Формула эффективной кормозаготовки

А.В.Дубровин

Е.А.Бражник

ООО «БИОТРОФ»

Формула эффективной кормозаготовки

Снижение продуктивности и долголетия коров часто обусловлено отсутствием передовых научных технологий консервирования кормов.

В прошедшие десятилетия во многих европейских странах резко снизилось финансирование исследований по консервированию кормов. Ряд институтов с высокой международной репутацией был закрыт.

Разница в подходе

Отечественные ученые при создании заквасок традиционно ориентируются на принятое у нас промышленное масштабное животноводство. Ведь при таком размахе, как у нас в стране, крайне актуальна проблема высокой контаминантной и токсической нагрузки на корма и сырье для них, а также циркуляции патогенов по технологической цепи на предприятиях.

Разработчики европейских препаратов для силосования опираются на другую базу – средний размер фермы в Европе, по данным IFCN, составляет 18 коров. На фоне неукоснительно соблюдаемых в Европе агротехнических приемов (системы севооборотов и пр.), проблемы поражения корма микотоксинами и патогенами гораздо менее значимы. Это определило стратегию селекции штаммов бактерий в составе заквасок в Европе, которую вполне достаточно вести исключительно в направлении высокого титра.

Штаммы бактерий для реалий отечественной действительности должны обладать целым комплексом свойств. Это несоответствие предлагаемого продукта и потребностей реальной действительности повлекло серьезные проблемы качества и гигиены силоса у нас в стране.

Выдержать конкуренцию

Силос – это среда с почти экстремальным уровнем кислотности и высоким осмотическим давлением. Так, рекомендуемая ФНЦ «ВИК им. В.Р.Вильямса» минимально допустимая концентрация сухого вещества (СВ) при закладке в траншею для тимофеевки луговой должна составлять не менее 30%, для люцерны – не менее 38%. Выживать и размножаться в такой агрессивной среде могут только высококонкурентные штаммы. Ведь местные эпифитные микроорганизмы наверняка будут превосходить бактерии в составе заквасок по скорости роста и приспособленности к условиям обитания.

Использование молекулярно-биологических возможностей отечественной компании «БИОТРОФ» сделало работу по селекции и изучению механизмов действия штаммов бактерий в составе заквасок еще более результативной. Был разработан ряд революционных биоконсервантов, каждый из которых имеет масштабное научное досье, обосновывающее дифференцированное управление микробными представителями силоса и другие полезные свойства.

Яркий пример – жидкая закваска Биотроф-111 на основе штамма бактерии Bacillus subtilis 111. Для детального изучения всех свойств штамма бактерии в составе биопрепарата был применен инновационный метод полногеномного секвенирования, который позволил оценить функцию каждого гена в составе генома и описать все механизмы действия и биологический потенциал на молекулярном уровне. Этого не может предложить ни одна компания, распространяющая закваски в России.

Оказалось, что значительная часть генома бактерии B. subtilis 111 приходится на долю генов, связанных с повышенной устойчивостью к неблагоприятным факторам внешней среды. Аннотация генома с использованием базы данных RAST предсказала активацию 106 генов, отвечающих за адаптацию к неблагоприятным внешним воздействиям, включающим повышенное осмотическое давление, окислительный и токсический стресс, холодовой шок, снижение питательных веществ в силосе (табл. 1).

В частности, одним из механизмов адаптации у штамма B. subtilis 111 оказался механизм синтеза вещества глицин бетаина, являющегося очень эффективным осмопротектором, который накапливается в высоких концентрациях в ответ на повышение осмотического давления. Глицин бетаин в клетках синтезируется из холина по двухступенчатому пути под действием ферментов холин дегидрогеназы и бетаин альдегид дегидрогеназы (рис . 1).

Присутствие в геноме B. subtilis 111 группы генов семейства cspA, которые активируются в ответ на понижение температуры, позволяет клеткам адаптироваться к низким температурам и выживать при подмораживании силосной траншеи в течение зимнего сезона, что очень важно для большинства регионов на территории нашей страны.

