Курс на свои корма

С.А.Голохвастова

Курс на свои корма

Вопросы импортозамещения кормов для животных остаются одними из самых важных на сегодняшний день. Подробно данная тема была рассмотрена на международной конференции «КОРМА.pro», организованной Издательским Домом «СФЕРА» и состоявшейся 4-7 ноября 2015 в Санкт-Петербурге.

Обращаясь к участникам мероприятия, руководитель проекта и коммерческий директор ИД «СФЕРА» Ольга Паленова заявила, что конференция проходит при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам. Было зачитано приветствие депутата ГД К.И.Черкасова, в котором отмечалось, что в вопросе импортозамещения кормов «необходимо обеспечить консолидированный подход со стороны государства, регионов, научного сообщества и бизнеса». В период сложной экономической ситуации так важно собраться и обменяться опытом, найти оптимальные пути решения для развития агропромышленного комплекса.

Нам удалось послушать некоторые выступления, из которых было понятно, что тема действительно актуальна.

О значимости масличных культур для современного кормопроизводства говорил директор ГНУ ВНИИЖиров Александр Николаевич Лисицын. Рост продуктивности животных требует наращивать производство белка. Белковые продукты из масличных как нельзя лучше подходят для решения данной задачи. Тем более что производство масличных культур, особенно подсолнечника, дело прибыльное. Россия занимает ведущее место в мире по его производству: доля подсолнечного шрота в структуре производства белковых шротов занимает 62%, тогда как в мире в целом всего 5,7%. Именно подсолнечник оказывает наибольшее влияние на рынок масличных. За последние годы валовый сбор и объёмы переработки подсолнечника значительно увеличились. Например, в 2005 году жмыхов и шротов было произведено 2,2 млн тонн, в 2010 – 4 млн тонн, а в 2014 уже 6,2 млн тонн.

Чтобы полноценно использовать ресурсы кормового белка и повышать эффективность его использования в кормах, по мнению докладчика, необходимо решить несколько задач. Совершенствование отечественного семеноводства (сейчас 49% семян импортные); повышение урожайности, сохранность при уборке, хранении и переработке масличного сырья; сквозные исследования по цепочке семена – технология переработки – результат; внедрение инновационных технологий переработки; изучение кормовой ценности перерабатываемых масличных семян для обновления таблиц питательной ценности комбикормов; разработка новых белковых продуктов; разработка технологий переработки нетрадиционного растительного сырья с выпуском белковых продуктов (нут, люпин, амарант и др.).

Д­р Иани Адриан Чихайя, консультант USSEC, исполнительный директор Румынской ассоциации производителей комбикормов подробно остановился на рынке сои. Всего четыре­пять сран производят сою в достаточных количествах, остальные страны зависят от импорта. Например, страны ЕС ежегодно завозят 35 млн тонн сои, которая идет, в основном, на производство мяса. Преимущества сои перед другими белковыми культурами очевидны – она наиболее богата протеинами, у нее высокая конверсия корма, хорошее соотношение между лизином и протеином и т.д. Правда, к сожалению, 90% сои является генно­модифицированной. Всего 3% сои не ГМО, ее трудно найти и она дорогая. «Сейчас идет работа над созданием новых сортов сои, которые смогут расти в северных условиях. Возможно, лет через 5 соя будет расти и на Северо­Западе России. Где растет кукуруза, там будет расти и соя», – обнадежил д­р Чихайя.

Докладчик также остановился на альтернативных кормовых ингредиентах в кормлении животных. Например, по питательной ценности и цене с соей сравнится сорго. В нем также много протеина, а в некоторых сортах низкое содержание танина. Подсолнечный шрот двойной очистки – также неплохая альтернатива, а технология была разработана в Болгарии еще в 1970­х годах. Новыми интересными ингредиентами считаются глутскол – сухое сброженное зерно, а также подкисленный SOAP STOCK – продукт масличных. Наряду с предыдущим дорогим вариантом существует более дешевый – шелуха соевых бобов, смешанная с лецитином.

