Заместитель председателя по производству СПК «Рябовский» Сулейман Магомед-Эминович Балиханов рассказывает о своих секретах кормозаготовки, о том, как прибавить в удоях, почему надо менять отношение к работе и нельзя обмануть самого себя.
- СПК «Рябовский» – одно из лучших сельскохозяйственных предприятий Выборгского района Ленинградской области. А какова его история?
- Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рябовский» образован в 2002 году в результате реорганизации АОЗТ «Рябовское». Ранее это был совхоз «Рябовский», образован в 1966 году на землях совхоза «Приморье». С 2015 года основное направление – разведение крупного рогатого скота и производство молока и мяса. Продуктивное животноводство представлено крупным рогатым скотом голштинской породы. С 2007 года у нашего хозяйства и у СПК «Поляны» один председатель – Магомед Мурадханович Рамазанов.
- У вашего предприятия очень хорошие показатели по удоям, есть куда расти?
- В нашем хозяйстве 1000 голов скота, из них 500 – дойное стадо, есть немного бычков. По данным комитета по агропромышленному комплексу Ленинградской области, мы вышли по надоям на шестое место, в прошлом году были на одиннадцатом. Мы получили за прошлый год более 10964 кг молока от фуражной коровы, сейчас выходим на уровень более 12000 кг. Последние 4 года мы по 1000 кг прибавляем в удоях каждый год.
- У вас и рекордистки есть?
- В нашем хозяйстве есть корова по кличке Швеция, которая в 2021 году установила рекорд района по удою: за 305 дней она надоила 14373 кг молока жирностью 4,26% (в день – 50 литров).
- За счет чего вы прибавляете? У вас же племенное хозяйство?
- В 2019 году мы получили статус племенного завода по разведению крупного рогатого скота голштинской породы. В первую очередь, работаем с генетикой. По моему мнению, надои на 40% зависят от воспроизводства. Нет воспроизводства – хоть что делайте – ничего не добьетесь. Последние четыре года мы продаем 60-70 голов нетелей, хотя обязаны продавать 50.
- Но и кормами начали серьезно заниматься?
- После того, как мы наладили воспроизводство, начали немного подругому работать в кормопроизводстве, в заготовке кормов. Если раньше для нас было важно количество, то сейчас нам не надо количества (у нас кормов заготовлено почти на два года), нам нужно качество. Раньше мы всегда выжидали, сдвигали сроки уборки, выходя в поле на пару недель позже, чем хозяйства более южных районов области. Сейчас эту разницу мы сократили до 34 дней. В этом году первый укос мы начали 9 июня. Хотя, когда на юге области разбрасывают минеральные удобрения, пашут и сеют, у нас еще лежит снег. Но во время вегетации наши травы догоняют в развитии. То есть выходим на заготовку трав рано, бывает, даже всего по 34 тонны убираем с гектара. Вся заготовка длится у нас в районе 30 дней – все укосы вместе взятые. Первый укос – это 34 тонны с гектара, второй укос – 6 тонн, и третий укос – около 5 тонн. Мы не ждем, когда трава перерастет.
- Какие травы вы заготавливаете?
- Мы выращиваем на силос клевер красный, тимофеевку и овсяницу луговую. Нам предлагают семена и других трав, но мы отвечаем, что на наших травах мы добились удоев за 12000 кг на фуражную голову и хорошо. В 2018 году мы доили 19 литров в день от коровы, а сегодня 34 литра. Хотя мы знаем, что это не максимум, можно идти еще дальше. Конечно, мы не стоим на месте в плане генетики, покупаем сексированное семя, и это общая, коллективная работа.
Я считаю, что качественная трамбовка – это основной фактор получения хорошего силоса. Не будет трамбовки – какие элитные травы ни сей, ничего не будет.
- А какое у вас качество зеленой массы и готового силоса?
- Протеин в заготовленной траве первого укоса в районе 18% (около 22,1% в исходном материале). Лучший показатель содержания протеина в нашем силосе 17,5%.
Я, как агроном по образованию, работая в хозяйстве на протяжении 13 лет, все время изучал этот вопрос и пришел к выводу, что самое оптимальное содержание сухого вещества в силосе – 26-30%, это золотая середина. С таким СВ мы не добавляем воду, но обязательно добавляем консервант, сейчас работаем с биологическим, пробуем и другие консерванты российских производителей.
