От редактора

Дорогие читатели!
 
С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности в России». Поручение разработать закон, регулирующий взаимоотношения производителя, продавца и потребителя, дал еще несколько лет назад бывший тогда президентом Владимир Путин. Распоряжение стало реакцией на многочисленные жалобы аграриев, которых притесняли крупные торговые сети, развивавшиеся бурными темпами и диктовавшие правила игры остальным участникам продовольственного рынка.
В новом законе есть свои плюсы и минусы как для агропроизводителей, так и для ритейлеров. Главное новшество Закона - введение госрегулирования торговой отрасли в стране.
Впрочем, при более внимательном знакомстве с документом не все из положений кажутся бесспорными. Например, меры по противодействию монополизации рынка. Так, ритейлеру запрещается открывать новые магазины в том или ином муниципальном образовании, если доля сети на местном рынке превышает 25 %. То есть успешная торговая сеть, которая нравится покупателям, не сможет открыть новые магазины. Ей придется, соблюдая норму, отказаться от планов развития, или она вынуждена будет развивать бизнес, создавая новые юрлица. Получается, в небольшом населенном пункте открывать крупный магазин и вовсе нельзя: он сразу займет большую долю на рынке.
Другое изменение: введен запрет на бонусы за право входа товара в сеть. Вознаграждения от поставщиков предусмотрены только за объем (до 10 %). Огромный шаг сделан в сторону защиты интересов производителей продовольствия. По новому закону для торговли установлен жесткий срок расчетов с поставщиками: для скоропортящихся продуктов – не более 10 дней, далее, в зависимости от сроков хранения, 30 и 45 дней. Так что теперь аграрии вовремя должны будут получать деньги за поставленную продукцию, а торговые сети не смогут отсрочить оплату, прокручивая деньги.
Конечно, компенсировать потерю денег сети смогут через понижение закупочных цен. Есть и ряд других механизмов. Например, замаскировать те же бонусы, включив их в сумму контракта или переименовав. Крайний вариант – переход на серые схемы оплаты в обмен на повышенную лояльность партнеров-поставщиков. При этом закон по-прежнему не регулирует ситуацию, когда сети включают в договора поставки такие условия, которые не выгодны поставщикам. Например, испорченный и украденный товар должен оплатить поставщик. Не говорится в законе и о стандартах качества. Получается, что побеждает товар с наименьшей ценой, а оценивать качество предстоит уже потребителю, правда, заплатить ему придется из собственного кошелька.
Кроме того, несмотря на выработку механизмов, которые должны стоять на защите прав производителей и, в конечном итоге, потребителей, аграриям придется по-прежнему идти на дополнительные уступки: без торговых сетей им прожить крайне сложно. Серьезным игрокам агрорынка выгодней получить стабильность и гарантированные объемы закупок при сотрудничестве с крупными ритейлерами, чем множество рисков, которые неизбежно возникнут при работе с малым бизнесом, о поддержке которого также немало говорится в законе.
С точки зрения защиты прав потребителей и добросовестной конкуренции закон содержит много положительного. Важно, что по закону правительство может устанавливать на срок до 90 дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары в том случае, когда товар из специального перечня подорожает на 30 процентов за 30 дней. С другой стороны, законом не установлен верхний предел наценки на такие товары. Не предусмотрено в законе и преимуществ для продукции российского производства.
Хорошо, что теперь местным властям запрещено вмешиваться в конкуренцию. Не секрет, что часто торговые сети контролируют родственники представителей власти или просто приближенные. В результате для их торговых точек создаются особые привилегированные условия. Благодаря тому, что компании-производители будут размещать информацию об отпускных ценах на своих сайтах, автоматически становится более прозрачным механизм формирования цены поставщиков. Таким образом, можно будет проследить, как изменилась цена товара с момента отгрузки до момента появления на полке гипермаркета.
Но буква закона не меняет схему работы на продовольственном рынке. Большинство поставщиков торговых сетей - это посредники и переработчики. Небольшому сельхозпроизводителю трудно самому организовать поставки. Кроме того, далеко не у всех есть возможность круглогодично поставлять продукцию, а заниматься скупкой и перепродажей, например, овощей или зелени, и все ради того, чтобы удержаться на полке сети – далеко не всем по душе. Да и мало кто из аграриев производит готовую к потреблению продукцию. Поэтому существует мнение, что теперь необходимо бороться с монополией переработчиков. Давление торговли на переработчика влияло и на сельхозпроизводителя. После принятия закона о торговле у переработчиков появятся новые возможности, которыми они будут вынуждены поделиться с аграриями.
Хочется надеяться, что со вступлением в силу закона о торговле, все участники цепочки «от поля до стола» наконец почувствуют себя равноправными партнерами, готовыми к открытому и взаимовыгодному сотрудничеству.
 
Всего Вам доброго.
Светлана Голохвастова
Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Конференция к 80-летию ВИЗР

Конференция к 80-летию ВИЗР

Г.А.Наседкина

руководитель лаборатории ВИЗР

Во Всероссийском научно-исследовательском институте защиты растений в декабре 2009 года состоялась международная научная конференция «Защита растений и продовольственная безопасность России», посвященная 80-летию ВИЗР. В работе конференции приняли участие представители Минсельхоза РФ, Российской академии сельскохозяйственных наук, Северо-Западного научного центра Россельхозакадемии, администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга и Ленинградского агропромышленного комплекса.

Сервис как основа здоровья и работоспособности

Сервис как основа здоровья и работоспособности

А.Дорофеев

руководитель сервисного отдела «Макс-Агро»

Н.Пуцын

руководитель отдела технологического оборудования «Макс-Агро»

Введение технического регламента на молоко кардинально изменило целевую политику в молочном животноводстве. Знакомая всем руководителям животноводческих предприятий борьба за повышение удоев постепенно сменяется борьбой за постоянное повышение качества выпускаемой продукции. Таким образом, уже сегодня наблюдается поворот производства от количества к качеству.

Где искать энергию?

Где искать энергию?

И.И.Малинин

ООО «Лаллеманд»

Сегодня, в связи с ростом цен на корма, одной из ключевых задач для сельскохозяйственных товаропроизводителей является оптимизация стоимости рациона.