По данным Л.К.Эрнста, молочная продуктивность коров на 60% зависит от кормления, на 24% – от генетического потенциала и на 16% – от технологии. Следовательно, составление оптимальных рационов позволяет повысить молочную продуктивность.
Целью данного эксперимента являлось установление зависимости уровня жевательной активности молочных коров от их физиологического состояния и уровня продуктивности.
Эксперимент проводили в условиях племенного завода «Красноармейский» Ленинградской области. Были сформированы три группы коров разного уровня продуктивности по пять голов в каждой. В опыте участвовали полновозрастные животные третьей лактации. Отбор в группы осуществляли по дате отёла, причём разность по дате отёла составляла не более пяти дней. Основным критерием отбора животных в каждую из групп стал удой за предыдущую лактацию. В первую группу вошли животные с удоем 5500–6000 кг, во вторую – 6250–6750 кг, в третью – 8500–9000 кг. Все животные содержались в одинаковых условиях и получали одни и те же рационы по составу, которые различались по энергетической питательности в зависимости от стадии лактации.
Жевательную активность измеряли у коров в первый период лактации с 30-го по 60-й день, во второй период лактации – со 150-го по 180-й день и в третьем периоде – с 240-го по 270-й день, а также измеряли в первый период сухостоя за 8–4 недели до отёла. Измерение жевательной активности проводили при помощи системы SCR Heatime® HR-LD (Israel). Датчик записывает не количество жевательных движений, а время, потраченное на руминацию. Обработанная информация записывается в режиме реального времени и хранится до 24 часов в памяти датчика. С датчика данные передаются на базовый блок (антенну), который обеспечивает беспроводную связь, получает информацию от датчиков и пересылает её несколько раз в час на компьютер в программу для дальнейшей работы с ней. При критических значениях жевательной активности система дает знать о необходимости диагностирования коровы.
Прежде чем начать работать с системой, 7–10 дней происходит накопление данных индивидуально по каждой корове для определения среднего и оптимального уровня руминации у данной коровы.
Кроме руминации были записаны данные по удою. Коров доили в доильном зале «Ёлочка» фирмы Milkline. Полученные данные хранились в базе данных программы DataFlow, в которой можно делать графики и отчеты, что позволяет работать более эффективно. Графики и отчеты можно составлять как по группам, так и индивидуально по каждой корове.
Для приготовления кормосмеси используют мобильный кормосмеситель-раздатчик. Рационы коров в ЗАО ПЗ «Красноармейский» представлены в таблице 1.
По итогам биометрической обработки исходных данных можно сделать следующие выводы:
Установлено достоверное различие уровня руминации между первой и второй группами по каждому из физиологических состояний (трем периодам лактации и сухостойному периоду), а также между первой и третьей группой в первый период лактации. Различия между остальными группами являются недостоверными. Можно утверждать, что уровень руминации у животных второй группы выше, чем у первой независимо от стадии лактации и физиологического состояния (сухостойный период). Однако нельзя со 100-процентной вероятностью утверждать, что у высокопродуктивных животных всегда выше уровень руминации по сравнению с низкопродуктивными.
Поскольку жевательная активность зависит от удоя, а удой – от рациона, то для полного анализа результатов исследований следует также установить зависимость уровня руминации от потребляемого сухого вещества и уровня клетчатки в рационе. Однако в племенном заводе «Красноармейский» рационы составлены только с учётом физиологического состояния коров, но без учёта уровня молочной продуктивности. Например, животные первой и второй групп в первый и второй период лактации получали один общесмешанный рацион, в котором содержание сухого вещества составило 23,1 кг, а содержание сырой клетчатки – 15,4% от сухого вещества. Поскольку рацион один, а средний уровень руминации у животных этих групп отличается и составляет у первой группы 487,5 ± 8,2 мин., а у второй – 558,8 ± 14,2 мин., то можно предположить, что различие в уровне руминации обусловлено не рационом, а уровнем его потребления, то есть низкопродуктивные животные потребляют меньше корма. Однако такой же вывод нельзя сделать относительно средне- и высокопродуктивных животных в первый период лактации, поскольку различие уровня руминации у этих животных оказалось недостоверным.
У животных первой группы уровень руминации во второй период лактации (474,6 мин.) ниже, чем в третий период лактации (489,7 мин.), при этом удой во второй период (19,2 кг) больше, чем в третий (13,7 кг), поскольку в третий период происходит затухание лактации. Более высокий уровень руминации в третий период лактации можно попытаться объяснить тем, что уровень клетчатки в рационе третьего периода лактации (18,5%) выше, чем в рационе второго периода (15,4%).
Наибольшее среднее значение уровня жевательной активности у низкопродуктивных коров выявлено в третий период лактации (489,7 ± 10,2 мин.), а наименьшее – в сухостойный период (461,2 ± 4,9 мин.). Вероятно, такие средние значения уровня руминации являются следствием того, что в рационе сухостойных животных было наименьшее количество сухого вещества (9,7 кг). Однако сухостойные животные второй группы потребляли такой же рацион, но во второй группе наименьшее значение уровня руминации обнаружено во второй период лактации (540,8 ± 16,8 мин.).
Подводя итоги результатов исследований, можно предположить, что уровень жевательной активности не зависит от удоя, а зависит от количества потреблённого сухого вещества и уровня сырой клетчатки в рационе.
Такое предположение можно подкрепить следующими утверждениями: уровень руминации в период раздоя и в сухостойный период по всем трем группам различается незначительно. В рационе периода раздоя содержится больше сухого вещества, но меньше клетчатки по сравнению с сухостойным периодом. Период раздоя характеризуется наивысшей молочной продуктивностью, поэтому животные в этот период потребляют большое количество сухого вещества. При этом в сухом веществе не должен быть высокий уровень сырой клетчатки, так как сырая клетчатка оказывает негативное действие на уровень молочной продуктивности. По сравнению с периодом раздоя, особенностями сухостойного периода являются отсутствие молочной продуктивности и интенсивный рост плода. По этим причинам в рационе сухостойных коров содержится меньше сухого вещества и больший процент сырой клетчатки.
СХВ