Опыты принимала комиссия, которую возглавлял директор ФГБНУ «ФИЦ картофеля имени А.Г.Лорха» Сергей Валентинович Жевора. Присутствовали также представители региональных филиалов ФИЦ.
Новое в селекции картофеля
Первыми гостей встретили селекционеры по картофелю кандидат сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник НИИСХ «Белогорка» Надим Махиш оглы Гаджиев и доктор сельскохозяйственных наук, главный научный сотрудник Вера Александровна Лебедева.
В группе по селекции картофеля работает 5 человек, в том числе два молодых аспиранта, следовательно, есть надежда, что будет продолжение начатых работ. Одной из двух тем – темой КПНИ (комплексного плана научных исследований «Развитие селекции и семеноводства картофеля») с использованием ДНК-маркеров генов устойчивости – занимается группа Гаджиева. «Первые скрещивания мы начали в 2017 году, и сейчас в конкурсном испытании есть гибриды, которые обладают ДНК-маркерами генов устойчивости к Y, X -вирусам, золотистой картофельной нематоде и даже Globodera pallida – бледной картофельной нематоде», – рассказал Гаджиев. Селекционный питомник первого года в этом году по объему заложен в два раза больше, чем планировалось – 2450 сеянцев, 33 гибридные комбинации. На момент посещения его комиссией питомник имел отличный вид, несмотря на засуху (аспиранты старались, поливали). В конкурсном сортоиспытании в этом году находится 5 гибридов картофеля. В качестве стандарта используются очень сильные сорта – Невский, Гала, Ред Скарлетт и Гусар (устойчив к вирусам Y, X, к золотистой картофельной нематоде).
В этом году три сорта, созданные этой группой ученых, проходят государственные сортоиспытания. С прошлого года начались испытания сорта Сердолик – этот сорт можно использовать как ранний, так и среднеранний. «Сердолик обладает ДНК-маркерами генов устойчивости к Y, X- вирусам, золотистой и бледной картофельной нематодам. Такой сорт даже не золото, это платина! – уверен Гаджиев. – Это очень ценный исходный материал, он объединяет свойства множества гибридов. Для селекционеров это бесценный материал».
С этого года проходит испытания среднеспелый сорт Розовый Чародей. У него очень высокая устойчивость к фитофторозу, глубокий период покоя, отличные вкусовые качества.
Гибрид, который готовятся сдать на испытания на следующий год, предварительно назван Ассоль, но это название еще надо будет согласовать. Среднеранний-среднеспелый нематодоустойчивый сорт, очень благополучный по вирусам, хотя ДНК-маркирования еще не проводилось. Перспективы этого сорта хорошие, его планируется в следующем году отправить в 12 регионов для сортоиспытания.
Люпин для кормопроизводства
Старший научный сотрудник института Ольга Георгиевна Лысенко рассказала, что на данном этапе выполнения плана НИР изучается комплекс хозяйственно-ценных признаков люпина узколистного, выявляются новые генетические источники с высокой продуктивностью, устойчивостью к биострессорам, пригодные для выведения новых конкурентоспособных сортов.
«В питомнике конкурсного испытания площадью 0,5 га в четырехкратной повторности размещено 6 образцов. Это очень перспективные гибриды кормового и сидерального направления, выведенные еще селекционером Федором Трофимовичем Лысенко, – говорит Ольга Георгиевна. – Мало- и средне- алкалоидные гибриды кормового направления не выдержали аномальной жары этого года и дали очень мало бобов. Практически созрел в этом году очень ранний сорт Меценат. На Аккорд и Меценат в 2018 году были получены патенты. Меценат, Аккорд, Олигарх имеют универсальное направление, они идут и на зеленую массу, и на зерно. Сорт Федоровский - кормового направления, малоалкалоидный, Белогорский тоже кормовой».
«Так как в Ленинградской области сильно развито молочное животноводство, мы хотим попытаться внедрить эту культуру в кормопроизводство. Например, использование бобов в качестве кормовой добавки. Большую ценность также имеют смешанные посевы люпина со злаковыми. Самое главное, чтобы не было алкалоидов», – комментирует заместитель директора по научной работе НИИСХ «Белогорка» Андрей Викторович Иванов.
