Представленные в статье материалы любезно предоставлены Яном Мускенсом, доктором ветеринарных наук из компании GD (Нидерланды). Читатель сможет получить информацию не только по данной теме, но и узнать о том, какие программы по борьбе с вирусными заболеваниями КРС разработаны в Нидерландах.
Вирусная диарея (ВД)
Примечательна, если можно так сказать, тем, что клинические признаки отсутствуют или могут быть ассоциированы с иными причинами: повышенная температура, диарея, снижение надоев, аборт на любом месяце стельности (чаще на втором триместре), возврат к эструсу, мертворождения (иногда резорбция или мумификация плода), снижение резистентности и восприимчивость к другим заболеваниям. О том, что в стаде есть больные животные, в том числе хронически инфицированные (далее PI), может свидетельствовать стабильно высокий уровень соматических клеток в молоке.
Инфицированные ВД животные непрерывно выделяют огромное количество вирусов со слюной, фекалиями, а также глазными, носовыми и вагинальными истечениями. Заражению подвержены как стельные, так и не стельные коровы, а также молодняк. Животные-носители не производят, за редким исключением, антитела. Но в ряде случаев отмечалось, что уже через 10 суток инфицированные животные обладали антителами и «новоприбывшие» вирусы ВД у них не вызывали. Тем не менее, PI-коровы способны осеменяться и приносить телят. На 30-120 сутки стельности происходит заражение плода, и, если аборт не случается, рождаются хронически больные телята. По статистике, только у половины из них проявляются ярко выраженные клинические признаки вирусной диареи. Типичные PI-телята имеют низкую резистентность, устойчивую диарею, что неизбежно влечет за собой проблемы с сохранностью и получением плановых привесов. У новорожденных телят часто отмечаются аномалии, связанные с нарушениями деятельности нервной системы и головного мозга, в т.ч. гидроцефалия.
Лечить животных-носителей бесполезно, никакие вакцины здесь не помогут. Необходима регулярная проверка всего поголовья, как коров, так и молодняка. Анализ основывается на определении вируса ВД, а не антител. Проводится тест крови у телят в возрасте 1 мес. и коров, а также анализ сборного молока от лактирующих коров. Животные-носители удаляются из стада.
В Нидерландах с 1998 года действует добровольная программа для фермеров, позволяющая бесплатно проводить необходимые анализы и получать по их результатам сертификаты. С 2004 года внедрено экспресс-сканирование для исследования конкретных случаев, – обычно это множественные аборты, регистрирующиеся как на отдельной ферме, так и сразу на нескольких фермах в определенном районе. В 2006 году введено в практику хозяйств исследование сборного молока, что обеспечивает более качественный мониторинг ситуации, связанной с распространением ВД в стране.
В Нидерландах владельцам настоятельно рекомендуют не продавать PI-животных. Если купленный скот оказался носителем ВД, покупка расторгается, а недобросовестный продавец, который был в курсе, что его скот инфицирован, но скрыл данный факт, – обязан оплатить все убытки покупателю. Вакцинация производится только для предотвращения появления в стаде животных-носителей. Телок вакцинируют до достижения ими возраста полугода, а затем повторно перед осеменением. Важно помнить, что так называемые «живые вакцины» не применяются для нетелей и стельных коров.
Метод иммуноферментного анализа крови или биологических образцов от забитых (павших) коров или телят является основным. Для подтверждения статуса «чистой фермы» в течение 10 месяцев производится проверка на ВД всех телят в возрасте 1 мес. Если будет выявлен хоть один теленок-носитель, период тестирования пролонгируется еще на 10 месяцев. Либо дважды в год осуществляют проверку крови, взятой от 5-ти телок в возрасте 8-12 мес. на предмет наличия антител. Стадо считается «чистым», если по результатам тестов ни одна из пяти или всего одна телка оказалась серопозитивной. Если серопозитивных 2 телки – проводят их повторное тестирование, а также 5-ти других их сверстниц на наличие антител. Если серопозитивными оказались от 3 до 5 телок, стадо теряет статус «чистого», после чего производят проверку всего молодняка в возрасте от 1 до 16 мес.
