Автопробег «Дорогу молоку!»

Автопробег «Дорогу молоку!»

В период с 6 по 9 августа 2012 года состоялась уникальная для российского аграрного рынка акция – Автопробег «Дорогу молоку!». Автопробег был организован Информационным агентством DairyNews при спонсорской поддержке ряда компаний.

В мероприятии приняли в общей сложности участие представители около 70 компаний – производителей и переработчиков молока, поставщиков технологических решений представителей региональных органов власти из 12 регионов России. Участники автопробега проехали почти 1500 километров, посетив 4 региона Российской Федерации – Ярославскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области, посетили 8 предприятий и приняли участие в 3 региональных совещаниях.

 

По итогам Автопробега участники выработали совместную позицию, которую доводят до сведения участников отрасли, общественности и государственной власти.

 

Позиция участников Автопробега

Ситуация в молочной отрасли Российской Федерации остается сложной. Молочное животноводство, будучи самым долгоокупаемым бизнесом аграрного сектора, является одновременно одной из самых ресурсоемких и проблемных отраслей сельского хозяйства. Все участники молочного рынка в различных регионах России испытывают схожие проблемы:

— Несмотря на то, что официальная статистика свидетельствует о ежегодном росте поголовья, надоев, эффективности молочного производства, в действительности в большинстве сельскохозяйственных животноводческих предприятиях наблюдается стагнация, а в ряде случаев и снижение показателей. В частности, данные о соотношении поголовья и надоев в сельхозпредприятиях и ЛПХ, как правило, не соответствуют действительности. По статистике, коров в хозяйствах населения в стране больше, чем в сельскохозяйственных предприятиях. Однако участники автопробега убедились, что в посещенных регионах это не так (за исключением Ленинградской области, где поголовье коров в хозяйствах населения составляет около 10%, и Ярославской, где этот показатель составляет 15%).

— Производители молока испытывают сложности с получением достоверной оперативной статистической информации о ценовой конъюнктуре на молочном рынке. Официальная статистика с января 2012 года показывает ежемесячный рост цен на сырое молоко, однако участники рынка единогласно заявляют о значительном падении закупочных цен на молоко. Во многом это связано с отсутствием единого стандарта при анализе закупочных цен на молоко и методологии сбора статистической информации.

— Несистемность господдержки. Нехватка проверенных данных, отражающих реальное положение вещей в молочной отрасли, приводит к отсутствию системности при оказании государственной поддержки молочной отрасли в различных регионах. Ряд регионов обращают внимание на то, что поддержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется преимущественно из небогатых региональных бюджетов. Так, например, в Новгородской области поддержка не превышает 60 копеек на литр сданного молока.

— Отсутствие кадров на селе. Остро ощущается дефицит ветеринарных, инженерных, агро-, зоотехнических и других специалистов на селе. Старые кадры зачастую неспособны принять и приспособиться к изменениям в технологиях, а молодые специалисты, отучившись за государственный счет, не желают ехать на село по причине низкого престижа сельскохозяйственных профессий и отсутствия социальной инфраструктуры. Мало того, участники автопробега в ряде случаев могут констатировать отсутствие и самих сел. Так, на территории Тверской области, практически на всем пути следования попадались заброшенные деревни, разрушенные храмы и коровники, заросшие поля. Молочные комплексы для привлечения необходимых специалистов зачастую вынуждены за свой счет строить и содержать жильё, детские дошкольные и образовательные учреждения, фельдшерские пункты и подстанции скорой помощи.

— Системные инфраструктурные сложности. Участники автопробега в ряде случаев констатировали отсутствие молочной инфраструктуры и незаинтересованность местных властей в развитии территорий. Животноводческие хозяйства Ярославской, Тверской и Новгородской областей испытывают проблемы от отсутствия нормальных коммуникаций: наблюдаются перебои с водой, ежедневные отключения электроэнергии, отсутствие качественных межпоселковых и подъездных дорог, недостаточность телекоммуникаций. Решение этих проблем требует дополнительных инвестиций. При этом стоит отметить, что все хозяйства по пути Автопробега провели переоборудование, используют передовые технологии содержания животных.

— Слабая государственная поддержка технического перевооружения. Большинство животноводческих хозяйств не получают должной компенсации от властей за инвестиции в развитие новых технологий, позволяющих производить молоко лучшего качества в больших объемах. В результате внедрения инноваций в плюсе остаются компании-поставщики оборудования, банки и т.п., а производитель молока остается «последним звеном в цепочке», отдавая долги и выплачивая проценты.

— Высокие процентные ставки по кредитам. Существующая система кредитования отечественных сельхозпредприятий ставит их в совершенно неконкурентные условия по сравнению с иностранными производителями молока. Это особенно критично в условиях вступления России в ВТО. Слишком высокие проценты и слишком короткий период кредитования при большом сроке окупаемости бизнеса не способствуют развитию молочного животноводства.