Озимая рожь – стратегическая культура
«Озимую рожь справедливо называют стратегической культурой, поэтому, несмотря ни на что, надо проводить селекцию этой культуры, не забывать о ней», – считает Наталья Александровна Петровцева, научный сотрудник института, аспирант. В институте, прежде всего, работают над короткостебельностью этой культуры, в коллекционном питомнике постоянно ведется изучение образцов короткостебельных сортов. Но короткостебельность не обеспечивает на 100% устойчивость к полеганию. Поэтому важна не только высота растения, но и прочность соломины. Это важный фактор, особенно при увеличении массы зерна колоса. Даже короткостебельные сорта, особенно доминантного типа короткостебельности, склонны к так называемому корневому полеганию. Поэтому ведется работа по выявлению тех короткостебельных сортов, которые не полегают практически ни при каких условиях (дождь, засуха и прочее).
«Также в коллекционном питомнике мы выявляем наиболее крупнозерные сорта. У нас собрана коллекция так называемых низкопентозановых сортов – новых сортов озимой ржи кормового направления, – говорит Наталья Александровна. – Они выделяются тем, что имеют низкое содержание водорастворимых пентозанов, которые являются антипитательными веществами и препятствуют использованию ржи на кормовые цели». Хотя по химическому составу, особенно по аминокислотному, зерно ржи ценнее зерна пшеницы, но из-за наличия в большом количестве водорастворимых пентозанов (во ржи их в три раза больше, чем в стандартных сортах пшеницы), применение ржи на кормовые цели ограничено».
Профессором В.Д.Кобылянским создано около 10 сортов низкопентозановой ржи, в которых количество антипитательных веществ доведено до уровня их содержания в зерне пшеницы. Но проблема в том, что эти сорта не подходят для Северо-Западного региона. В коллекционных питомниках они показывают и плохую зимостойкость, и достаточно низкую урожайность, поэтому задача ученых – вывести низкопентозановые сорта для региона.
В качестве примера был приведен сорт Эврика, за все годы испытаний он не полегал вообще, даже в 2017 году, когда все лето и осень шли проливные дожди, этот сорт не лег, в отличие от остальных сортов. Ему и засуха нипочем. Эврика значительно превосходит в этом Волхову. Переносит отлично и теплые зимы, и засуху, и не полегает во влажные годы.
Тритикале: работа продолжается
Ученые Белогорки работают над созданием такого сорта тритикале, который был бы устойчив к полеганию, имел наименьший процент поражения листовыми болезнями, что сейчас особенно актуально. Также в селекции надо учитывать направление использования – зерновое, для хлебопекарной промышленности или кормовое. «Большую роль мы отводим поиску доноров – источников определенных признаков, – рассказывает ведущий научный сотрудник отдела селекции и первичного семеноводства зерновых, зернобобовых культур и рапса, кандидат биологических наук Любовь Петровна Бекиш. – Для этого мы ежегодно высеваем коллекционный питомник и проводим работу по отбору образцов по таким параметрам как скороспелость, устойчивость к болезням».
Стремление к получению более короткостебельных растений ведет к большему поражению их болезнями, поэтому перед учеными стоит задача разорвать эту корреляционную связь. Селекционеры отбирают более устойчивые к листовым болезням (бурая ржавчина, септориоз) образцы, это Эльдорадо, Торнадо, Корвет, Эфелла и другие. Взяв за основу Билинду, улучшая ее, селекционеры работают над получением еще более совершенных сортов. «Билинда более позднеспелый сорт, чем, например, Корвет. Но скороспелые образцы не набирают натуру зерна, поэтому для нашего региона среднеспелые сорта – это оптимальный вариант, особенно на плющение зерна», – считает Любовь Бекиш.
Удобрения – мощный фактор
Представляя следующие опыты, директор Ленинградского НИИСХ «Белогорка» – филиала ФГБНУ «ФИЦ картофеля имени А.Г.Лорха», доктор биологических наук Елена Николаевна Пасынкова отметила: «Как вы знаете, важно не только создавать сорта, но с сортом должна быть технология, элементы технологии. Сортовыми технологиями занимаюсь я и Александр Васильевич Пасынков. Сегодня мы показываем новый сорт Билинда, который в 2020 году включен в Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию, на котором мы сразу же заложили опыт с применением удобрений – с дозами и сроками их внесения».
«Мы находимся на поле, где проводится опыт по шести вариантам доз удобрений и изучается эффективность внесения подкормки на Билинде, – продолжил главный научный сотрудник, доктор биологических наук Александр Васильевич Пасынков. – Предусмотрена трехкратная повторность опыта. Сравниваем с контрольным вариантом – по величине колоса, по высоте растения и по выровненности». Ученый обратил внимание собравшихся на посевы с (NPK)60 – той дозой, которая рекомендуется для озимых культур. Её можно было сравнить с вариантом азотной подкормки (NPK)60 плюс N30, – здесь даже визуально можно было отметить более густой и высокий стеблестой, более длинный колос по сравнению с вариантом, где не была проведена азотная подкормка.
