Государственное регулирование производства органической сельскохозяйственной продукции в РФ

Государственное регулирование производства органической сельскохозяйственной продукции в РФ

До последнего времени сдерживающим фактором развития экологического сельского хозяйства и рынка экологической (органической) продукции в России являлось отсутствие законодательно-нормативной базы.

Ситуация изменилась после опубликования 31 мая 2008 года Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.04.2008 N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2354-08» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2008, регистрационный номер 11741).
Что такое «органический продукт» и где его можно вырастить?
В данном Постановлении впервые в отечественной практике определён термин «органической продукт». Итак, «для пищевых продуктов, произведённых с использованием технологий, обеспечивающих их получение из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО (генно-модифицированных организмов – А.Б.), не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения и в соответствии с настоящими санитарными правилами (далее – органические продукты), указывается информация: «органический продукт».
Кроме того, в Постановлении даны разъяснения, как он должен производиться, т.е. сформулированы санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам.
Причём, эти требования не только охватывают сферы производства сельскохозяйственных культур и растений, продуктов животноводства, птицеводства и пчеловодства (которые в целом заключены в определении «органический продукт»), но и предъявляют такие же требования к сельскохозяйственным полям, угодьям, участкам, фермам, затрагивают вопросы уборки, транспортировки, хранения, переработки и ряд других. При этом, должно выполняться каждое из них, иначе произведенная продукция «органической» считаться не может.
Так, для производства органических продуктов используются сельскохозяйственные поля, угодья, участки, фермы, для которых переходный период составляет не менее двух лет со времени посева или в случае многолетних культур (за исключением травопольных) как минимум три года.
Участки земель, используемые для производства органических продуктов, должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, предъявляемых для почвы.
Участки земель, в которых превышены гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ для почвы, должны быть выведены при производстве органических продуктов из севооборота.
Экологический продукт животного происхождения
Продукты животного происхождения признаются органическими продуктами, если при их производстве использовались пастбища, которые на протяжении последних трёх лет не обрабатывались какими-либо средствами, не включенными в данные санитарные правила. Количество применяемых в хозяйстве удобрений не должно превышать 170 кг азота в год на один гектар сельхозугодий.
При производстве органических продуктов пчеловодства ульи должны располагаться таким образом, чтобы все хозяйства в радиусе 6 км от места нахождения пасеки отвечали требованиям настоящих санитарных правил.
Допускается нахождение в этом радиусе других хозяйств, которые не представляют собой опасности загрязнения радиоактивными, химическими, биологическими веществами и их соединениями, микроорганизмами и другими биологическими организмами, представляющими опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений, и в которых не используются пестициды.
Продукты пчеловодства реализуются как органические продукты при условии, что они были получены в соответствии с настоящими санитарными правилами по истечении одного года от начала деятельности пасеки.
В санитарных правилах определены вещества и препараты, допускаемые к использованию для очистки и дезинфекции животноводческих помещений и зданий для содержания животных и птиц, добавки или средства обработки кормов при производстве силоса.
Правила установлены
Особые требования предъявляются к уборочному оборудованию, транспортным средствам и контейнерам, которые должны быть маркированы по предназначению (только для органических продуктов) и после применения должны подвергаться санитарной обработке и храниться в условиях, исключающих их загрязнение после обработки и до использования.
Продукты органического производства допускается транспортировать и реализовывать только в упакованном виде, с маркировкой «органический продукт».
Каждая партия органических продуктов должна сопровождаться документацией, позволяющей проследить происхождение продукта и его качество (удостоверение о качестве и безопасности).
Импортируемые органические продукты должны проходить санитарно-эпидемиологическую экспертизу с подтверждением идентификации органического продукта со стороны уполномоченного органа страны-импортера.
Сложно категорически утверждать, что введение данных санитарных правил одномоментно качественно изменит ситуацию в сфере производства органических продуктов питания в стране. Главное другое – правила установлены. И данный сегмент рынка продовольствия может теперь развиваться в РФ цивилизованно.