Все наши консультанты считают, что СВ в силосе должно быть 30-35-40%. Но люди, которые так говорят, сами этим не кормят, они просто говорят. По факту такая трава не трамбуется, не режется, комбайну тяжело с ней работать, одни минусы. После СВ 30% начинаются одни минусы.
- Есть у вас какие-то особенности закладки в траншеи?
- Мы заготавливаем траву вперемешку, делаем «бутерброд» – берем по очереди то, например, травы первого года пользования, где достаточно клевера и трудно их просушить, потом добавляем травы четвертого года. Мы не убираем все подряд, мы все перемешиваем.
Раньше мы трамбовали «горкой», и удои менялись день ото дня, ведь на всех полях трава разная. Мы от этого ушли и стали трамбовать от начала ямы до конца, так чуть сложнее, но получаются равномерные слои и нет перепадов в удоях. Хотя механизаторы жалуются, что 55 метров тяжело толкать «зеленку». Наши траншеи вмещает от 900 до 2500 тонн. Траншею 900 тонн закладываем 2-3 дня. Большую – 5-6 дней.
На каждую ночь, независимо от погоды, мы укрываем траншею пленкой. Так нам посоветовали года два назад. Если вы замечали, то наутро трактор проезжает по яме и такое ощущение, что он как будто проваливается. Это происходит потому, что за ночь масса впитала кислород. Если укрыть пленкой, она не даст воздуху проникнуть в массу травы. Не так страшен дождь, как проникновение воздуха.
Силосотрамбующий комплекс RECK/JECK состоит из двух навесных устройств:
распределителя силоса и сенажа Reck Jumbo 2 и трамбовщика силоса и сенажа КТ-3.
За один проход такой агрегат выполняет сразу две операции, что позволяет
еще быстрее удалить воздух из трамбуемого слоя
- Но потом силос надо сохранить. Что главное для сохранности такого ценного корма? Вы уже упоминали про трамбовку.
- Трамбовка – это 50% успеха хранения силоса. С поля можно привезти идеальную зеленую массу, но, если не будет трамбовки… Мне все говорят – зачем для заготовки 350-400 тонн силоса в день я держу два трамбовщика, и третий еще выезжает на помощь. Я всегда на это улыбаюсь. Эти три трамбовщика могли бы и 1000 тонн затрамбовать, но мы не хотим гнаться за этими объемами в ущерб качеству. Мы хотим физически сделать качественную трамбовку.
Распределитель силоса и сенажа RECK JUMBO – это идеальное орудие для работы с зелёной массой при ее разравнивании по траншее. Вы получаете идеально ровные слои уплотненные еще до трамбовки, а функция поворота добавляет эргономичности, что многократно повышает производительность механизатора и соблюдение правильной геометрии закладки
- А бывали проблемы, связанные с трамбовкой?
- Однажды у нас была вторичная ферментация на яме, и никто не мог объяснить почему. А ответ был простой – некачественная трамбовка была. Я всегда делаю упор на трамбовку. В каком бы хозяйстве я ни был, очень редко, когда мне нравится трамбовка. Плотность нашей трамбовки такая, что сложно вырезать силос телескопическим погрузчиком. Но на первом укосе, когда трава влажная и мягкая, надо точнее рассчитывать и регулировать силу трамбовки.
То есть основные показатели благополучного силоса – зола и трамбовка. Также нежелательно, чтобы клетчатки было 35%, лучше удерживать в районе 28%. Но для сохранности и качества важнее эти два показателя.
Трамбовщик силоса и сенажа КТ-3, производится ООО «Компания ЛоГус» с 2016 года.
Сегодня – это эталон качественной трамбовки силоса во многих хозяйствах России и
Казахстана.КТ-3 – имеет сертификат безопасности таможенного союза и
статус «Сделано в России», что позволяет участвовать в программах
по субсидированию приобретения техники
- С чем агрегатируется силосотрамбующий комплекс?
- Распределитель силоса Reck Jumbo и трамбовщик КТ3 Jeck работают с импортным трактором Claas AXION 850 – это самый оптимальный вариант для трамбовки – по весу, по колесам, по эргономике. Работа тяжелая – в силосной яме длиной 50-55 метров механизатор за день проезжает 35-45 км, поэтому механизаторам надо создать условия труда. В паре с Claas работает Амкодор.
