста объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий

Место в рейтинге

Регион

1

Республика Хакасия

2

Тульская область

3

Астраханская область

4

Псковская область

5

Республика Ингушетия

6

Республика Северная Осетия- Алания

7

Республика Адыгея

8

Самарская область

9

Ставропольский край

10

Пензенская область

70

Костромская область

71

Республика Алтай

72

Ивановская область

73

Краснодарский край

74

Амурская область

75

Архангельская область

76

Иркутская область

77

Республика Тыва

78

Томская область

79

Забайкальский край

80

Чеченская Республика

 

В отличие от первой таблицы, в Таб.2 совсем другие лидеры и аутсайдеры. Это связано с тем, что в регионах у лидеров из первой таблицы потребление хлеба и хлебобулочных изделий сильно превышает его производство, то есть в данных регионах на рынке наблюдается значительная доля импорта (из соседних регионов). И наоборот, у лидеров Таб. 2 производство превышает потребление – это регионы экспортеры.

Продолжение обзора Рейтинга развития уровня хлебопечения в РФ за 2015 г. читайте в следующем выпуске.

Российская гильдия пекарей и кондитеров (РОСПиК)

 

Возможно, вам это будет интересно:

Постная свинина: цель и средства достижения

Постная свинина: цель и средства достижения

Рынок свинины в настоящее время таков, что цена постного мяса выше, и спрос на него больше. В данной статье ответим на вопросы, что необходимо для улучшения ситуации с выходом постного мяса и что влияет на накопление белка и жира в тушах свиней.

Приглашаем к участию в Деловой программе выставки «MVC: Зерно-Комбикорма-Ветеринария-2020»

Приглашаем к участию в Деловой программе выставки «MVC: Зерно-Комбикорма-Ветеринария-2020»

С 28 по 30 января в павильоне 75 ВДНХ в Москве состоится XXV Международная специализированная торгово-промышленная выставка «MVC: Зерно-Комбикорма-Ветеринария-2020», в ходе которой запланирована Деловая программа, рассчитанная на три дня.

Что происходит с ценами на овощи?

Что происходит с ценами на овощи?

Традиционная сезонная тенденция для овощей – это рост цен в начале весны, достижение максимального ценового значения в мае-июне, затем снижение цены до начала-середины осени и небольшое увеличение стоимости ближе к новогодним праздникам.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.