Рынок техники: вызовы и риски

Рынок техники: вызовы и риски

Российский рынок сельхозтехники находится под давлением слабеющего спроса, а также макроэкономических и политических рисков.

Относительно высокие цены на основные сельскохозяйственные товары, особенно на зерно, а также рост экспорта сельхозпродукции, подпитываемый снижением курса рубля, создают благоприятные условия для российского сельского хозяйства. «Мы смотрим на российский рынок с осторожным оптимизмом и заявляем о нашей приверженности российскому сельскому хозяйству и аграриям», – говорит президент Союза производителей сельхозтехники VDMA Agricultural Machinery Кристиан Дрейер.

С перспективой восстановления

В первой половине 2018 года европейские и российские производители сельскохозяйственной техники зафиксировали спад спроса от 10 до 25% в зависимости от сегмента и с некоторым сдвигом доли рынка в пользу западных брендов. VDMA ожидает, что в среднесрочной перспективе спрос восстановится, в том числе за счет более активного приобретения техники хозяйствами среднего размера и небольшими агрохолдингами.

«Мы рассматриваем спад на рынке в 2018 году как естественную циклическую корректировку после значительного роста в предыдущие годы и не видим фундаментальных причин для дальнейшего ухудшения ситуации. Мы ожидаем восстановления рынка в 2019 году по основным сегментам при условии стабилизации курса рубля и предсказуемого регулирования», – говорит Михаил Мизин, представитель VDMA Agricultural Machinery в России.

Доступность современных технологий

В условиях падающего рынка российские аграрии сохраняют приверженность мощным и надежным сельхозмашинам и оборудованию западных брендов. Нынешняя тенденция к профессионализации в мировом сельском хозяйстве не оставляет иного выбора: аграрию жизненно необходимо иметь свободный доступ к инновационным современным машинам и технологиям, чтобы удерживать на уровне норму прибыли и сохранять конкурентоспособность на мировой арене.

Эта проблема стоит особенно остро, когда речь идет о машинах и оборудовании, не имеющих аналогов в России. Практика показывает, что не все виды сельскохозяйственных машин и оборудования производятся в России, что ограничивает доступность этих видов техники и уязвимость аграриев к изменению их цены. Таким образом, задача сохранения доступности этих видов техники требует особого подхода и специального набора инструментов поддержки, таких как прямые субсидии, включение в программы поддержки и механизмы льготного лизинга.

Исчезающие стимулы

В сфере регулирования вызывает обеспокоенность постоянный пересмотр нормативной базы с целью дальнейшего ужесточения условий локализации производства сельхозтехники и компонентов.

В этом смысле показательным является проект обновления Постановления 719 от 17.07.2015 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», который находится на рассмотрении в Правительстве. Проект Постановления предполагает резкое ужесточение и без того жестких правил локализации для тракторов, которое, в случае принятия, поставит крест на попытках любого иностранного производителя создать производство в России.

«В российском сельском хозяйстве по-прежнему существует огромная потребность в замене тракторов средней и высокой мощности», – говорит Кристиан Дрейер. «По оценкам Минсельхоза России, ежегодная потребность обновления парка тракторов составляет 56 тыс. единиц, и нам нужно подумать о том, как объединить усилия, чтобы удовлетворить этот спрос, поскольку сегодня рынок очень далек от этих цифр. Если нынешняя версия проекта Постановления 719 будет принята, это будет шагом в обратном направлении: рынок тракторов будет искусственно деформирован в ущерб аграриям и остальным производителям», – заключает г-н Дрейер.

Успешному процессу локализации также препятствует ряд объективных причин, таких как нехватка качественных компонентов, скудный набор финансовых инструментов и забюрократизированность процессов. «Состояние компонентной базы – важнейший вопрос, который волнует инвесторов при планировании размещения производств», – говорит Михаил Мизин. «Западные бренды имеют высокие стандарты качества и заботятся о своей репутации, поэтому все поставщики обязаны соответствовать этим стандартам. Опыт наших компаний на российском рынке на сегодняшний день показывает, что около 4% потенциальных поставщиков готовы адаптировать свои производственные процессы для достижения соответствия. Это утомительная работа, но западные производители готовы прилагать серьезные усилия для преодоления этих препятствий и развития местной базы поставщиков для создания высоко локализованных предприятий в России при условии, если будут приемлемые критерии локализации и стабильное регулирование», – заключает Михаил Мизин.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Фрукты и ягоды: российский рынок

Фрукты и ягоды: российский рынок

А.М.Голохвастов
генеральный директор

Ю.Н. Никулина
эксперт ООО "Русмаркетконсалтинг"

Ранее из ЕС в Россию завозили большие объемы фруктов и ягод, на десятки миллионов долларов. После введения санкций российские компании стали активно инвестировать в местное производство, чтобы покрыть возникший на рынке определенный дефицит.

Современные решения для нового двора

Современные решения для нового двора

Технические решения в новом дворе ООО «Сельхозпредприятие "Смена"» комментирует Андрей Дорофеев, представитель компании «МАКС-Агро», осуществившей проектирование, строительство и оборудование коровника.

Сохранить морковь от болезней

Сохранить морковь от болезней

А.М.Лазарев
А.В.Хютти
ВНИИ защиты растений

Первичное заражение моркови инфекционными болезнями происходит, как правило, до начала ее хранения. Спасти пораженный урожай во многих случаях довольно проблематично, так как при хранении, особенно в неблагоприятных условиях, бактериальная и грибная инфекция распространяется чаще всего молниеносно.