«Село должно жить, а сельское хозяйство развиваться», –

«Село должно жить, а сельское хозяйство развиваться», –

убежден вице-губернатор по сельскому хозяйству, председатель Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Сергей Васильевич Яхнюк.

- Сергей Васильевич, какой Вы видите ситуацию в сельском хозяйстве?

- Последние 2-3 месяца с уст политиков практически не сходит тема производства, недостатка продуктов питания, в частности молока, которая актуальна и для Ленинградской области. Радует, что государство задумалось, в чем причины этой ситуации. Видимо, была не совсем правильная политика в отношении сельского хозяйства. Сегодня необходимо работать, искать пути решения и способствовать тому, чтобы развивались разные формы собственности – крупные сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и личные подсобные хозяйства. Надо создать такие условия, чтобы у всех типов предприятий был стимул производить продукцию. Последние 15-16 лет показали, что за один-два года невозможно решить проблему продовольственной безопасности России. Хорошо, что сегодня существует национальный проект, хотя хозяйствам, работающим по его программе, непросто дается переход на новый уровень.

- В чем основная проблема в реализации нацпроекта, как ее можно преодолеть?

- Несмотря на то, что процентные ставки погашаются государством и субъектами Российской Федерации, само тело кредита – это довольно серьезное отвлечение оборотных средств хозяйства. Видимо, кредиты должны быть более длительными. С другой стороны, если в хозяйстве есть увеличение объема производства за счет увеличения поголовья или продуктивности, то необходимо и погашение тела кредита. Государство должно давать такую возможность. Тогда хозяйства будут больше ориентированы на интенсивное развитие и наращивание темпов производства.

- Нацпроект направлен на развитие животноводства, но как раз в этой отрасли больше всего трудностей. Как, например, будет решаться проблема с кормами?

- Скачок цен на зерно и комбикорма, который произошел в августе, негативно сказался на закупке кормов, следовательно, на продуктивности животных, особенно в хозяйствах, имеющих высокий потенциал продуктивности животных. Регионам, которые не являются зерносеющими, сложно восполнять баланс недостающих кормов. Ситуация заставляет искать пути создания собственной кормовой базы. В нынешнем году в Ленинградской области существенно увеличились объемы посевов озимых. Из областного бюджета будут выделяться средства на поддержку программы «Кормовое зерно», сама программа будет развернута, а финансирование увеличено. Предусмотрено субсидирование производства молока, мяса, что еще больше повысит интерес к животноводческой продукции.

Все, конечно, помнят эпопею Н.С.Хрущева с кукурузой. Но идея-то была правильная. Выращивая кукурузу, то есть, имея надежный источник кормов, можно решить многие вопросы с производством мяса, молока, развитием сопутствующих направлений. Наши хозяйства начинают серьезно заниматься производством фуражной кукурузы. Уже есть хорошие примеры – «Приневское», «Поляны» и многие другие хозяйства, которые получили прекрасный урожай – залог стабильности собственной кормовой базы.

- Нацпроект – это благо?

- Нацпроект – это уникальная возможность, предоставленная государством, реформировать сельское хозяйство, заняться его перевооружением. Последние годы ни у одного хозяйства не было возможности основательно провести реконструкцию дворов, приобрести оборудование, перейти на новые технологии. Сегодня такая возможность появилось. Заключено порядка 36 договоров с хозяйствами, которые принимают участие в проекте. Сейчас собираем заявки на участие в нацпроекте на следующий год, и уже пошел поток заявлений, интерес к этой работе не пропал.

Руководители хозяйств видят, что другой возможности не будет, и пользоваться ей надо сейчас. Однако нужно понимать, что любое новое или реконструированное производство до выхода на проектную мощность не может дать стопроцентного эффекта сразу. Тем более, сельское хозяйство – особый живой организм. Кроме того, при переходе на новые технологии просто не хватает квалифицированных кадров, которые в состоянии учитывать до мелочей все нюансы. На начальном этапе доля потерь продукции довольно велика, но нужно стремиться к тому, чтобы свести эти потери к минимуму. Одно дело – установить высокую планку, другое – достичь заданного уровня, и далеко не сразу удается повысить производство до желаемого. Для выхода на проектную мощность нужно время – минимум год с момента запуска новой технологии, но через 2-3 года эффект точно будет! Накопленный опыт, переоборудование производства обязательно дадут отдачу – и в виде снижении себестоимости, и в улучшении экономики предприятия в целом.

- Сейчас больше внимания уделяется животноводству, а какие еще отрасли нуждаются в поддержке?

- Необходимо реформировать овощеводства закрытого грунта, пусть оно занимает и небольшую долю в агропроизводстве области. Тем предприятиям, что сохранили свой профиль, надо дать возможность провести реконструкцию, предоставить льготные условия подключения к новым объемам электроэнергии, газа.

- Принят Закон о развитии сельского хозяйства. Что нужно для того, чтобы законодательная поддержка АПК действительно начала работать?

