В последних числах мая 2019 года в Москве на ВДНХ Ассоциация «Теплицы России» провела XVI специализированную выставку «Защищенный грунт России» – главное годовое мероприятие для овощеводов закрытого грунта.
Выставочные площади профильной выставки заполнили своими экспозициями около 140 предприятий и фирм из России, а также из ближнего и дальнего зарубежья. На стендах можно было познакомиться с инновационными технологиями, современными конструкциями, материалами и оборудованием, средствами защиты растений и удобрениями, гибридами овощных культур. Выставку посетили порядка 2500 специалистов из 30 стран.
Сделано невозможное
Открывая выставку, президент Ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников отметил, что выставка проходит в год 25-летия ассоциации, за эти годы российское овощеводство сделало значительные шаги вперед, особенно благодаря программе поддержки отрасли в последние четыре года. Сегодня имеется спрос на технологии, технику, материалы, семена, но не хватает господдержки. Алексей Ситников пообещал решить этот вопрос: «Ассоциация совместно с министерством сельского хозяйства готовится возобновить программу по поддержке защищенного грунта, что будет способствовать расширению тепличных площадей и обеспечивать рост импортозамещения».
Как отметил в приветствии председатель комитета ТПП РФ по развитию АПК Петр Чекмарев, российские овощеводы сделали почти невозможное, им «за последние восемь лет удалось увеличить производство овощей практически в два раза и перешагнуть миллионный рубеж тепличных овощей». Выступающий также подчеркнул: «Есть еще большой потенциал для развития овощеводства внутри страны и за ее пределами, страна готова жить свободно от импорта и обеспечивать своих граждан полезной и свежей продукцией».
Предпосылки есть
По мнению участников выставки, имеются все предпосылки для 100%-го импортозамещения огурца и обеспечения жителей страны свежими и доступными овощами. Стоит также отметить, что, согласно исследованию, проведенному Market Profile, 75,2% российских покупателей отдает предпочтение продукции отечественных производителей. По мнению 61,3% респондентов томаты и огурцы российских марок являются натуральными. Эти выводы сделаны на основании опроса 700 жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска. Такой «кредит доверия» от покупателей – еще один стимул к развитию отрасли.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2018 году валовой сбор тепличных овощей в сельхозорганизациях составил 1 082 тыс. т, что на 17% выше аналогичного периода 2017 года (922 тыс.т), в том числе огурцов – 633 тыс. т, томатов – 418 тыс. т, прочих овощных агрокультур – 31 тыс. т.
На пути инноваций
На выставке широко были представлены голландские компании, с большими стендами участвовали Ройял Бринкман, Priva, Certhon, Де Ройтер, Райк Цваан и другие. Заинтересованность Нидерландов в продвижении на российский рынок подтверждает и активное участие в выставке и ее деловой программе полномочного посла Королевства Нидерландов в Российской Федерации г-жи Рене Джон - Босс и советника посла Королевства Нидерландов в Российской Федерации по сельскому хозяйству г-на Меувеса Браувера.
Из российских компаний традиционно были активно представлены поставщики стекла для теплиц, светильников, удобрений, семян, компании по предпродажной упаковке и фасовке продукции (Агропак, Лидер-пак и другие). Вопросы стратегии дальнейшего развития тепличного производства поднимало руководство компании «ГАВРИШ».
На выставке было представлено первое в России и самое современное в мире производство субстратов для выращивания тепличной продукции. «Новое производство Grodan будет способствовать дальнейшему внедрению инноваций для развития быстрорастущего российского тепличного рынка, что соответствует приоритетам Министерства сельского хозяйства РФ. Мы предлагаем наиболее эффективный способ тепличного выращивания, главная цель которого – улучшение здоровья и благосостояния населения», – прокомментировал Хьюб Йанссен, управляющий директор Grodan.
На стенде ООО «АГРИСОВГАЗ» можно было узнать о перспективах развития компании в области строительства «под ключ» тепличных комбинатов и садовых центров. Гости выставки могли ознакомиться с производством усовершенствованных металлоконструкций для блочных теплиц типа VENLO в комплекте с системами вентиляции, зашторивания, отопления и лотковыми системами выращивания, а также увидеть фрагменты и образцы плёночных туннельных теплиц типа TUNNEL и MULTI-SPAN.
Источник света
С каждым годом растет интерес к светодиодным решениям для теплиц, и этот год не стал исключением. На стенде BL GROUP помимо традиционных облучателей для теплиц с натриевыми лампами (НЛВД), была представлена серия высокоэффективных светодиодных облучателей, предназначенных для трех типов облучательных установок: top lighting, interlighting и ОУ для многоярусных систем типа City Farm. Также на стенде был представлен макет автоматизированной многоярусной установки для выращивания растений ВНИСИ FARM.
Компания «FAROS» – традиционный участник выставки - знакомила посетителей стенда с разработками светодиодных светильников ТМ FAROS для тепличных комплексов, а также с эффективными решениями по досветке томатов, огурцов, салата.
А вот группа компаний «Рефлакс» представила свою модифицированную продукцию – лампы ДНаЗ /Reflux Ag c байонетным (штырьковым) керамическим цоколем, тепличные светильники с экструдированным алюминиевым корпусом, а также прототип светильника, в котором сочетаются преимущества натриевых и светодиодных источников света.
От полива до уборки
Группа компаний «КОРОЛЕВ АГРО» представила растворный узел АГРОМИКС, который является собственной разработкой инженеров компании. Ассортимент группы компаний включает аксессуары для теплиц, контрольно-измерительные приборы, а также запасные части, необходимые в любом тепличном хозяйстве.
Научно-производственная фирма «ФИТО» наглядно представляла инновационные системы полива теплиц собственного производства, а гостям давали возможность самим опробовать технологию.
Свои разработки и оборудование презентовали и сотрудники компании ЛАБОРАТОРИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ – для автоматизации полива внутри теплицы, системы управления микроклиматом, прямо на стенде делали экспресс-расчеты, в том числе технических параметров, и экономическое обоснование предлагаемых решений.
Компания Walzmatic представила различные виды тележек для сбора урожая и ухода за растениями, электротягачи с интеллектуальной буксировкой, опрыскиватели.
Сильная сторона выставки
Хотя сами тепличные комбинаты не выставлялись, но их специалисты посетили выставку и были очень активными. На стендах экспонентов велись оживленные переговоры с представителями предприятий отрасли, а к некоторым стендам было буквально не пробиться.
В выставке принимали участие производители овощной продукции и, по сложившейся традиции, между ними был проведен дегустационный конкурс тепличных овощей, на который хозяйства привезли томаты, огурцы и перцы. Самые вкусные на этот раз оказались овощи из саратовского АО «Совхоз-Весна», волгоградского ГУП ВОСХП «Заря» и подмосковного ООО «Агрокультура Групп».
По окончании выставки Ассоциация «Теплицы России» поблагодарила всех участников и гостей за активное участие, и выразила надежду, что встречи, дискуссии и полученная информация по проблемам и перспективам защищённого грунта оказались полезными и послужат стимулом для дальнейшего развития тепличного комплекса страны, реализации намеченных планов и укрепления деловых контактов.
Фото: Ассоциация «Теплицы России»