«Удобрение является самым мощным фактором регулирования урожайности. Остальные средства химизации – гербициды, фунгициды, ретарданты и т.д. – применяются чаще всего по мере необходимости, либо для достижения максимальной урожайности. Дерново-подзолистые почвы Ленинградской и прилегающих областей Северо-Запада характеризуются низким уровнем плодородия, имеют промывной тип водного режима. К тому же это часто почвы супесчаные либо легкосуглинистые. То есть это почвы, на которых получение максимальных урожаев в принципе планироваться не должно, потому что это никогда не будет окупать вложения, – считает Александр Васильевич. – Поэтому нам надо ориентироваться на какой-то средний урожай, и при его достижении, если будет желание и возможности, идти дальше. Сорта для этой зоны должны быть строго определенные – по коэффициенту продуктивной кустистости, по коэффициенту общей кустистости, по длине колоса. А самое главное, по массе зерновки, которая характеризуется массой тысячи зерен, – этот показатель чаще всего тесно коррелирует с величиной урожая и с показателями качества».
Кустистость больше
Еще один опыт по применению минеральных удобрений проводится на яровом ячмене. Разрабатываются сортовые технологии двурядного сорта Фермерский, переданного в Госсортоиспытание в 2020 году. Изучается 6 норм высева (от 3,5 до 6 млн всхожих зерен на га) и применение разных доз минеральных удобрений – (NPK)30, (NPK)60 и (NPK)90. «Обычно нормы высева изучаются на одном уровне минерального питания, мы проводим на четырех уровнях минерального питания. Вероятнее всего, оптимальная норма высева для каждого уровня питания будет своя, – размышляет Александр Пасынков. – У нас есть данные за прошлый год, тогда урожайность была хорошая, до 50 ц/га. В этот засушливый год она будет ниже. Желательно, чтобы три года исследований была контрастная погода, чтобы получить широкий интервал варьирования факторов. Если за период исследования погодные условия одинаковые, что-то можно упустить и придется проводить опыт еще и на четвертый год».
В этом году ячмень практически не кустится, но коэффициент продуктивной кустистости при внесении удобрений выше, чем без удобрений.
Яровой ячмень: и селекция, и семеноводство
«Представляем вам нашу селекционную работу по яровому ячменю, этап 2021 года – изучение комплекса хозяйственно-ценных признаков, выявление новых генетических источников ярового ячменя для выведения новых сортов. Цель нашей работы – создать продуктивный скороспелый сорт ярового ячменя, устойчивого к био- и абиострессорам», – так начала свое выступление старший научный сотрудник, заведующая отделом селекции зерновых, зернобобовых культур и рапса Любовь Максимовна Бондарева.
Задача селекции ярового ячменя определяется целью его использования. В Северо-Западном регионе он выращивается, в основном, на кормовые цели. Основной метод селекции – внутривидовая гибридизация. Для скрещивания всегда закладывается селекционный (коллекционный) питомник, в этом году в нем 82 образца. Присутствуют сорта различного происхождения, из них 47% – отечественные сорта.
«Урожайность ярового ячменя главным образом определяет размер, время и активность фотосинтеза. У скороспелых сортов, которые мы выводим, пытаемся добиться короткого периода яровизации и короткого периода после колошения. У скандинавских сортов период яровизации короткий, но период после колошения удлиненный. Сорта западноевропейского происхождения для селекции представляют интерес высокой продуктивностью и устойчивостью к полеганию. Северные сорта, используемые в селекционной работе, отличаются устойчивостью к болезням, вредителям, имеют крупное зерно», – так Любовь Бондарева рассказывает о решении задач селекции.
Ежегодно проводятся скрещивания. Пары подбираются либо по комплексу хозяйственно-ценных признаков, либо по отдельным признакам. Также ежегодно проводится гибридизация, получают новые генотипы (25-30 штук). Используются скрещивания циклические, реципрокные, бекроссовые. Затем весь материал передается в гибридный питомник, где сейчас проходит изучение 125 номеров от F1 до F6.
В гибридах пятого-шестого поколения проводят отборы, и они передаются в селекционный питомник первого года. В этом году там изучается 240 гибридных популяций. В селекционном питомнике второго года изучается 37 лучших линий, после браковки они передаются в контрольный питомник. В этом году в контрольном питомнике размножают и ждут оценки 16 лучших линий. Стандартами во всех питомниках по скороспелости является сорт Ленинградский, по продуктивности – сорт Суздалец.
В ГСИ передано 2 сорта: сорт Балтиец испытывается уже второй год, первый год испытывается сорт Фермерский.
