Одно из древнейших культурных растений в мире. Одна из наиболее распространенных сельхозкультур сегодня. И, наверное, самая неоднозначная из них. Все это – соя. У нее есть как ярые противники, так и преданные поклонники.
С разными точками зрения на данный продукт выступили и участники VI международного бизнес-форума «Мировая Соя», которые собрались 26 и 27 мая 2021 года в Петергофе, чтобы обсудить все, что связано с этой бобовой культурой – от селекции и семеноводства до переработки и использования сои в продуктах питания.
Соя растет
Форум проходил в офлайн формате, но были и выступления онлайн. По сети обратился с приветствием к участникам «Мировой сои» и Александр Николаевич Лисицын, директор ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт жиров». Он рассказал, что еще во времена Советского Союза ученые много занимались изучением сои, но в последние же годы ее рассматривали, в первую очередь, как кормовую культуру. Сейчас идет новая волна – соевые белки привлекают все больше внимания производителей пищевых продуктов. По мнению спикера, такой тренд заставит по-новому посмотреть на технологии переработки, на техническое оснащение предприятий и на селекцию специальных сортов сои, предназначенных для питания человека.
Эту тему продолжил академик РАН, полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации Петр Александрович Чекмарев. Россия, сказал он, находится на восьмом месте в мире по валовому сбору сои с показателем 4,3 млн тонн соевых бобов. За шесть лет производство выросло более чем втрое. Но и цена на сою за это же время выросла в три раза. Рост цены стимулирует увеличение посевных площадей. Но пространство для маневра еще огромное.
«Чтобы обеспечить животноводство и пищевую промышленность, нам надо производить 8-10 млн тонн сои. А производим сегодня мы явно недостаточно. Так что нам есть куда двигаться. У нас есть хорошие условия для выращивания сои во многих регионах Российской Федерации, есть свои сорта, и я вижу перспективу – к 2030 году достичь производства до 12 млн тонн сои. А если еще заменить соей часть подсолнечника, плюс на орошаемых землях разместить производство, можно достичь сбора 18 и даже 20 млн тонн. Но над этим надо работать, нужны серьезные капитальные вложения», – отметил академик.
Один из главных инструментов для достижения этого – не увеличение площадей, а повышение урожайности. Но даже для более скромного роста производства необходимо достаточное количество семян высокоурожайных сортов. По словам Петра Чекмарева, сейчас доля отечественного семенного материала – 47%. Надо больше. А еще – удобрения, специализированная техника, мелиорация, оптимизация севооборотов. И тут, по мнению ученого, большую роль должна сыграть наука – разработать эффективные технологии и предложить их аграриям.
Мифы и реальность
На форуме было представлено несколько докладов на тему современных технологий оценки качества сои, ее переработки. Об этом в первый день рассказывали представители таких компаний, как «Эвоник Химия», Insta-Pro International, «Протеин Плюс», GEA и Solex. Был даже телемост с Америкой, откуда представители золотого партнера конференции – Совета по экспорту сои США (USSEC) поделились своим опытом выращивания и переработки сои.
Международный опыт, несомненно, ценен. Но у нас свои реалии – отмечали некоторые участники форума. Если в тех же Штатах никого не смущает ГМО-соя, она используется не только в кормах, но и в «пищевке», то у нас предубеждение к таким бобам еще есть, и это надо учитывать. Да и тот же Китай куда охотнее берет на Дальнем Востоке урожай нетрансгенной сои. Да, мы продаем за рубеж часть урожая. Наша «чистая» соя – востребованный экспортный продукт. И как сказал один из участников, селекционер компании «СОКО» Альберт Щегольков, именно такие сорта могут дать нашим аграриям конкурентное преимущество на мировом рынке сои.
Кстати, эта тема была продолжена во второй день форума. И еще один из спикеров, Алексей Чирков, исполнительный директор компании «ФМРус» (производитель химических средств защиты растений), задал интересовавший всех вопрос прямо в теме своего выступления: «Рост производства сои в России. Миф или реальность?». Если кратко ответить – да, реальность. Но с условиями. Производство сои инвестиционно привлекательно. Именно этот факт – основной драйвер роста посевных площадей. Но есть и проблемы – с тем же севооборотом на том же Дальнем Востоке. И там же – избыток влаги на полях. И нехватка тех же тракторов и комбайнов на гусеничном ходу (о чем в первый день говорил Петр Чекмарев) А где-то на Алтае – один дождик за сезон пройдет, и все. И тут встает вопрос мелиорации и орошения. Вот если решить этот клубок проблем – тогда и будет соя.