Среди новых тенденций доктором Чихайя было отмечено использование микробных продуктов, продуктов ферментации, ГМО растительного происхождения, а также ингредиенты, у которых нет истории использования в качестве кормов (например, насекомые), глюконаза, производимая из лечебного гриба. «Конкуренция на рынке кормов заставляет искать альтернативы. Но все­таки при использовании новых добавок следует соблюдать баланс между затратами и пользой от кормов», – заключил д­р Чихайя.

О белом люпине как альтернативе сое говорил Сергей Васильевич Зверев, ведущий сотрудник ВНИИ зерна и продуктов его переработки РАСХН. Белым люпином системно занимаются в одноименной лаборатории Тимирязевской академии. Это и селекция, агротехника, послеуборочная обработка; и технология переработки зерна, которой и занимается докладчик; а также использование продуктов переработки в кормопроизводстве. По содержанию белка люпин сопоставим с соей, а его урожайность в конкретном регионе может быть выше урожайности сои, выше и выход белка с гектара. К тому же, ГМО сортов люпина еще не создано. Люпин белый произрастает в Центральном, Южно­Сибирском, Южно­Кавказском регионах. К недостаткам кормового белого люпина можно отнести содержание алкалоидов (0,05­0,1%), которое устраивает кормопроизводство, но не устраивает пищевую промышленность, а также повышенное содержание клетчатки из­за толстой оболочки (до 20%). Снизить клетчатку можно обрушив зерно. Докладчик подробно остановился на вопросах первичной переработки и подготовки зерна белого люпина для кормопроизводства.

Рынок белого люпина пока узок, по его выращиванию и использованию в хозяйствах даже нет статистики. Одно можно утверждать – люпин менее подвержен повышению цен: если за два года соевый шрот подорожал на 40%, то люпин всего на 20%.

В том, что сои надо выращивать больше, не сомневается Сергей Викторович Зеленцов из отдела сои ВНИИ масличных культур имени В.С.Пустовойта (г. Краснодар). «На сегодняшний день уже достигнут рекордный урожай сои в 2,7 млн тонн (на конец ноября более 2,8 млн тонн), но все равно половину потребности приходится закупать. Хотя если финансировать свое сельское хозяйство, а не чужое, можно реализовать в ближайшее же время имеющиеся резервы и довести производство до 7 млн тонн», – уверен Сергей Викторович. Сейчас соя выращивается в 40 субъектах России. Лидером является Дальневосточный регион (Амурская область и Приморский край) – 1129,9 тыс. га. Также хорошо растет соя в Белгородской, Курской и Орловской областях, Краснодарском крае. Соя растет вплоть до Московской области, нигде в мире так далеко на север она не продвинулась. Научные учреждения ведут исследования на повышение урожайности сои, раннеспелость, засухоустойчивость, снижение реакции на длину дня. Чтобы уходить и дальше на север, необходимы сорта, не реагирующие на световой день, холодостойкие, заморозкоустойчивые, с улучшенным биохимическим составом семян. По мнению выступающего, российские семена максимально адаптированы к нашим условиям, и ни один иностранный сорт не превышает наши. Хотя иностранные сорта много лет прорываются на российский рынок, и все они трансгенные. В России существует запрет на выращивание ГМО сои. Ошибка это или нет? Много приводится аргументов в пользу выращивания ГМО культур. Но почему­то Япония не хочет их возделывать, а часть стран Европы, в частности, Франция и Германия, перестали выращивать ГМО­культуры. Уже через 2 года после начала промышленного выращивания ГМО­культур стали появляться суперсорняки, которые не убивают применяемые на ГМО­посевах гербициды. Уже появилось 35 видов сорных растений, которые не уничтожить глифосатом, 20 из них есть в России. На кукурузе появляется полностью устойчивая к глифосатам гигантская амброзия, на пшенице – кохия веничная и т.д., для уничтожения которых требуется дополнительное применение новых гербицидов. Все это ведет не к удешевлению производства кормовой культуры, а к удорожанию, потому что затраты на средства защиты растений увеличиваются в разы. К тому же это вредно и для человека, и для окружающей среды. Переход на ГМО­сою ставит в полную зависимость от ГМО­семян. «Ничего положительного о ГМО­сое сказать не могу», – сделал вывод С.В.Зеленцов.