Одного лактата недостаточно!

Пересмотр традиционных представлений о микробиологических процессах при ферментации силоса с помощью молекулярно-генетических методов привел к обнаружению большого количества некультивируемых бактерий. Такое название вовсе не означает, что их принципиально невозможно культивировать. Правильнее понимать, что их пока и не пытались выращивать на питательных средах. Представив, что разнообразие существующих питательных сред и условий для культивирования бактерий на самом деле невелико, можно предположить, что обнаружение таких бактерий не является таким уж удивительным открытием.

Оказалось, что до 60% микроорганизмов силоса могут составлять бактероиды. Эти микроорганизмы утилизируют сахара, что создает конкуренцию лактобактериям за питательные вещества и препятствует подкислению, а также разлагают крахмал, что снижает питательность корма. Эти бактерии крайне кислотоустойчивы, в частности, проявляют толерантность к высоким концентрациям молочной кислоты, хорошо растут при pH ниже 4,0. Кроме того, бактероиды анаэробны. Поэтому сдерживать их развитие в силосе не смогут ни бескислородные условия, ни продуценты исключительно молочной кислоты. На ограничение их роста способны оказать влияние только бактерии в составе заквасок, синтезирующие особые натуральные антимикробные вещества – бактериоцины.

Более того, в силосе, заложенном в траншеях животноводческих хозяйств нашей страны, способны выживать возбудители опасных заболеваний крупного рогатого скота: фузобактерии, стафилококки, кампилобактерии. Доказано, что при попадании в рубец их численность увеличивается, затем инфекция распространяется на вымя, копыта, репродуктивную систему. В отношении противодействия развития этих микроорганизмов также эффективно работают бактериоцины.

При проведении полногеномного секвенирования, оказалось, что геном штамма B. subtilis 111 в составе закваски Биотроф-111 содержит массив кластеров генов, которые производят несколько бактериоцинов с выраженной антимикробной активностью. Широкий спектр антибактериальной активности в отношении бактероидов, клостридий, энтеробактерий, фузобактерий объясняется синтезом бактериоцинов диффицидина, бициллина, макролактина, бацилизина, бациллибактина.

Активность штамма в отношении плесневых грибков-продуцентов микотоксинов обусловлена, главным образом, нерибосомно синтезированным циклическим липопептидом фенгицином. Неудивительно, что диаметр зон задержки роста грибков-продуцентов микотоксинов при проведении тестов на чашках Петри составляет для Penicillium sp. – 35 мм, Aspergillus sp. – 24 мм, Fusarium sp. – 37 мм.

Интересно, что полученные результаты были подтверждены аналитическими методами. Была проведена идентификация спектра низкомолекулярных летучих соединений штамма бактерии B. subtilis 111 методом газожидкостной хроматомасс-спектрометрии (ГЖХ-МС). Для проведения ГЖХ-МС использовали хроматограф газовый GCMS-QP2010 Plus, (Япония), сер. № С 705045760116/C11344400850 с капиллярной колонкой Ultra-2 (25 M х 0.25 мм).

Результаты показали, что в экстракте культуральной жидкости штамма бактерии B. subtilis 111 было обнаружено 62 различных низкомолекулярных летучих биологически активных вещества, обладающих антимикробными свойствами (рис. 2).

Счет на часы

Быстрое снижение уровня рН силоса – это тоже один из важнейших критериев для оценки эффективности консерванта. Первые сутки силосования – это аэробная фаза развития корма, которая является критическим периодом в становлении микробиоты силоса. В этот период происходит бурное развитие аэробных микроорганизмов, прежде всего, дрожжей, вызывающих аэробное поражение кормов при выемке, и плесневых токсинопродуцирующих грибков, снижающих питательность.

В ФНЦ «ВИК им. В.Р.Вильямса» Ю.А.Победновым были проведены многочисленные эксперименты по анализу эффективности силосной закваски Биотроф-111. На рисунке 3 отражены результаты одного из сравнительных исследований, касающегося оценки скорости подкисления кормовых культур различного уровня силосуемости, подвяленных до содержания СВ 29,4-40,2%. Силос консервировали без добавок, а также с применением препарата Биотроф-111.

