От редактора

С.А.Голохвастова

главный редактор журнала «Сельскохозяйственные вести»

От редактора

Не оставлять следов

Сельское хозяйство, как и другие отрасли, все больше должно ориентироваться на ESG-повестку (Environmental, Social & Corporate Governance – экологическое, социальное и корпоративное управление), в основу которой положено эффективное использование природных ресурсов.

Особую обеспокоенность вызывают выбросы парниковых газов, увеличение которых ведет мир к климатической катастрофе. Об этом на пресс-конференции, посвященной борьбе с изменениями климата, говорил генеральный секретарь ООН
Антониу Гутерриш. Он отметил, что для достижения желательных показателей надо полностью декарбонизировать такие сферы экономики как транспорт, производство электроэнергии и сельское хозяйство.

Согласно отчету ООН, сельское хозяйство является одним из «поставщиков» выбросов парниковых газов. Коалиция по защите климата и чистого воздуха при ООН выяснила, что сельское хозяйство – причина 40% выбросов метана, вызванных деятельностью человека. Основные источники выбросов – животноводство (32%) и производство риса (8%).

В 2019 году Россия присоединилась к Парижскому соглашению по климату и взяла на себя обязательство к 2030 году снизить выбросы парниковых газов до 70% от уровня 1990 года. Уже началась работа по законодательному регулированию. В июле 2021 года был принят закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Он вступает в силу со следующего года и обязывает компании, чья деятельность сопровождается значительными выбросами парниковых газов (к которым относятся, в частности, диоксид углерода, метан, закись азота, гексафторид серы), представлять отчеты о выбросах.

В октябре 2021 года на совещании о научно-техническом обеспечении развития агропромышленного комплекса президент России Владимир Путин пообещал аграриям не только «бесперебойное выделение средств на разработку новых технологий», но и выразил готовность государства финансировать решения, учитывающие адаптацию АПК к изменениям климата, ресурсосбережению и сокращению «углеродного следа». На этом же совещании руководитель минпромторга Денис Мантуров сказал, что в России планируется выпускать сельхозтехнику с низким углеродным следом.

На тренды по борьбе с изменениями климата активно реагируют мировые агрокомпании. Так, крупнейшие производители удобрений и семян платят фермерам бонусы за участие в программах по сохранению углерода в почве. Среди таких мер, например, посев внесезонных растений, минимальная вспашка и точное земледелие. В США такие практики могут сократить ежегодные выбросы углекислого газа на 4%.

Снизить эмиссию углекислого газа позволяют альтернативные технологии. Например, финны подсчитали, что при плющении зерна эмиссия СО2 почти в 4 раза ниже, чем при его сушке.

По мнению совладельца ГК «Галактика» Игоря Дю, инициатора проекта «Молочная органическая ферма», снижение углеродного следа возможно за счет производства органически чистых продуктов, которое оказывает минимальное воздействие на окружающую среду.

Эксперты находят и положительное в глобальном потеплении, ведь тогда вегетационный период станет длиннее, что позволит ввести в оборот залежные земли. К потеплению должны готовиться и селекционеры сельскохозяйственных культур.

Если с необходимостью борьбы с потеплением или реагирования на него все согласны, то по конкретным шагам есть разногласия. Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) обеспокоен методикой подсчета выбросов путем умножения поголовья на коэффициент – в таком случае для сокращения выбросов надо сокращать и поголовье. Климатическая отчетность ляжет тяжелым грузом на экономику отрасли. Сбор и хранение навоза и помета, использование удобрений – все это источник парниковых газов.

Существует и точка зрения, отличная от мнения ООН, согласно которой доля выбросов от сельского хозяйства России в общем объеме парниковых газов несущественна. Она ниже, чем в развитых странах и составляет 5,9% (в Германии около 7,6%, в США – 10%, во Франции – 17%), причем, тенденций к росту не наблюдается. По состоянию на 2019 год выбросы у нас составляли около 46% от уровня 1990 года. А ведь с 2000 по 2018 год молочная продуктивность увеличилась вдвое, то есть углеродоемкость на литр молока снизилась. Возможно, резервом снижения углеродного следа является как раз повышение продуктивности.

В любом случае, проблема глобального изменения климата существует, и надо совместно искать пути замедления данного процесса, в том числе, в сельском хозяйстве, которое является одним из основных участников глобальной «зеленой повестки». Тем более, что сельхозземли являются одним из поглотителей выбросов.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Геномы отредактируют

Геномы отредактируют

Юлия Филимонова

УрФАНИЦ УрО РАН

Уникальный в масштабах страны проект предусматривает создание генетически модифицированного крупного рогатого скота, который будет иметь врожденный иммунитет к лейкозу, комолость и, главное, – давать молоко, которое смогут пить люди
с аллергией.

Изменение климата требует реагирования

Изменение климата требует реагирования

О роли сортоиспытаний в создании конкурентных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур в условиях меняющегося климата говорили на круглом столе, состоявшемся в рамках Всероссийского форума по селекции и семеноводству «Русское поле» 21 октября 2021 года.

Сергей Коломыцев: «Мы на правильном пути»

Сергей Коломыцев: «Мы на правильном пути»

О том, что можно еще сделать, когда, казалось бы, достигнуты все самые высокие рубежи, мы беседуем с заместителем директора АО «Племенной завод «Гомонтово» Сергеем Николаевичем Коломыцевым.