В институте ведется первичное семеноводство ячменя. В этом году сформирован питомник отбора элитных колосьев сорта Ленинградский. Уже заложены питомники отбора элитных колосьев сортов Фермерский и Балтиец.
Устранить недостатки по яровой пшенице
Ведущий научный сотрудник, кандидат сельскохозяйственных наук Лидия Михайловна Андрущенко рассказала о результатах, направлениях и методах селекционной работы одной из главных зерновых культур – яровой пшеницы.
Институт занимается селекцией пшеницы с 1932 года, было создано много сортов, широко была распространена Ленинградка, в генотипе которой 27 сортов, гибридов и разных видов. Единственным недостатком Ленинградки была позднеспелось – 120 дней вегетации.
Сейчас направление селекции – на раннеспелость. Используется такой метод селекции как внутривидовое скрещивание. На поле была представлена 191 гибридная комбинация, а всего посеяно 840 номеров, из которых 10 проходят конкурсные сортоиспытания.
«Нами был выведен сорт Ленинградка 12, очень скороспелый (80 дней), он не прошел сортоиспытание, но хорошо передает раннеспелость другим сортам, – рассказывает Лидия Михайловна. – Также мы создали новый сорт интенсивного типа Ленинградская 6. Сорт включен в Госреестр в 2009 году и допущен к использованию по Северо-Западному региону РФ. У него хорошая урожайность, длинный колос, но есть недостаток – полегаемость во влажные годы. Сейчас мы скрещиваем Ленинградскую 6 с немецкими сортами, очень устойчивыми к полеганию».
Картофелю нужны агроприемы
В отделе селекции и первичного семеноводства картофеля группа ученых проводит опыты по сортовой агротехнике. «Наша работа – разработка агротехнологических приемов возделывания картофеля новых сортов и перспективных гибридов селекции Ленинградского НИИСХ, – рассказывает ведущий научный сотрудник, кандидат сельскохозяйственных наук Светлана Витальевна Балакина. – Создание наиболее востребованных в Северо-Западном, а также Северном регионах ранних и среднеранних сортов картофеля – одно из актуальных направлений селекционной работы. Мы проводим исследования с перспективным ранним гибридом 211/1, созданным методом традиционной селекции. Предварительное название будущего сорта – Лада». Подчеркнув, что речь идет о раннем гибриде, Светлана Витальевна озвучила среднюю урожайность за последние три года. В ранние сроки она составила 20,7 т/га, в основную уборку – 38,4 т/га, а максимальная урожайность получена в 2020 году и составила 46 т/га.
В жестких условиях
Комиссия по приемке опытов побывала и на питомниках по селекции и первичному семеноводству четырех сортов рапса. Здесь проводится большая работа по созданию новых «00» сортов и гибридов пищевого и кормового использования и «+0» сортов и гибридов технического использования. Оценивая условия этого года для селекции рапса, ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук Любовь Петровна Бекиш отметила: «В этом году рапс попал в самые жесткие условия невероятно жаркого лета, это будет год, когда мы можем сделать отборы по устойчивости к био- и абиострессорам».
Интерес комиссии вызвали и коллекционные питомники люцерны, овсяницы тростниковой и других многолетних и однолетних трав, о которых рассказала ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук Наталия Юрьевна Малышева.
Семеноводство необходимо
В планах руководства Ленинградском НИИСХ «Белогорка» – развитие семеноводства. Уже и сейчас эта работа проводится, только в небольших масштабах.
Например, ведется первичное семеноводство ярового ячменя. Закладываются семенники многолетних злаковых и бобовых трав. На следующий год запланировано увеличение площадей для производства семян люпина узколистного, яровых и озимых зерновых культур. Ежегодно увеличиваются площади семенников ярового рапса.
«К нам поступает много звонков, хотят купить семена, в частности семена рапса, озимой тритикале Билинда, но их производится мало. Сейчас у нас имеется питомник элиты Билинды площадью всего 1,7 га. Также занимаемся семеноводством картофеля, участники сегодняшнего мероприятия смогли увидеть эти поля, – говорит директор института Елена Николаевна Пасынкова. – Мы хотим выйти на производство семян в достаточных количествах и для «Белогорки», и для дальнейшего их распространения по России».
Комиссия по приёмке опытов приняла работу учёных Ленинградского НИИСХ «Белогорка». Как сказал Надим Махиш оглы Гаджиев, селекция – это такая вещь, которая не должна останавливаться, даже один год не скрещивал – цепочка прерывается. Поэтому работы по селекции важных для Северо-Западного региона культур будут продолжены, и, надеемся, государство будет поддерживать отечественную селекцию и семеноводство сельскохозяйственных культур.