— Слабая поддержка на местном уровне. Ряд хозяйств испытывают затруднения в работе с местными администрациями, такие, как, например, невозможность выкупа земли для обеспечения себя кормовой базой и развития. При этом стоит отметить, что данные хозяйства зачастую остаются единственными производителями молока в своих районах.

— Неурегулированные земельные отношения. Существует проблема неурегулированных земельных отношений, в том числе нецелевого использования или отсутствие использования собственником земель сельхозназначения и нерешенные вопросы перевода земель из федеральной в муниципальную собственность.

— Засилье фальсификата на молочном рынке. Высокий уровень фальсифицирования молочных продуктов, повсеместное использование растительных жиров и других ингредиентов, направленных на снижение себестоимости конечной молочной продукции способствуют снижению спроса на сырое молоко, а также формируют у потребителей привычку к некачественным продуктам.

 

Предложения участников Автопробега

В свете изложенного участники Автопробега «Дорогу молоку!» предлагают следующий комплекс мер, имеющих принципиальное значение для поддержки и развития молочного рынка России в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Пересмотр статистической информации. Официальные данные используются при формировании стратегии государственной поддержки отрасли, разработке стратегии продовольственной безопасности, планах развития экономики и других стратегических документах. Эти же данные используют инвесторы при планировании вложений в производство и переработку молока. Однако все участники отрасли осознают, что официальные данные не соответствуют действительности, что приводит к возникновению системных проблем в молочной отрасли.

В 2014 году ожидается всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая должна пройти под пристальным контролем Министерства сельского хозяйства и участников молочного бизнеса для того, чтобы руководство страны могло получить данные для эффективного анализа ситуации.

Поддержка кооперации молочных производителей. На сегодняшний день структура молочного рынка России такова, что производство и переработка молока, как правило, разделены и нередко испытывают противоречия.

Опыт стран-лидеров молочной отрасли демонстрирует успех кооперативной структуры молочного рынка, в которой производство и переработка молока объединены в одну организацию и преследуют общие цели. Участники рынка предлагают сформировать систему поддержки кооперативов производителей молока:

¡    льготная система кредитования кооперативов: предоставление кредитов на длительные (20-30 лет) сроки и по ставкам ниже ставки рефинансирования;

¡    введение упрощенной системы кредитования кооперативов производителей молока, предоставление государственных гарантий в обеспечение обязательств кооперативов;

¡    государственная поддержка строительства кооперативами перерабатывающих предприятий, особенно мощностей по производству масла, сыра и сухого молока.

Стимулирование государством создания сельской кооперации, что позволит начать реализацию системных мер, направленных на вывод из депрессии российского села. Развитие сельского кооперативного движения может предложить сельскому населению возможность самостоятельной занятости.

¡    необходимо создавать кредитные кооперативы, которые бы финансировались участниками кооператива и финансировали бы свое развитие, а именно создание сбытовой сети, новых направлений бизнеса, что позволит кооператорам быть более предпринимателями, чем просто сельчанами;

¡    на развитие такого рода бизнеса необходимы деньги и государство должно финансировать такие проекты – это социальный проект для государства, который бы обеспечивал занятость на селе.

Пересмотр системы финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей. Вместо существующей системы субсидирования процентной ставки, направленной, по сути, на поддержку банковской системы, создать на основе уже имеющихся государственных финансовых институтов благоприятные для отрасли условия кредитования, а именно:

¡    Расширить залоговую базу для получения кредитов на ведение сельскохозяйственной деятельности и систему залоговых коэффициентов от 0,8 до 0,9.

¡    Повсеместно внедрить практику предоставления государственных гарантий субъектами федерации.

¡    Установить не более 10-15% собственного участия.

¡    Снизить процентную ставку по кредитам для сельхозпредприятий и привести ее к общемировым показателям 1-3%.

¡    Увеличить сроки кредитов для производителей молока до 20-30 лет.

Поддержка производства и сбыта молочной продукции. С учетом снижения уровня потребления молока и молочных продуктов, предстоящего вступления России в ВТО, а также усиливающуюся конкуренцию на рынке готовой молочной продукции в России со стороны белорусских предприятий целесообразно разработать и реализовать комплекс мер по государственной поддержке производства молочной продукции.

В целях обеспечения здоровья и благополучия нации считаем необходимым запустить общероссийскую программу по стимуляции потребления молока и молочных продуктов, содержащую как государственный заказ на молочные продукты (например, успешно реализованные в некоторых регионах проекты «Школьное молоко»), так и просветительско-пропагандистскую деятельность, направленную на информирование населения о пользе молочных продуктов и необходимости увеличения их доли в рационе, как это было сделано, например, в отношении рыбы и рыбных продуктов.