Канадец Аарон Болдуин, генеральный директор ООО «Проагротех», живет и работает в России уже 13 лет и считает себя почти русским. Вот и в своем выступлении он задался вопросом «Как улучшить положение с выращиванием сои в России?», рассмотрел барьеры для производства сои и ответил на вопрос «Почему мы всегда будем зависеть от импорта?». Кратко рецепты от Болдуина таковы:

       -Повысить урожайность можно выращиванием сои, не толерантной к гербицидам.

       -Необходимо научное обоснование технологий производства в таких засушливых регионах, как, например, Белгородская область и Ставропольский край.

       -Проводить испытания канадских и североамериканских сортов и регистрировать их. В Канаде только в 2014 году было зарегистрировано 249 устойчивых к гербицидам сортов и 14 не устойчивых.

       -Стимулировать отрасль, чтобы не зависеть от импорта.

       -Разрабатывать современную агрономию. Почему­то в российских бобах низкий протеин, а бактерии не растут на корнях, не фиксируют азот.

       -Стимулировать селекцию. Должны быть программы и субсидии.

«В Реестре селекционных достижений имеется 160 сортов сои, из них 48 – иностранного происхождения», – отметил руководитель агрономического отдела ООО «ПРОГРЕЙН» Николай Николаевич Коновалов, выступая с докладом «Соя, качество в разных регионах России. Высокий протеин – миф или реальность». Рассказав о семи канадских сортах сои, докладчик отметил высокое содержание протеина в сортах сои компании, в том числе, выращиваемых в некоторых регионах России (до 45% и выше). Также были раскрыты секреты, влияющие на содержание протеина в этой ценной бобовой культуре. Это генетика, качественные семена и соблюдение агротехники (выбор сортов, инокуляция семян, оптимизация питания растений, защита посевов и др.).

В конференции приняло участие около 130 человек из регионов России и ближнего зарубежья, среди которых генеральные директора и технологи по кормлению агрохолдингов и птицефабрик, представители комбикормовых заводов, производители и продавцы кормовых добавок и ветеринарных препаратов, поставщики оборудования, трейдеры, специалисты в сфере консалтинга и финансовых услуг, а также представители отраслевых ассоциаций и научных институтов.

На площадке конференции удалось поднять актуальные вопросы, а самое главное, создать благоприятную атмосферу для формального и неформального общения и налаживания полезных для бизнеса контактов.

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Чем вносить органику?

Чем вносить органику?

Т.И.Горных

ведущий инженер, ФГБУ «Северо-Западная МИС»

А.И.Кононов

инженер, ФГБУ «Северо-Западная МИС»

Е.М.Гаврилова

ведущий агроном, ФГБУ «Северо-Западная МИС»

Органическим удобрениям отводится важная роль как источнику элементов питания растений, улучшения физических и химических свойств почвы. Для равномерного внесения твердых органических удобрений необходимы современные машины.

Можно ли силосовать люцерну?

В.В.Солдатова

к.с.-х.н.

Е.А.Йылдырым

к.б.н.

Л.А.Ильина

к.б.н.

В.А.Филиппова

О.Н.Соколова

Г.Ю.Лаптев

д.б.н.

Н.И.Новикова

к.б.н.

Ю.А.Победнов

д.с.-х.н.

Люцерна – популярная кормовая культура для возделывания в связи с высокой урожайностью, значительным содержанием протеина, витаминов и биологически активных веществ, повышающих молочную продуктивность и улучшающих здоровье крупного рогатого скота.

Культиваторы для овощных культур

Культиваторы для овощных культур

В.М.Рудометкина

ведущий инженер, ФГБУ «Северо-Западная МИС»

С.С.Ромашко

руководитель отдела, ФГБУ «Северо-Западная МИС»

Вокруг Санкт-Петербурга сформировалась специализированная зона производства овощей. Отрасль отличается большим разнообразием выращиваемых овощных культур (около тридцати наименований), среди которых основными являются капуста – 40-45% и столовые корнеплоды – 40-45%.