Рынок рынку рознь

Представляем краткий обзор перспектив некоторых рынков сельскохозяйственной продукции. По всей видимости, существуют неплохие возможности роста и производства, и потребления.

Теплицы: производство увеличивается, спрос падает

За 5 последних лет объёмы производства овощей защищённого грунта в российских сельскохозяйственных предприятиях выросли на 27%. По данным ряда проведенных ООО «Агриконсалт» в 2015 году исследований рынка, производство тепличных огурцов, томатов и салатов сохраняет потенциал роста. Этому способствует усилившаяся государственная поддержка отрасли. Предприятия АПК на основе Постановления Правительства № 624 от 24.06.2015 года имеют возможность субсидирования 20% прямых затрат на строительство тепличных комплексов.

Также предусматривается возможность компенсации для тепличных предприятий части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (от 9,9 до 11%) на основании Постановления Правительства № 1460 от 28.12.2012 года (с исправлениями от 27 января 2015 года, Постановление Правительства №53).

Возможному росту способствует и снижение импорта вследствие продовольственных санкций в 2014 году. Начиная с 2016 года, ситуация еще больше осложнилась из­за запрета импорта турецкой продукции (объем импорта томатов из Турции в 2014 году составлял 365 тыс. тонн, или 44% общего импорта). И, соответственно, последовавший за этим рост цен.

Помешать дальнейшему росту на волне импортозамещения может наблюдавшееся в конце 2015 – начале 2016 года падение курса рубля и продолжающееся снижение покупательной способности населения. Ряд крупных производителей отмечает снижение платежеспособного спроса на свою продукцию.

Перспективные шампиньоны

Шампиньоны – перспективный вид продукции, в 2015­2016 годах получивший толчок к развитию отрасли за счет импортозамещения. Данный вид грибов сравнительно прост в выращивании, а при использовании инновационных технологий обеспечивает конкурентоспособное производство грибной продукции.

В 2014 году емкость российского рынка свежих грибов оценивалась в 78 тыс. т, с тенденцией к росту их потребления и собственного производства.

Цветы – импорт преобладает

По результатам проведенного в 2015 году ООО «Русмаркетконсалтинг» сравнительного анализа российского и казахстанского рынка цветов, Россия входит в шестерку стран­лидеров в мире по импорту срезанных цветов всех видов. Опережают РФ только США, Германия, Нидерланды, Великобритания и Франция.

Россия импортируют до 90% всех цветов, в основном голландских. Нидерланды являются главной страной­поставщиком цветочной продукции, на долю которой приходится более 70% импорта в Россию – точнее, через эту страну поставляются цветы из других стран. Москва является самым крупным рынком цветов в России, и занимает существенную долю в объёме российского цветочного рынка – 20% при доле населения в 8%.

Доминирование импорта обусловлено, прежде всего, ценовыми факторами. Себестоимость и цена роз в Африке и Южной Америке значительно ниже себестоимости роз в РФ, по крайней мере, по ранее существовавшим курсам валют. Другие страны стараются снизить затраты, используя новые современные технологии. Следуя этому тренду, чтобы покрыть потребности растущего рынка, производители в России при росте масштабности и дополнительных инвестициях обладают потенциалом для роста: в первую очередь, это замещение доли импортной продукции.

Рынок органик растет

По результатам исследования российского и мирового рынка экопродукции (с фокусом на молоко), проведенного ГК «Агриконсалт» в 2016 году, емкость этого рынка может вырасти с 80 до 200 млрд долларов.

Основная часть экопродукции приходится на продукты питания, но растут и сегменты натуральной косметики, детских товаров, бытовой химии, а также производство и продажа эко­удобрений для сельского хозяйства (по европейским стандартам, для того чтобы продукт был признан натуральным и экологически чистым, он должен быть произведен только с экологичными удобрениями и технологиями). Именно это даст толчок к ускорению темпов роста.

Рынок органической продукции в России довольно молодой, но уже быстро расширяется: сейчас он оценивается в размере более 150 млрд рублей, потенциал составляет не менее 300 млрд рублей. Потенциал производства органической продукции в России, как на внутренний, так и на внешний рынок оценивается к 2020 году в 800 млрд рублей, из которых 500 млрд рублей составляет экспортный потенциал.

Тем не менее, экопродукция все же остается мало востребованной и занимает всего 0,2% от общей доли продаж продуктов питания. С другой стороны, руководство регионов стремится к повышению этой доли: работа в этом направлении ведётся как государственными органами (Минсельхоз, Госдума), так и общественными организациями (НП «Агрософия», СОЗ – «Союз органического земледелия», НОС – «Национальный органический союз»).

При этом, имеет место весьма существенная разница в цене, до 800%, в специализированных магазинах. Распад экопродукции на ценовые сегменты во многом определяет темп роста рынка: появление премиальных продуктов способствует развитию всех категорий бюджетных аналогов, как органических, так и обычных.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Сертификат для «Органик»

Сертификат для «Органик»

Павел Наумов

руководитель ООО «Эфирмасло»

С того момента, как производитель принял решение быть органическим производителем, он берет на себя обязательства соблюдать соответствующие требования.

За полцены или бесплатно

За полцены или бесплатно

AGCO-RM продлевает действие специальной программы на приобретение системы автоматического вождения Auto-Guide™ 3000 для тракторов Massey Ferguson. До 30 апреля 2016 года можно воспользоваться выгодными условиями: система обойдется всего в 50% стоимости, либо даже совершенно бесплатно.

Австрийская техника на российских полях

Австрийская техника на российских полях

АPV – Technische Produkte GmbH –молодая, но стремительно развивающаяся компания. Свою деятельность она начала в 1997 году с производства универсальных разбрасывателей для мелкосемянных культур и удобрений.