Судя по быстрому подкислению корма уже в первые сутки ферментации, применение препарата Биотроф-111 оказалось эффективным при консервировании всех исследованных культур, даже трудносилосуемой люцерны. От скорости подкисления растительной массы напрямую зависит качество консервирования корма. Поэтому при применении закваски Биотроф-111 происходило сокращение количества аммиака и сведение к минимуму опасности образования в силосе масляной кислоты.

Косвенным показателем более эффективного протекания процесса брожения в силосе, законсервированном с закваской Биотроф-111, явилось очевидное снижение распада питательных веществ до газообразных продуктов, о чем свидетельствовал меньший объем выделившихся газов.

В то же время, на отечественном рынке получили широкое распространение закваски на основе высушенных штаммов лактобактерий. Лиофильное высушивание – это стресс для молочнокислых бактерий, которые не образуют эндоспор, позволяющих сохранять жизнеспособность при воздействии неблагоприятных факторов. Штаммы, входящие в состав таких препаратов, медленно восстанавливают свою жизнеспособность в силосе, а активность генов синтеза молочной кислоты не могут реанимировать и вовсе. Это позволяет конкурентной микробиоте быстро вытеснить такие закваски из силоса, несмотря на высокие вносимые титры.

Жидкая закваска Биотроф-111, содержащая штаммы в физиологически активном состоянии, не имеет отсроченного действия, подавляя нежелательную микробиоту уже в первые часы после внесения в силосную массу.

Обезвреживание токсинов

В предыдущих публикациях мы подробно рассматривали проблему распространения микотоксинов в силосе в Российской Федерации. Напомним, что проблема в нашей стране оказалась очень острой для всех регионов. Например, уровень превышения ПДК охратоксина А в силосе на некоторых фермах Северо-Западного региона достигал 54,4 раз.

Именно поэтому селекция штамма бактерии B. subtilis 111 в составе закваски Биотроф-111 велась и в направлении возможности биодеструкции микотоксинов. Как показала расшифровка генома, способность B. subtilis 111 к биотрансформации токсинов до безопасных соединений связана с высокой лабильностью его метаболизма: огромным разнообразием ферментных систем, синтезом органических кислот и других активных соединений.

Мы провели сравнение количества микотоксинов в злаково-бобовом силосе, заложенном в животноводческих хозяйствах нашей страны. Силос был заготовлен с жидкой закваской Биотроф-111 (40 образцов), высушенными консервантами зарубежного производства (16 образцов), химическим консервантом (17 образцов), а также без добавок (142 образца).

В связи с тем, что сложные комбинации токсических грибковых метаболитов формируются уже в поле на вегетирующих растениях, присутствие микотоксинов было обнаружено во всех пробах (рис. 4). Однако наименьшее среднее содержание микотоксинов было выявлено в образцах силоса, заготовленного с использованием жидкой закваски Биотроф-111, по сравнению с образцами силоса, заложенного без заквасок, а также с химическим и высушенными биологическими консервантами.

Причины неудач при использовании биологических заквасок на основе высушенных штаммов лактобактерий описаны в предыдущем подразделе. Что касается химических консервантов, то агрессивное действие органических кислот, входящих в их состав, является стрессовым фактором, вследствие которого плесневые грибы активируют синтез микотоксинов.

Без потерь до финала

Один из важнейших показателей заготовленного корма – это его аэробная стабильность (АС), то есть сохранность питательных веществ и безопасность корма уже после открытия хранилища. Доступ кислорода в консервированную массу, в первую очередь, инициирует размножение дрожжей Saccharomyces cerevisiae, Torula sp., Pichia sp., Debaryomyces hansenii, Hanseniaspora uvarum и др. Их развитие приводит к деградации питательных веществ и разогреванию субстрата. Это связано с тем, что в аэробных условиях спиртовое брожение сводится к минимуму и почти весь сахар тратится на синтез биомассы дрожжей, выделяющей значительное количество тепла. Белок при этом катаболизируется до NH3, что вызывает повышение уровня рН и провоцирует развитие плесневых грибов, продуцирующих микотоксины. Потери питательных веществ могут достигать 30-50 г/кг сухого вещества в день.

