Гнездо большой птицы

Татьяна Марьина

Гнездо большой птицы

На птицеферме – событие долгожданное: вылупились цыплята новой популяции. Со стороны посмотреть – ничего особенного, птенцы как птенцы, пушистые, писклявые. А вот для селекционеров – достижение: трехпородный перспективный гибрид. Пока еще без имени собственного, в документах проходит под кодовыми названиями, понятными только ученым.

 

Генетический ресурс

Про очередное свое достижение селекционеры госучреждения «Генофонд» рассказывают взахлеб. Птичка эта мясной «специализации». Но совсем не похожая на скороспелых бройлеров промышленных птицефабрик. Товарный вес набирает раза в два дольше фабричных. Зато не требует многочисленных вакцинаций и особого рациона питания. В результате получается мясо с высоким содержанием всяческих полезностей, по-настоящему диетическое.

Птицеферма, где случилось селекционное прибавление, сама по себе уникальная – коллекционная. Сорок с лишним лет назад обосновалась на окраине Пушкина, в поселке Тярлево, как структурное подразделение Всероссийского НИИ генетики и разведения сельскохозяйственных животных (ВНИИГРЖ).

Таких в России всего две. Другая – «дочка» Всероссийского НИИ птицеводства, работает в Подмосковье.

Коллекцию кур в Тярлево собирают с 1974 года. Сейчас в ней насчитывается более четырех десятков пород и популяций. Большая часть – птица мясо-яичного типа. Четыре породы яичного направления. Полтора десятка пород декоративного вида.

Восемь пород кур из обширной коллекции тярлевской птицефермы созданы непосредственно здесь – в ФГПУ «Генофонд».

Почти четверть века – с 1929 по 1953 годы – селекционеры работали над выведением яичной породы кур русская белая. Скрещивали петухов-леггорнов – это самая высокопродуктивная порода домашних кур средиземноморского происхождения, – с местными «беспородными» курами. Потом работали над повышением их жизнеспособности, яйценоскости, над «утяжелением» яиц.

До 1990-х годов эта порода заселяла практически все птицефабрики страны. И дольше всех держалась на фабриках Ленинградской области. В те времена не очень-то распространялись о втором предназначении русской белой: порода оказалась интересной для биологической промышленности, изготавливающей особо чистые медицинские препараты, вакцины от вирусных заболеваний.

Птичий «Генофонд» является опытно-производственной и экспериментальной базой Всероссийского научно-исследовательского института генетики и разведения сельскохозяйственных животных

В свое время, скрестив полтавских глинистых кур (есть такие на ферме) и американских нью-гемпширов (и такие имеются) с гибридными петухами «Бройлер-6», вывели породу царскосельскую – крупную яйценоскую птицу. В 1985 году была зарегистрирована ленинградская ситцевая – быстрорастущая, стрессоустойчивая порода птицы. Потом наступили трудные для науки простойные времена… И только спустя почти четверть века, в 2009 году «Генофонд» получил авторское свидетельство на новую породу кур – пушкинская.

– На двух коллекционных фермах – у нас и в Подмосковье, а также в частных коллекциях птицеводов сохранилось примерно 85 пород и породных групп. Тридцать из них – отечественного происхождения, – рассказывает доктор биологических наук, заведующая отделом генетики и разведения сельскохозяйственных птиц ВНИИГРЖ Ольга Игоревна Станишевская. – Именно местные породы птицы являются ценным генетическим ресурсом. Они могут не обладать высокой продуктивностью, но будут отличаться высоким качеством продукции, повышенной сопротивляемостью к бактериальным, инфекционным заболеваниям.

Петушка от курочки специалист отличит уже в первые сутки после их появления на свет

Но факт остается фактом: сегодня производители используют в основном импортный генетический материал. И в целом отечественное птицеводство остается сильно зависимым от импорта.