- Чудес не бывает. Нужен системный подход, чтобы хозяйство любой специализации показывало достойные и стабильные экономические результаты, помогать сельскому хозяйству. Например, Вологодская область. В течение последних 5-6 лет руководство области оказывает поддержку в довольно солидных объемах, и результат налицо. Сельское хозяйство не терпит каких-либо сиюминутных, разовых решений. Не может быть результата, если к нему не стремиться. Еще пример – прекрасные достижения в овощеводстве – внедрены новые технологии, новые сорта, достигнута высокая урожайность капусты, моркови, картофеля. Или взять Белоруссию, которая не только развивает определенное направление производства, но и комплексно занимается строительством жилья, удобрениями, техникой. В общем, есть хорошие ориентиры, и не надо ничего изобретать.

- Сейчас ведется много разговоров о земле как о недвижимости, она стала востребованным объектом купли-продажи с целью извлечения прибыли. Можно ли решить вопрос, чтобы к управлению землей приходили действительно заинтересованные люди?

- Земля дает массу возможностей. Нельзя сказать, что все хозяйства находятся в равном положении. Есть такие, где новые хозяева не только не стимулируют, но даже угнетают производство своими решениями. Надо искать варианты более эффективного управления земельными ресурсами, вплоть до продажи земли новым собственникам под гарантии развития предприятий. На землю должны прийти инвесторы, которые с пониманием будут заниматься именно теми хозяйствами, которые пока плохо развиваются и не имеют ярких перспектив. Наша стратегическая задача – создание земельного фонда Ленинградской области. Если земля не нашла собственника, она становится активом области. Сделать это можно как угодно: через невостребованные паи, через выкуп. Но нам надо располагать землей, которой мы сможем наделить инвестора для работы: передать в краткосрочную или долгосрочную аренду, с правом выкупа, без права выкупа, конечно, убедившись вначале в том, что работа нового собственника на земле будет эффективной. Есть положительный опыт в Белгородской области, мы будем его оперативно изучать. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков также принципиально поддерживает создание такого фонда. И если сегодня сложно говорить о сохранении сельскохозяйственного профиля применительно к землям непосредственно вокруг Санкт-Петербурга, то районы Северо-Востока должны сохранить свой аграрный профиль. Инвестор придет и туда.

- Какие первоочередные задачи сегодня стоят перед Комитетом?

- Задача Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области – оказывать хозяйствам поддержку, обеспечивая быстрый доступ руководителям хозяйств к информации, чтобы они могли обратиться в Комитет с любым вопросом, за любой консультацией или помощью. Для этого нам надо сформировать такой коллектив, который был бы нацелен на эту работу. Мы не можем сегодня заставить хозяйства производить ту или иную продукцию в больших или меньших объемах. Но надо выработать такие механизмы, которые способствовали бы развитию АПК области не под действием административного ресурса или нажима, а благодаря информационной осведомленности, интересу. Конечно, не на последнем месте остаются такие факторы как поддержка и стимулирование бюджетными средствами. Ситуация на селе остается непростой. Надо работать с руководителями, помогать им, чтобы они с нашей помощью строили жилье, удерживали квалифицированных специалистов. Нельзя сказать, что Ленинградская область – такая уж глубинка – «не доехать, не дойти», но и у нас есть проблемы с кадрами. Словом, село должно жить, а для этого должны развиваться сельскохозяйственные предприятия.

Записала С.А.Голохвастова

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Сельское хозяйство на краю Земли

Сельское хозяйство на краю Земли

26 сентября 2007 в Мурманске прошла российско-финская встреча, на которой обсуждались вопросы дальнейшего приграничного сотрудничества двух северных регионов в области сельского хозяйства. Представители Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, директора крупнейших сельскохозяйственных предприятий Мурманской области и их финские коллеги обсуждали, что уже сделано и как будет дальше реализовываться совместный трехлетний проект. Первый год проект был ориентирован в основном на сельское хозяйство Ленинградской области и Карелии. Второй этап проекта касается Мурманской области. Специалисты собрались, чтобы наметить приоритеты совместной работы на крайнем севере.

Высокие цели «Новоладожского»

Высокие цели «Новоладожского»

Госплемзавод «Новоладожский», расположенный в Волховском районе Ленинградской области, организован в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР № 517 от 26 декабря 1966 г. Предприятие специализируется на производстве молока и племенном выращивании молодняка крупного рогатого скота айрширской породы, отличающейся жирностью молока. Весь скот – высокой породности и классности. Поголовье крупного рогатого скота составляет 2500 голов, в том числе дойных коров – 1050. Средний надой по 2006 году составил 7342 кг молока на одну корову при жирности 3,86% и содержании белка 3,27% (базисная жирность молока для региона – 3,4%).

Спрос на молоко растет

На протяжении последних лет потребление молока росло более быстрыми темпами, чем его производство. Были вскрыты запасы излишков и цена на молоко поднялась необычайно высоко. Цены производителей тоже немного растут, средняя цена на молоко в ЕС за прошлый год составила 28,3 евроцентов/кг.