Кстати, об интересном опыте рассказано было в совместном докладе ректора Саратовского государственного аграрного университета Дмитрия Соловьева и Михаила Загоруйко, заведующего лабораторией переработки и хранения продукции растениеводства ФГБНУ ФНАЦ ВИМ. Специалисты аграрного вуза и федерального научного центра реализовали проект по разработке роботизированных систем орошения, которые сейчас активно используют не только в учебном хозяйстве университета, но и в сельхозпредприятиях Саратовской области. Результат применения этой техники – повышение урожайности сои в регионе. Вот уже позитивный пример решения хотя бы одной проблемы…
Лидеры знают
Сегодня на рынке сои в нашей стране есть свои лидеры. Их маркетинговая политика, их действия оказывают влияние на весь соевый комплекс. Интервью с представителями трех наиболее заметных и влиятельных компаний состоялось в рамках бизнес-панели в завершение первого дня работы форума. На вопросы ИД СФЕРА отвечали коммерческий директор ГК «ЭФКО» Денис Манченко, исполнительный директор ООО «Соя АНК» Степан Инюточкин и краш-менеджер по сое ООО Торговый дом «Содружество» Алексей Пшенкин. Говорили о проблеме нехватки отечественного сырья для обеспечения нужд растущих мощностей переработки, о необходимости увеличить долю своего семенного материала, обсудили влияние на производство экспортных пошлин и продление разрешения на ввоз в Россию соевых бобов и соевого шрота с ГМО без госрегистрации. И, судя по высказываниям представителей компаний-лидеров, несмотря на различные колебания цен и перипетии рынка, соя не только древнейшая культура, но и продукт будущего.
Шрот в помощь
Но давайте не забывать, для кого вся эта цепочка работает – создание новых сортов, обработка полей, производство и переработка бобов на масло, жмых, шрот, изолят. Животноводство и кормопроизводство – основные потребители соевых продуктов. Применению сои в кормопроизводстве была посвящена отдельная сессия VI международного бизнес-форума «Мировая Соя». Выступили на ней такие известные ученые, как Леонид Подобед (он рассказал о перспективе совершенствования кормовой ценности соепродуктов в птицеводстве), заведующий кафедрой частной зоотехнии и свиноводства, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» Василий Комлацкий и Владимир Манаенков – генеральный директор Ассоциации производителей кормов Евразийского экономического союза. Последний авторитетно заявил в самом начале своего доклада: «Альтернативы сое в кормопроизводстве нет». И опять – мы пока не можем полностью обеспечить своих животноводов необходимыми им соевыми продуктами.
«По моему мнению, создание новых сортов сельскохозяйственных культур, сои в частности, с помощью геномного редактирования, в корне изменит ситуацию. Эти технологии помогут нам уполовинить сроки получения новых сортов и совершить прорыв в деле обеспечения России собственной соей», – сказал Манаенков.
Также он отметил, что страх перед ГМО у нас сегодня велик, и этот барьер надо как-то преодолевать, иначе вся машина развития будет буксовать.
Пищевая ценность
Закрывала конференцию сессия, посвященная продуктам питания на основе сои. Миан Риаз, профессор факультета пищевых наук и технологий Техасского университета сельского хозяйства и машиностроения, руководитель программы экструзии пищевых продуктов и кормов, говоря в онлайн-выступлении о современных тенденциях рынка и технологиях производства растительного мяса, еще раз напомнил, что в США практически нет предубеждений насчет ГМО – сои. Поэтому из нее производится внушительный спектр пищевых продуктов. США сегодня лидеры по объемам продаж мясных заменителей. Например, в 2018 году их было продано в Штатах почти на 1,2 млрд долларов. Второй результат у Великобритании – около 400 млн долларов.
А что же Россия? Как сообщил собравшимся сооснователь компании Greenwise Артём Пономарёв со ссылкой на консалтинговую компанию Deloitte, рынок альтернативного мяса в России в прошлом году составил 2,6 млрд рублей. Опять же, немного по сравнению с миром. И важно для российского потребителя, что наши производители работают не на импортной, а на отечественной сое, той, что без ГМО. Пока заменители мяса производят в стране 20 компаний. Смысл развивать данный сегмент рынка есть, считает и Артем Пономарев, и основатель компании «Соймик» Фред Ужицкий. По их мнению, растительные мясо и молоко скоро составят серьезную конкуренцию, скажем так, традиционным животным продуктам.
Постоянные участники «Мировой сои» отмечают, что еще года три-четыре назад слова о возможности обеспечения России своей соей вызывали у многих скептическую улыбку. Сегодня это становится все реальнее. Насколько точны прогнозы экспертов и аналитиков рынка, конечно же, покажет время. Но в любом случае, на следующих форумах «Мировая соя» участникам рынка будет что обсудить. Ведь пока есть солнце, будет и соя.
По материалам ИД «Сфера»
Фото: Нина Слюсарева