Такой вот парадокс у нас получается. С одной стороны, куриным мясом и яйцами Россия себя с лихвой обеспечивает. И даже на экспорт излишки отправляет. Взять для примера Ленинградскую область. Сегодня регион выпускает куриных яиц в шесть раз больше, чем нужно для удовлетворения собственных потребностей. И куриного мяса – в пять с половиной раз больше, чем может съесть сам.

С другой стороны, для обеспечения бесперебойной работы птицеводческой отрасли, Россия ввозит и генетический материал, и живую птицу, и инкубационное яйцо.

 

Иностранцы на российском насесте

Всоветские времена страна не ввозила ни одного яйца. Когда начинали строить новый птицекомлекс, первое, что возводили – репродуктор и инкубаторий, формировали родительское стадо. «Мода строить птицефабрики без родительского стада появилась со второй половины 1990-х годов, – рассказывал президент Российского птицеводческого союза (Росптицесоюз) Владимир Иванович Фисинин. – Быстро организовывали товарное бройлерное производство, а потом по всей стране и миру начинали собирать инкубационное яйцо. В итоге дошли до того, что стали импортировать сотни миллионов штук, а вместе с ними и болезни птиц».

Введя в 2014 году продовольственные санкции, Россия вынуждена была оставить открытыми границы для ввоза племенного материала для отечественного птицеводства. В этом направлении импортозависимость России колоссальная. Минсельхоз оценивает ее в 80-90 процентов. Последствия могут быть весьма печальными.

В Минсельхозе прошло совещание о перспективах развития отечественного птицеводства. Позвали на него руководителей Федерального агентства научных организаций (ФАНО), ученых, чиновников, представителей отраслевых союзов и бизнес-сообщества. Приняли «неожиданное» решение: надо создавать в стране птицеводческий генофонд.

Старший научный сотрудник ВНИИГРЖ Анатолий Борисович Вахрамеев известен не только в ученом мире. Фермеры-птицеводы из разных регионов России знают его как высококвалифицированного эксперта по оценке домашней птицы

Обсудили механизмы совершенствования технологии ведения селекции и генетики, производства и переработки мяса, а также вопросы, связанные с ветеринарией и биологической безопасностью. И даже заглянули в светлое будущее, мечтая к 2025 году довести удельный вес производства товарной продукции от кроссов отечественной селекции по мясным курам до 25-30 процентов, а по яичным – до 40-45 процентов.

Правда, открытыми остались вопросы об объемах финансирования и мерах государственной поддержки предприятий, готовых заниматься формированием поголовья птицы исходных форм отечественной репродукции.

Тем не менее, наличие научной и практической базы в птицеводстве Ленинградской области позволило Федеральному агентству научных организаций рассматривать 47-й регион как площадку по созданию отечественного генетического фонда.

 

По-фабричному и по-деревенски

В Ленобласти работают три яичных и одна бройлерная птицефабрики, еще две птицефабрики смешанной специализации – выпускают и яйцо, и мясо бройлеров. Есть две племенные птицефабрики – «Лебяжье» и «Войсковицы», поставляющие на другие предприятия инкубационное яйцо и племенной молодняк. На птицефабриках «Роскар» и «Синявинская» комплектуются собственные родительские стада, и нет зависимости от зарубежного инкубационного яйца.

Но и тут нужно признать: на всех промышленных птицефабриках региона содержатся кроссы зарубежной селекции. Что там скрывать, тярлевский «Генофонд» промышленники в последние десятилетия не рассматривали как серьезного партнера. Фабрики не могут позволить себе выращивать «неспешную» птицу с длительным сроком созревания. Фабрика – это конвейер: выдавай быстрее и больше, рынок требует…

В птице «Генофонда» заинтересованы сегодня птицеводы-частники – фермеры, владельцы личных подворий. Им качество подавай: чтобы мясо птички было чистым – без вакцин, антибиотиков, без искусственных стимуляторов роста. Чтобы несушка не на износ работала: каждый день по яйцу, через год – в ощип. А неслась «по-деревенски» - через день, и давала яйцо крупное, с желтком ярким.