Косилку мы запускаем на день раньше, затем уже приступает к работе силосотрамбующий комплекс RECK/JECK, чтобы быстро закрыть траншею. В трамбовщике КТ-3 каток и рама заполняются водой, и его масса составляет 3 тонны. Но я хотел бы приобрести еще дополнительный утяжелитель весом одну тонну на него. Мы довольны работой этого силосотрамбующего комплекса, никаких нареканий нет.
Главное в трамбовке – убрать воздух, чтобы начался процесс ферментации. В этом и
кроется основная функция трамбовщика силоса и сенажа КТ-3. Высокое давление
обеспечивается специальными ребордами, когда трамбовщик движется по трамбуемому
слою в «плавающем» положении навески трактора
- Каким образом контролируется качество работ на заготовке кормов?
- На всю технику у нас установлена система ГЛОНАСС, я постоянно в телефоне могу видеть, где кто работает. Просто заглядываешь в телефон и видишь – вот комбайн убирает траву, вот косилка работает.
Во время кормозаготовки два раза в день я проверяю температуру в силосе. Если на улице за +30, а в силосе +40, я говорю – ребята, вы тут недоработали. Я уже приблизительно знаю, где плохо трамбуется. У нас принято в хозяйстве так делать. И люди знают, что я приду и сделаю замеры. Схалтурить не получится. И по ГЛОНАССу все видно. Например, один день механизатор проехал 38 км, а сегодня 20 км – в чем проблема, что случилось? Обмануть самих себя очень сложно.
- Но зерно приходится покупать?
- Все зерновые мы покупаем. Пару лет назад мы проанализировали, что покупать их нам выгоднее, чем выращивать.
Средний контур наших полей – 2 га. В прошлом году механизатор засеял 30 га, и это было больше 30 участков! То есть многие наши поля имеют площадь меньше гектара. Хорошим полем считается участок 5,6 га. Трактор только разгонится, а уже надо притормаживать. Но мы уже привыкли к этому. Работаем девятиметровой косилкой и никаких проблем нет.
- А есть хоть какая-то возможность увеличить площади?
- С полями проблема, их не хватает. Общая площадь у нас всего 847 га. Все занято травами. Но мы начали вводить в оборот поля, которые были розданы в качестве паев, которые по 20 лет не использовались, они находятся за 30 км. Эти поля уже заросли кустарником и деревьями. Мы купили два мульчера, они измельчают и кустыдеревья, и их корни на глубину до 15 см – нам этого для выращивания травы достаточно.
Специально для этих задач купили такую сеялку, которая дискует, выравнивает поле, сеет и прикатывает – то есть выполняет весь комплекс работ. Машина оснащена видеокамерами, чтобы механизатор видел, что находится в бункере.
Также купили рубительную машину, которой чистим мелиоративные каналы.
В прошлом году ввели в оборот 80 га, в позапрошлом – 50 га.
- Какую органику вы вносите на новые поля?
- С ближайшей птицефабрики нам привозят помет по 10 рублей за тонну. Ежегодно мы принимаем от 15000 до 35000 тонн помета, плюс свои 12000 тонн навоза вносим.
- Как часто вы перезалужаете травы?
- Каждые 4 года, а некоторые поля через 3 года, мы перезалужаем. Когда три года косишь клевер, то его на третий год практически не остается. Клевер сильно зависит от скашивания, его жизненный цикл – 6 укосов.
Мы приобретаем элитные семена. Ежегодно перезалужаем от 130 до 200 га. На эти участки мы тоже вносим помет.
- Каково финансовое положение хозяйства?
- Мы работаем за счет собственных средств, лизинга и кредитов у нас нет. Техники достаточно. Финансовое положение хозяйства нормальное. Зарплата выплачивается вовремя. В этом плане нет никаких проблем.
Мы все делаем за счет собственных средств, да, медленно, но зато независимо. В глобальные реконструкции животноводческих помещений мы не вкладывались, у нас стойловое содержание. Но оборудование все поменяли, оно абсолютно все новое. Все из нержавейки, вакуумное оборудование и охладители молока новые. Раньше мы думали, что нам хватит охладителя на 12000 литров, а сейчас перешагнули количество охлаждаемого молока за 17000 л. Так что у нас теперь три охладителя, мы можем одновременно держать на охлаждении 23 т молока. Молоко у нас все только высшего сорта.