Аэробная стабильность определяется временем, в течение которого корм сохраняет постоянное качество и не разогревается при доступе воздуха. В связи с этим, метод определения АС заключается в измерении температуры в образцах и установлении момента, когда она превысит окружающую температуру на несколько градусов.

Существенным правилом является то, что продолжительность АС напрямую зависит от длительности ферментации корма. Так, даже на 30-е сутки силосования, когда процесс брожения считается законченным и корм готов к употреблению, продолжительность АС составляет не более 1-2 суток. Длительность АС в разы возрастает с увеличением срока хранения корма (Лаптев, Хамитова, 2013).

Мы провели оценку эффективности использования химического консерванта в сравнении с биологической закваской Биотроф-111 для повышения продолжительности аэробной стабильности. При этом было принято решение поставить препараты в «жесткие» условия, проведя эксперимент на «молодом», незрелом зерносенаже со сроком ферментации лишь 15 суток. Оказалось, что использование препарата Биотроф-111 позволило увеличить продолжительность АС зерносенажа на 30% (рис. 5). Это связано с тем, что бактерии, входящие в его состав, были отселектированы, прежде всего, по их способности подавлять дрожжи и плесневые грибы. При этом химический консервант увеличивал продолжительность АС корма лишь на 16,3%.

Закваска решит проблемы

Штамм бактерий B. subtilis 111, входящий в состав закваски Биотроф-111, обладает высокой конкурентоспособностью в силосе, а также повышенным уровнем антимикробной активности, что подтверждено на молекулярном уровне с помощью полногеномного секвенирования. Жидкая форма биоконсерванта гарантирует немедленное увеличение численности полезных видов бактерий в силосе без периода задержки, присущего сухим закваскам, что обеспечивает быстрое подкисление корма уже на первые сутки силосования.

Результаты независимых исследований в ФНЦ «ВИК им. В.Р.Вильямса» подтвердили, что корма, заготовленные с закваской Биотроф-111, могут храниться в течение длительного времени без потери питательных веществ и риска возникновения вторичной ферментации. Была выявлена способность штамма B. subtilis 111 к биодеструкции ряда микотоксинов, что определяется синтезом спектра биологически активных веществ.

Использование биопрепарата позволяет решить многие проблемы кормопроизводства, в том числе, продлить аэробную стабильность.

ООО «БИОТРОФ»

Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малиновская, д. 8, лит. А, пом. 7-Н

+7 (812) 322-85-50, 322-65-17, 452-42-20

biotrof@biotrof.ru

Кратко о кетозе

Вита Буде-Гайле

ООО «ПрофКорм», специалист по здоровью с/х животных, ветврач, тренер CowSignals®

Обратной стороной роста продуктивности в современном молочном животноводстве стал целый ряд заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ из-за усиленного кормления. Среди этих заболеваний кетоз (ацетонемия) является одним из наиболее распространённых.

Серебристая парша картофеля

А.В.Хютти

А.М.Лазарев

ФГБНУ ВИЗР

В.К.Чеботарь

ФГБНУ ВНИИСХМ

При нарушении агротехники выращивания картофеля, качества проводимых защитных мероприятий, при неблагоприятных погодных условиях и использовании некачественного семенного материала, при нарушении условий хранения вредоносность серебристой парши может достигать 50%.

Виктория Абрамченко: «Поддержка должна быть своевременной»

Правительству Михаила Мишустина 21 января 2021 года исполнился год, и год в роли вице-премьера работает Виктория Абрамченко. Об уроках и выводах 2020 года, касающихся российского АПК, интервью заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виктории Абрамченко корреспонденту телеканала НТВ Кириллу Позднякову (публикуется с сокращениями).