За молодняком такой птицы или за инкубационным яйцом такой птицы и едут сюда заинтересованные птицеводы. Причем, не только из Ленобласти, но и из других регионов России. Благо, сейчас на развитие малых птицеводческих ферм многие регионы субсидиями помогают. Ленинградская область, например, в прошлом году на 34 миллиона расщедрилась. В нынешнем году еще больше обещает – 37 миллионов.

По породному составу птицы и научным исследованиям «Генофонд» - это уникальное предприятие не имеющее аналогов в мире

Однако и уникальная коллекция тярлевского «Генофонда», и работа здешних генетиков и селекционеров может вписаться в глобальную программу создания в стране птицеводческого генофонда.

В прошлом году ученые получили трехлетний грант на 18 миллионов рублей от Российского научного фонда. Тема гранта звучит длинно и для стороннего уха слишком заумно: «Разработка методологии геномной селекции для сохранения эффективного использования потенциала генетических ресурсов и создания высокопродуктивных стад в птицеводстве России».

Ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики Наталья Викторовна Дементьева попыталась донести суть в адаптированном виде:

– Если попросту, то так: берутся самые ценные качества уже существующих пород и выводятся новые, с заданными свойствами. Инновационные геномные и постгеномные технологии увеличат возможности для создания специализированных линий и новых кроссов птицы. А это в конечном итоге будет способствовать расширению ассортимента и повышению качества продукции птицеводства.

Ученые утверждают, что некоторые исследования, предусмотренные проектом, будут проводиться впервые в мире.

Справка

Птицеводство Ленинградской области является одним из главных направлений развития агропромышленного комплекса. Регион занимает первое место в РФ по производству яйца, второе по поголовью птицы, третье по производству мяса птицы.

На областных птицефабриках на 31 декабря 2016 года содержалось более 28,9 млн голов птицы, из них почти 55% составляет птица мясных пород.

Яйца в 2016 году птицефабриками Ленинградской области произведено 2,951 млрд шт. Увеличили объем производства яйца птицефабрики АО «ПФ «Роскар» и ЗАО «АК Оредеж».

Мяса птицы в Ленинградской области во всех категориях хозяйств в 2016 году произведено 297,3 тыс. тонн. Рост производства мяса птицы обеспечили птицефабрики АО «ПФ «Роскар», ОАО «ПФ «Северная» и возобновившая свою деятельность ООО ПО «Русско-Высоцкая ПФ».

Успехом регионального птицеводства является модернизация производства, направленная на повышение продуктивности птицы, строгий контроль себестоимости и рост прибыли, расширение ассортимента и выпуск продукции высокого «премиум-качества».

СХВ

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

«АгроФарм-2017»:опять в плюсе

«АгроФарм-2017»:опять в плюсе

Е.А.Лукичёва

Уже в одиннадцатый раз международная специализированная выставка племенного дела и технологий для производства и переработки продукции животноводства «АгроФарм» показала, что пользуется популярностью как у компаний-участников, так и у профессиональных посетителей.

Жмых рапсовый в кормлении скота

Жмых рапсовый в кормлении скота

Н.В.Пристач

д.с.-х.н., профессор кафедры кормления животных СПбГАВМ

Л.Н.Пристач

к.с.-х.н., доцент кафедры ветеринарной генетики и животноводства СПбГАВМ

В последние годы популярность рапсового шрота и жмыха в кормлении крупного рогатого скота значительно возросла. Это связано с резким повышением стоимости импортного белкового сырья, а также увеличением производства рапса в Беларуси. Однако многие хозяйства все еще недооценивают важность этого продукта в кормлении животных.

Картофель на необустроенной пашне

Картофель на необустроенной пашне

В.С.Зубец

ФГБНУ АФИ

Система комбинированных мини-технологий под картофель на необустроенной пашне – это звено автономно спаренных мини-технологий, применяемых в течение вегетационного периода на смежных и узкополосных объектах пашни (грядках и пространствах подпахотного слоя почвы между грядками) для оперативного и пространственного управления плодородием почвы, накоплением урожая картофеля и обустроенностью пашни.