От редактора

От редактора

Наш ответ глобализации

 

Мы боимся ВТО. Ведь скоро из-за рубежа хлынет поток дешевых продуктов сомнительного качества, думаем мы. А чем мы можем противостоять глобализации? С одной стороны – снижением затрат на производство, с другой – увеличением потребления отечественных продуктов. Мы мало задумываемся о том, почему «у них» продукты дешевые, а у нас дорогие, мало делаем для удешевления своей продукции. Но мы еще и не ценим свою продукцию, не продвигаем ее, не пропагандируем, не повышаем на нее спрос! У потребителя мало информации о еде и цепочке ее производства, поэтому он зачастую не знает, как выбрать продукт, вот и выбирает по цене.

 

Также меняются потребительские предпочтения покупателей. Натуральные, полезные, питательные продукты вытесняются из жизни, уступая фаст-фуду, полуфабрикатам. Молодежь предпочитает газированные напитки молоку, чипсы – картофелю, свежий хлеб – сублимированным сухарикам, щедро приправленным усилителями вкуса. Такое добровольное «накачивание» химией организма, тем более растущего, очень опасно.

 

В целях изменения ситуации необходима пропаганда здорового питания, натуральных качественных отечественных продуктов питания, содействие развитию российской культуры питания. В первую очередь, необходимо воспитывать культуру питания среди молодых людей, школьников – будущих потребителей отечественной продукции. Для кого будем производить молоко, если молодежь его не будет пить?

 

Взрослым людям, со сложившимися предпочтениями, привычками, тоже надо напоминать о традициях российской кухни, культуре еды, местных деликатесах, рассказывать о преимуществах отечественных продуктов, о цепочке их производства в простой и доступной форме. Такая пропаганда должна вызывать гордость за своего местного производителя, и это – тоже элемент воспитания патриотизма. Постепенно должна формироваться связь: «отечественное - значит, лучшее», «произведено в нашем регионе – значит свежее, качественное». Со своей стороны, производители тоже должны подтягивать уровень качества, чтобы такие заявления не были голословными.

 

Чтобы заниматься этой работой, конкурировать с внешним миром, надо объединять усилия государства, бизнеса, общественных организаций на принципах частно-государственного партнерства, создавать некоммерческие общественные организации, в чьем ведении будет распространение информации о еде и культуре питания, питательной ценности разных продуктов, рецептах приготовления пищи для разных возрастов, сезонов, диетической и праздничной пищи. Такие общественные организации должны информировать граждан своей страны – от школьников до стариков – о пользе и свойствах продуктов питания, о технологиях их производства, о конкурентных преимуществах российской сельскохозяйственной продукции. На сайтах таких организаций, созданных, например, в каждом федеральном округе, должны быть отражены региональные и национальные особенности питания нашей большой страны. Необходима информация о том, что такое качество пищи и как оно определяется. Примеры такой работы есть за рубежом. Подобное сотрудничество государства и бизнеса осуществляется в Норвегии и Финляндии. Пропагандой потребления молока и молочных продуктов эффективно занимаются на аналогичных условиях США, Китай, Ирландия.

 

Тем более, такая информация уже давно востребована российским обществом. Многие люди начинают интересоваться, откуда берутся и в каких условиях производятся продукты, в каких условиях выращиваются овощи. Поэтому важно рассказывать потребителям, что такое сельскохозяйственное предприятие, как оно функционирует, как связано с экологией, как в нем обращаются с животными. Это подтолкнуло бы и производителей решению многих, еще не решенных вопросов.

 

Информация о качестве продуктов могла бы стать учебным материалом для детских садов, школ, профессионального обучения и для преподавателей вузов, и просто для обычных потребителей.

 

Возможно, для идентификации отечественных и качественных продуктов необходимо создать систему добровольной сертификации качества и безопасности продукции, создать бренд «Сделано в России».

 

Необходимо сотрудничество со СМИ. Показателен пример Казахстана, где всего за полтора-два года активная пропаганда казахстанской продукции в СМИ привела к росту потребления молока, а журналисты постоянно пишут о программе «Здоровое молоко», о пользе молочной продукции и о том, что отечественная продукция не хуже завозной.

 

Важно проведение массовых мероприятий (фестивалей, конкурсов и т.п.), размещение социальной рекламы с привлечением известных врачей, звезд шоу-бизнеса, политиков, ученых, спортсменов для рассказа о полезных продуктах. Даже первые лица государства могли бы внести свою лепту в пропаганду здорового питания и здорового образа жизни.

 

Отдельные примеры можно привести уже сейчас. Так, некоторые школы самостоятельно проводят акции «Мы – за здоровое питание!», но они дадут эффект, если будут не разовыми мероприятиями, а целой системой воспитания. Становятся все более популярными петербургские фестиваль «Вкусноград», Праздник Хлеба и Молока, Праздник мороженого, на которых на суд потребителей выставляют свои лучшие продукты питания российские производители. Можно вспомнить уже реализуемую программу «Школьное молоко», цель которой - включение молочных продуктов в школьное питание и пропаганда здорового образа жизни среди детей. По инициативе Минсельхоза РФ была запущена всероссийская программа стимулирования потребления молока и молочных продуктов, направленная на оздоровление нации.

 

Культура питания, то, что мы едим каждый день – это и важный индикатор состояния дел в нашем обществе, который свидетельствует о сохранении истории, самобытности и многонациональной культуры. Если потребители будут доверять и поддерживать своих производителей продуктов питания, когда отечественные товары заслуженно станут приоритетными, то нам не страшно будет ни ВТО, ни каких другие глобальные организации. Выбор за нами. Только мы сами можем помочь себе – за счет ответственного, отвечающего всем современным стандартам качества производства и умного, здорового потребления.

 

Светлана Голохвастова

главный редактор журнала «Сельскохозяйственные вести»

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Сорт озимого ячменя Волжский Первый

Сорт озимого ячменя Волжский Первый

Н.В.Тупицын

доктор с/х наук, профессор

В.Н.Тупицын

кандидат с/х наук

ООО НПЦ «Селекция» (г. Ульяновск)

С 2011 года по предложению Ульяновского филиала ФГБУ «Госсорткомиссии» для возделывания в Ульяновской области и Средневолжском регионе  Российской Федерации рекомендован сорт озимого ячменя Волжский Первый. Основанием для того решения послужило преимущество по урожайности и скороспелости озимого ячменя над яровым.

Состояние молочного животноводства

Состояние молочного животноводства

Перспективы молочного животноводства России после вступления в ВТО недавно были подсчитаны в ценовом выражении. Оказывается, сейчас поддержка национальных производителей, которая помогает им получать доходы, оценивается в 27 млрд руб. в год.

Фитопробиотик Провитол в кормлении дойных коров

Фитопробиотик Провитол в кормлении дойных коров

А.А.Лебедев

аспирант ВИЖа

В.М.Дуборезов

доктор с.- х. наук, профессор, ВИЖ

Г.Ю.Лаптев

доктор биологических наук, директор ООО «Биотроф»

В.В.Солдатова

гл. специалист, канд. с.- х. наук, ООО «Биотроф»

В последнее время продуктивность коров в условиях кормовой базы Ленинградской области достигла выше 7000 кг молока на корову. Только при полноценном, достаточном по уровню кормлении возможно получить максимум молочной продуктивности, на которую способны коровы в силу своих наследственных задатков.