Первые доильные роботы появились на рынке около 25 лет назад в странах, где средний размер хозяйства был относительно небольшим (50-100 дойных коров), на так называемых семейных молочных фермах. Как правило, владелец такой фермы одновременно является и работником, выполняющим все необходимые операции. Не нужно объяснять, какая нагрузка ложится на человека, который нередко в одиночку управляется со 100 коровами и соответствующим количеством молодняка, и так в течение 365 дней в году.
Идея разработчиков доильных роботов заключалась, прежде всего, в экономии трудовых затрат, поскольку это очень дорогой ресурс в Европе. Также в Европе на протяжении нескольких последних лет сохраняется тенденция по укрупнению ферм. Многие фермеры не выдерживают условий рынка и продают свои фермы и квоты соседям, а сами, как правило, находят другую, не связанную с сельским хозяйством работу или вовсе эммигрируют в Канаду, Новую Зеландию, Австралию.
Безусловно, использование доильных роботов позволяет обслуживать больше животных, не увеличивая количество работников, а также «развязывает руки» и высвобождает время для других, не менее важных дел на ферме. Но есть и существенные ограничения в применении доильного робота: он может справляться с 50-60 дойными коровами, а среднее количество коров на семейных фермах растёт весьма быстро. Однако далеко не всем фермерам по карману держать «в штате» несколько доильных роботов. Тем не менее, в России уже есть некоторый опыт внедрения и использования инновационных технологий доения.
И накормит, и подоит, и успокоит
Технологическими преимуществами доильных роботов является то, что коровы самостоятельно определяют, сколько раз в день они хотят доиться. Благодаря этому на 10-15% увеличивается продуктивность в сравнении с общепринятым двух-разовым доением в зале. С роботом коровы в среднем доятся 2,7 раза в сутки. Поскольку животных мотивируют прикормкой на посещение робота, то коровы ходили бы в него гораздо чаще только для того, чтобы поесть концкормов, но в систему заложен минимальный интервал между доениями – 6-7 часов. То есть робот впустит в бокс корову, но если с последней дойки не прошло заданное время, то ей не будет выдана порция концкормов, откроется выходная дверь и робот чувствительными электрическими импульсами вынудит её выйти из бокса. Такое ограничение связано с тем, что качество (и, соответственно, стоимость) молока зависит от интервала между его выдаиваниями.
Использование доильных роботов в России, как ни парадоксально звучит, может дать и существенные психологические преимущества. При применении робота на ферме создаётся более спокойная обстановка, поскольку там почти не остается людей, только скотник периодически чистит стойла. Благодаря этому у коров значительно сокращаются стрессы, которые они получают, когда их перегоняют на преддоильную площадку, загоняют в доильный зал. Кто бывает на российских фермах и видит, как происходит доение, тот понимает, о чем идет речь.
Между тем именно стрессы у коров являются одной из основных причин их ранней выбраковки. У беспривязной технологии в России уже сложилась некоторая история и статистика: коровы выдерживают всего 2,5-3 лактации. В Европе эта цифра выше, не в последнюю очередь из-за спокойных условий содержания. Коров не гонят палками, не кричат, они для фермера - средство для зарабатывания денег.
Еще одно неоспоримое преимущество доильного робота, связанное с проявлением российского «человеческого фактора», в том, что робот работает без выходных и праздников.
Подстроиться под робота
Несмотря на то, что сама идея создания роботов была превосходной, по целому ряду причин внедрить их на рынок оказалось не столь лёгким делом. Робот – довольно дорогое удовольствие. Кроме того, при переходе на эту технологию нужно быть готовым к высоким первоначальным инвестициям и к необходимости платить за сервисное обслуживание. Есть у роботов и «физиологические» минусы. Далеко не все дойные коровы имеют идеальное расположение сосков, позволяющее им доиться роботом. Не подходят коровы с близко расположенными сосками, касающиеся друг друга задние соски роботом воспринимаются как один. Если вымя высокое сзади, то сенсор не видит задние соски в горизонтальной плоскости. Поэтому при внедрении такой системы фермеры вынуждены продавать (выбраковывать) коров, которые имеют неправильное (неприемлемое для системы распознавания робота) расположение сосков (это, как правило, самые высокопродуктивные коровы). Обычно приходится выбраковывать 10-15% коров, иногда до 50%. Были случаи, когда после установки роботов фермеры так и не могли начать эффективное использование данной технологии и вынуждены были возвращаться к уже привычному доильному залу.
Ферма, на которой будет работать доильный робот, должна иметь планировку, несколько отличающуюся от обычного беспривязного содержания. Это связано с особенностями передвижения к доильному роботу и из него, прохода к корму.
Также доильный робот требует особого сервиса, он не может работать «на отказ», до поломки. Сервисное обслуживание роботов частое и дорогое. Сигнал тревоги от робота может поступить на мобильный телефон фермера в любое время. В двух третях случаев фермер самостоятельно может устранить проблему, в остальных случаях он звонит сервисному инженеру, который должен прибыть в течение 40 минут.
При начале эксплуатации первых поколений доильных роботов отмечалось ухудшение показателей качества молока. Повышалось содержание соматических клеток, увеличивалась бактериальная обсемененность и кислотность, уменьшалась плотность (это связано с тем, что в молоко попадает больше воды из-за частых промывок робота).
За последние годы надёжность доильных роботов очень повысилась, первопроходцы в этой сфере выпускают уже третье поколение оборудования, в котором, в том числе, улучшены системы, отвечающие за качественные показатели молока.
Другая философия
Несмотря на все достоинства и недостатки доильных роботов, эта технология уже не воспринимается как футуристическая, не имеющая ничего общего с российской действительностью. На сегодняшний день в России успешно эксплуатируется несколько современных доильных установок. И это, безусловно, положительный фактор. Дело в том, что в Европе уже около 85% коров содержатся беспривязно, и тенденция перехода на эту технологию сохраняется. В России пока только 5% коров на беспривязи. Так, если доильный робот – это «последний писк моды», то доильный зал для нас – все еще «предпоследний». И специалисты из глубинки с твёрдыми, но устаревшими убеждениями о технологии содержания и доения коров, осознавая, что в стране уже эксплуатируются такие новшества, как доильные роботы, будут легче решаться на переход к беспривязному содержанию и доению в доильном зале.
Однако применение автоматизированного роботодоения на крупных фермах является экономически неоправданным ни с точки зрения первоначальных инвестиций, ни со стороны стоимости их эксплуатационного обслуживания. Один доильный робот может обслуживать до 60 коров. Сейчас производители могут устанавливать до пяти доильных боксов с одним управляющим блоком, но пропускная способность дополнительных боксов составляет 30 коров. Экономическая эффективность доильного робота обусловлена экономией затрат физического труда человека, а соотношение стоимости оборудования и уровня оплаты труда в России увеличивает срок окупаемости доильных роботов в России до 10 раз по сравнению с Европой. Иными словами, покупать доильные роботы на крупную ферму нецелесообразно.
Использование доильного робота – это совсем другой подход к ведению животноводства, другая философия, для понимания которой необходимы консультации со специалистами в этой области. Тем не менее, оценивая нынешнюю ситуацию в России (надеемся, что кризисные явления будут иметь краткосрочный характер) и тенденции в молочном животноводстве, можно с уверенностью сказать, что у доильного робота в России есть будущее, пусть и в небольшой специфической рыночной нише.