Проверка сборного молока на «вирусную чистоту» (ПЦР) и антитела также регулярно осуществляется, хотя данный метод подходит больше для Нидерландов, поскольку предполагает, что количество дойных коров в стаде не превышает 300 голов. Если образцы сборного молока «позитивные», то это значит, что в стаде порядка 30% коров серопозитивны. На основании полученных данных проводится тестирование образцов крови от всех животных.
Экспресс-сканирование включает в себя проверку сборного молока на вирус и антитела, а также анализ индивидуальных образцов крови от 5-ти телок в возрасте 8-12 мес., также проводятся серологические исследования образцов крови от 5-ти коров, отелившихся в предыдущем календарном году (т.е. коров в возрасте 2,5 лет). Если в обеих группах, как коров, так и телок, результаты анализов позитивны – животные-носители присутствуют в стаде или присутствовали недавно; рекомендуется проверить все стадо на наличие ВД. Если коровы серопозитивны, а телки серонегативны, то значит, что животные-носители присутствовали в стаде, но были выбракованы (пали) за последние полгода-год, рекомендуется проверить всех телят в возрасте 1 мес. для скорейшего выявления вирусоносителей. Коровы серонегативны, а телки серопозитивны, – довольно редкое сочетание. И коровы и телки серонегативны – циркуляции вируса в стаде не было последние 3 года.
Таблица 1. Выбор ИРТ-стратегии.
Результаты теста по сборному молоку |
Вероятность |
Готовность к забору крови и выбраковке |
Рекомендации |
Нет антител |
Заражено <10% |
Нет, но необходимо наблюдение |
Сертификация согласно результатам теста по сборному молоку |
Да |
Сертификация по результатам анализа крови |
||
Нет |
Наблюдение за сборным молоком после вакцинации |
||
Антитела |
Заражено >10% |
- |
Вакцинация |
Инфекционный ринотрахеит (вирус герпеса коров)
Как и в случае с вирусной диареей, инфекционный ринотрахеит (далее ИРТ) поражает скот всех возрастов. Локализуется вирус в нервных клетках. ИРТ опасен тем, что после заболевания животные остаются вирусоносителями на всю жизнь. При стрессах различной этиологии вирус может активизироваться и начать стремительное распространение в стаде, где ранее имелись лишь отдельные особи с ярко выраженными клиническими признаками этого заболевания, либо их вообще не было.
Характерно, что клинические признаки, как таковые, могут вообще отсутствовать или проявляться весьма умеренно. Только если заболевание переходит в тяжелую форму, регистрируются: повышенная температура, снижение продуктивности, респираторные заболевания, аборты на всех стадиях (чаще после 4-го мес. стельности), многократные и безрезультатные осеменения, низкая резистентность, даже гибель животных. Лечение животных-носителей не проводится.
Причиной вспышек ИРТ в стаде может быть как внедрение вируса (покупка нового скота, контакты скота с соседским на пастбище или на выставке, занос вируса посетителями фермы), так и возобновление активности вируса, уже имеющегося в стаде. Экономические потери – снижение надоев, аборты, бесплодие коров, отсутствие продаж племенного молодняка, возросшие затраты на вакцинацию – поистине огромны и уже довели многих фермеров Евросоюза до банкротства.
В Нидерландах специальной программы по борьбе с ИРТ не существует, хотя в свое время была инициирована работа по ее созданию, но приостановлена примерно 10 лет назад. В настоящее время, учитывая все возрастающий экспорт племенного скота, нидерландские фермеры в добровольном порядке осуществляют диагностику поголовья.
Практикуются следующие методы диагностики: прямая – на наличие вируса; косвенная – на наличие антител. Золотым правилом косвенной диагностики является принцип: если есть антитела, значит есть вирус. В Нидерландах получили распространение тесты на гликопротеин Е (гЕ) и В (гВ), «датский иммуноферментный анализ», а также ПЦР назальных мазков. Тест гЕ более чувствителен, нежели гВ, но на проведение реакции требуется больше времени, порядка 3-4 недель.