Мы «советское хозяйство», нам 55 лет, глобальной реконструкции не было, но мы вложили в парк техники, обновили его на 80%, приобрели импортную технику. Абсолютно вся техника у нас обновлена, нет ни одной старой машины. Работаем, не жалуемся, людей не хватает, но тем не менее работаем.
- На импортную технику ведь кого попало не посадишь. И обучение необходимо. Как решается этот вопрос?
- Да, это так. Иногда люди жалуются, просто не зная, как правильно работать. Например, у разравнивателя Reck катки не поставлены на плавающий режим, ими надо уметь работать правильно, чтобы не вынимать массу травы обратно. Так компания-поставщик силосотрамбующего комплекса – «ЛоГус» – разработали методичку с описанием всех тонкостей технологии, ее представители рассылают эту информацию по хозяйствам, сами ездят, чтобы разъяснить, на что стоит обращать внимание. Если до всего самим доходить, можно наделать много ошибок.
- В таком северном районе области как Выборгский очень много камней, как справляетесь с этой проблемой?
- У нас вся кормозаготовительная техника – полностью компании KRONE. И она у нас как новая. Мы меняем ежегодно всего 150-200 ножей. И это все потому, что у нас весной в течение недели каждый день после обеда 15 человек идут на уборку камней. Лучше, чем вручную, ни одна техника камни не соберет, хотя финансово мы можем приобрести камнеуборочный комбайн. Если отправлять на уборку камней несколько человек на пару дней, этого ни одна косилка не выдержит. Ну а если косилка «поймает» хотя бы один камень, то весь модуль выйдет из строя, весь отряд будет ждать ремонта. А ведь трава растет, ее качество снижается, механизаторы премию не получат, удои снизятся, экономика пострадает.
- Зависит ли оплата механизаторов от качества работы на заготовке кормов?
- Зарплата нашего механизаторакомбайнера в июне составила свыше 170 тысяч рублей. Есть механизаторы, которые получают более 1 млн рублей за год. Руководство нам ставит условие – если за день механизаторы заготовят 300 тонн зеленой массы, то к зарплате (2000 рублей) добавляется еще 200%. Если работа выполняется в выходной день, то зарплата вырастает до 8000 рублей – и это минимальная зарплата комбайнера кормоуборочного комбайна. Но работа в сезон ненормированная, день долгий. Тем не менее, механизаторы у нас на протяжении пяти лет не меняются.
Помимо неплохой зарплаты, мы жилье предоставляем, мяса 5 кг в месяц по 130 рублей выдаем.
- Но вы и сами, имея высшее аграрное образование, умеете выполнять все работы в поле!
- У нас в хозяйстве трудится 63 человека, но нет ветврача, бригадира, зоотехника-селекционера, инженера, снабженца. У нас 3-4 основных специалиста, которые ведут все эти вопросы. Я в одном лице и агроном, и инженер. Бывает, сам сажусь за руль комбайна, помогаю ребятам, когда они не успевают. Я не тот человек, который просто отправляет людей на работу. Любую работу я испробовал на себе – был комбайнером, работал на вывозке зеленой массы, пахал, сеял – прошел все процессы. Мне никто не может сказать – иди сам попробуй сделать, потому что знают, что я это все делал.
- И все-таки, за счет чего вы за несколько лет так сильно улучшили результаты?
- Приведу пример. Срез при скашивании травы мы оставляем довольно высокий – 10 см. Так травы быстрее отрастают, а питательных веществ в части растений, которая ближе к почве, нет. Кто-то нам пытается доказывать, что не так надо делать, я отвечаю, что мы будем делать, как мы хотим, а вы делайте, как вы хотите. Предприятие оценивают по конечному результату. Если у нас есть результат, зачем нам чтото изобретать? Каждые четыре года мы добавляем по тонне молока. У нас спрашивают: «Как вы добавили?». Я отвечаю: «Элементарно – отношение поменяли». Многие в хозяйствах ничего не хотят менять, а потом жалуются, что все у них печально. Коровы, поля, семена – все у нас то же самое, просто люди поменяли отношение к работе. Ответ краток и ясен.
Для приобретения трамбовщиков силоса и сенажа КТ-3,
а также распределителей силоса RECK JUMBO обращайтесь в ООО «Компания ЛоГус»
г. Санкт-Петербург, 8 верхний переулок, 4
(812) 309-56-92, 8-800-707-08-64, info@logus-sdf.ru