Как результат, возрастёт доверие потребителей к продуктам питания с экологической маркировкой и ответственность производителей за подобного рода маркировку.
Новые возможности для крестьянских хозяйств
Априорно, производители органической продукции сориентированы на национальный рынок. Причем, такое производство достаточно эффективно может развиваться на мелкоконтурных участках, в том числе со сложным ландшафтом. Это даёт определённые преимущества и повышает конкурентоспособность крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств (соответственно К(Ф)Х и ЛПХ) в этом сегменте рынка перед крупными сельхозтоваропроизводителями. Что в свою очередь будет содействовать стабильному и устойчивому развитию сельской местности.
Казалось бы, более высокая цена на органические продукты питания (относящиеся к премиальной нише) заметно сужает потребительский сектор данного сегмента рынка. Однако, введение настоящих санитарных правил даёт дополнительный импульс для развития системы потребительской кооперации в сельской местности, что является одним из направлений реализации национального проекта в агропромышленной сфере.
Взаимодействие государственных органов, координирующих вопросы кооперации в сельской местности, с организациями и объединениями, представляющими сферу мелкотоварного производства, коммерческими структурами может способствовать созданию реализационной сети органических продуктов питания непосредственно в сельской местности.
В Ленинградской области, например, к числу таких организаций и объединений относятся Союз фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга, Фонд «Санкт-Петербург – фермерам, садоводам и ЛПХ», Экологическая ассоциация садоводческих товариществ Ленинградской области, Санкт-Петербургский экологический союз.
В значительной мере в системе садоводческих товариществ Ленинградской области, ряде ЛПХ и К(Ф)Х производится продукция достаточно близкая к органической, а в определенной их части – практически соответствующая предъявляемым к ней требованиям. И цена такой продукции не выше (а то и заметно ниже) реализуемой через рыночную сеть Санкт-Петербурга. Таким образом, и с этой точки зрения данный производственный сектор предоставляет наиболее благоприятные стартовые возможности динамичному развитию производства органической сельскохозяйственной продукции в стране.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) ежегодный оборот рынка органических товаров достиг 40 млрд долларов, что составляет около 5% сельскохозяйственного производства и потребления продуктов питания на Западе. Причём, в западных странах весьма распространено приобретение товаров непосредственно на фермах, что существенно упрощает их путь от производителя к потребителю.
Информационная поддержка и продвижение на рынок
Маркетинговый эффект органической продукции (её высокое качество) может быть существенно дополнен привлекательностью экологического туризма в сельской местности, который становится всё более популярным в последние годы не только в западных странах, но и в России. Информацию о возможности приобретения органических продуктов питания непосредственно в сельской местности можно донести до потребителя через сеть информационно-туристических и социально-деловых центров Ленинградской области, туристические карты, информационные стенды на рынках Санкт-Петербурга и областных районных центров, Интернет, газеты «Вести», «Санкт-Петербургские Ведомости», «Метро» и другие источники информации.
При государственной поддержке в сельской местности может быть создана сеть пилотных кооперативных магазинов органической сельскохозяйственной продукции «Шесть соток», которая вполне успешно сможет взаимодействовать с торговой сетью Санкт-Петербурга, заинтересованной в развитии этого сегмента рынка.
Данные санитарные правила вступили в действие в РФ с 1 июля 2008 года и по предпосылкам, а также своему потенциалу Ленинградская область может стать лидирующим регионом страны в их реализации.

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Юбилей «Культуры-Агро»

Юбилей «Культуры-Агро»

90-летие празднует одно из старейших сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области ЗАО «Культура-Агро», ведущее свою историю от Цвылевской коммуны.

Впервые в России конкурс дояров на доильном зале

Впервые в России конкурс дояров на доильном зале

12 августа 2008 года на базе ЗАО «ПЗ «Приневское» Всеволожского района Ленинградской области прошёл 29-й областной конкурс профессионального мастерства операторов машинного доения коров. Впервые в Российской Федерации конкурс проводился в условиях доильного зала. Предыдущие конкурсы проходили на линейных доильных установках типа молокопровод.

Племенные хозяйства показали лучших

Племенные хозяйства показали лучших

23 августа 2008 года на базе СПК «ПЗ «Детскосельский» состоялась 5-я выставка племенных животных «Белые ночи-2008». Организаторы мероприятия – Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, Ассоциация «АСЧАР», ВНИИГРЖ, ФГУП «Невское», НГ «СЗ Агротехнопарк».