В случае, если у коровы или телки регистрируются обильные носовые истечения, производится ПЦР назальных мазков, а также двойной гЕ-серологический анализ с интервалом 3 недели.
В образцах сборного молока, а иногда от конкретных коров, определяются гЕ-антитела.
На основании полученной информации производится сертификация, и ферма считается «чистой». Этот статус налагает на владельца скота требования: проверять сборное молоко раз в месяц, либо проводить выборочный анализ крови коров дважды в год с интервалом 4-7 мес. и как минимум 3-х телок старше года. Кроме того, весь купленный скот у фермеров, не имеющих соответствующего сертификата, по прибытии на ферму,в обязательном порядке должен находиться на карантине до тех пор, пока серологические исследования взятых образцов крови не будут завершены.
В Нидерландах используется только гЕ-негативная вакцина, вирус может быть «живой» или инактивированный. Внутримышечно вакцинируют телок по достижении ими возраста 6-7 мес., и далее – ежегодно. Однако на стельных коровах (особенно после 5-го мес. стельности) «живые» вакцины не применяются, а только инактивированные. Притом, инактивированная вакцина вводится дважды, с интервалом 14-28 суток. Интраназальные вакцины способны обеспечить, так называемый, «быстрый иммунитет», и могут использоваться для коров, как стельных, так и не стельных, а также телок.
Неоспора (Neosporacaninum)
Относится к протозойным заболеваниям, которое является основной причиной абортов вирусного происхождения. Клинические признаки заболевания у взрослых коров отсутствуют, хотя вирус может находиться в их организме на протяжении всей жизни. Неоспороз вызывает аборты, как единичные, так и массовые, на любом месяце стельности. В ряде случаев отмечают: преждевременные роды (обычно такие телята нежизнеспособны), эмбриональную смертность (коровы снова приходят в охоту), мумификацию плода (обычно на 3-5 мес. стельности).
Основной путь передачи – вертикальный или транс-плацентарный, и по статистике на него приходится до 90% всех случаев заражения скота неоспорой. Хотя регистрируются случаи передачи заболевания через сперму, полученную от серопозитивных быков-производителей.
Горизонтальный путь передачи неоспоры многоэтапный, где собака является дефинитивным хозяином, а корова лишь промежуточным. У собак клинические признаки неоспороза проявляются редко и, как правило, включают диарею, а также нервные расстройства. Ооцисты, содержащиеся в кале собак, сохраняют жизнеспособность в течение длительного времени. Контаминация скота ооцистами происходит через почву на пастбище, воду и корма (как правило, зеленую массу и силос). Цикл замыкается, если собаки поедают последы и абортировавшие плоды от серопозитивных коров.
Методы лечения не разработаны, потому все серопозитивные телки должны как можно раньше удаляться из стада. В связи с этим, необходимо параллельно проводить профилактические мероприятия и регулярную диагностику.
Например, нидерландским фермерам рекомендуют не заводить собак на фермах, но и всячески препятствовать проникновению их извне.
Для иммунологических исследований берут кровь у телят первых дней жизни или телок старше 6 мес. Гистологическим исследованиям подвергают мозг, печень и сердце абортированных плодов. Производится проверка всего сборного молока: отрицательный тест указывает на то, что в стаде не более 15% лактирующих коров заражены неоспорой; положительный тест – серопозитивных коров в стаде более 15%.
В Нидерландах действует добровольная программа, в рамках которой фермерам предлагается абсолютно бесплатно тестировать 3 раза в год все сборное молоко и проводить анализ крови абортировавших коров.
По материалам семинара, организованного ККЗ Кирова 22 ноября 2012 года
Таблица 2. Диагностика и меры по предотвращению распространения Neospora caninum в стаде
Результаты теста сборного молока |
Аборты |
Серологические анализы абортировавших коров |
Рекомендации |
Негативный |
Нет |
- |
Проверка купленного скота |
Негативный |
Есть |
Позитивные |
Проверка «родственников» серопозитивных коров |
Позитивный |
Нет |
- |
Проверка репрезентативной выборки стада |
Позитивный |
Есть |
≥ 60% |
Проверка всего поголовья |