Борьба с фальсификатом. В целях защиты добросовестных производителей молочной продукции от недобросовестной конкуренции, главным образом связанной с некорректным использованием и недобросовестным декларированием тропических масел в составе молочной продукции, необходимо усилить контроль норм технического регулирования молочной отрасли со стороны всех контролирующих органов и ужесточить ответственность участников рынка за их нарушения.

 

Участники Автопробега «Дорога молоку!» посетили следующие хозяйства:

ЗАО «Красный маяк» (Ярославская область). Специализация – молочное животноводство, растениеводство, овощи открытого грунта, теплицы, картофель. Земельный клин 3,5 тыс. га. Поголовье (ярославская, голштино-фризская породы) общее – 1400 голов, дойного стада – 600 голов. Надой в 2011 г. – 6700 кг на гол., 2012 г. (план) 7000 кг на гол.

ОАО СХП «Вощажниково» (Ярославская область). Включает в себя два комплекса: МТК-1 и МТК-2. Проектная мощность – 2464 голов дойного стада. Сейчас на комплекс завезено из Европы более 2000 нетелей голштино-фризской породы. Беспривязное групповое содержание, доение в доильном зале типа «параллель». Кормовая база своя, основной корм – травяной силос.

ООО «Агрофирма Россия» (Ярославская область) входит в холдинг «АгроВолга». Является одним из ведущих предприятий Ярославской области. «Агрофирма Россия» – единственное хозяйство области, полностью внедрившее в своем производстве принципы органического сельского хозяйства. Предприятие специализируется на племенном и товарном разведении таких пород КРС как абердин-ангусская, джерсейская, ярославская и овец пород дорсетдаун, суффолк и романовская.

ООО «Скопа»(Тверская область) – современная молочная ферма. Количество голов – 300 коров, всего 560. Беспривязное содержание. Племенные животные Костромской, Ярославской и Голштинской породы (из Нидерландов). В течение 6 месяцев после привоза скота выбыло только 3%.Отёлы закончились. Надой по стаду 23 кг/фур. корову в сутки. В 2012 год ООО «Скопа» стала победителем конкурса «Лучший хозяин».

СПК Колхоз «Россия» (Новгородская область). Специализация хозяйства: молочно-мясное скотоводство. Поголовье крупного рогатого скота представлено черно-пестрой породой и по состоянию на 1 января 2012 года составило 2073 головы, из них коров – 866 головы. Производство молока за 2011 год составило 4761,2 т, мяса в живом весе – 281,8 т. Продуктивность дойного стада – 5675 кг молока на фуражную корову.

СПК «Русь» (Псковская область) работает в области молочного животноводства. Поголовье – 450 голов, в том числе дойных коров – 200 голов. Надой в 2011 году составил 5040 литров на корову. Обрабатывается 1200 га земель (производство кормов). Корма заготавливаются из многолетних трав, вико-овсяной смеси, кукурузы.

Группа компаний «Галактика» (Ленинградская область) является одним из крупнейших производителей молочных продуктов в России. Подтверждением высокого уровня системы качества предприятия является решение компании Valio (Финляндия) с декабря 2009 года производить продукцию под своим брендом в России именно на «Галактике».

ЗАО «Агротехника» – одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области. Основная специализация – животноводство и растениеводство. В настоящее время поголовье – 1800 голов, из них 800 – дойное стадо. В 2010 г. ЗАО «Агротехника» прошла официальную аттестацию и получила разрешение на поставки молока для производства продукции Valio, соответствующего стандартам качества компании.

Автопробег показал, что молоко – важнейший продукт питания, а развитый молочный рынок – это не только здоровье нации, но и социальная стабильность, обеспеченная занятостью на селе, достойной зарплатой, уверенностью сельских жителей в завтрашнем дне.

СХВ/DairyNews

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

«Белые ночи-2012»: конкурс «коровьей красоты»

«Белые ночи-2012»: конкурс «коровьей красоты»

К.Н.Визирякин

пресс-служба губернатора и правительства Ленинградской области

Ставшая традиционной, выставка племенных животных «Белые Ночи» 28 августа 2012 года проводилась уже в девятый раз при поддержке комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.

Праздник школьного молока

Праздник школьного молока

Программа «Школьное молоко» действует во многих странах мира на протяжении уже более 40 лет. Благодаря этой программе свыше миллиарда литров молока ежегодно регулярно выпивают тысячи детей в образовательных учреждениях как дополнительное питание.

«Космические» прибыли

«Космические» прибыли

Е.Тимошенко

финансовый аналитик, инвестиционная компания Phoenix Capital (Украина)

Согласно результатам исследования компании Еrnst&Young, вторым по приоритетности заданием на будущий год (30,8% респондентов) участники агрорынка Российской Федерации назвали необходимость повышения эффективности своего бизнеса.