Молочная отрасль – шаги развития

Молочная отрасль – шаги развития

На конференции «INTEKPROM DAIRY 2022», состоявшейся в Санкт-Петербурге, рассматривались вопросы в области модернизации молокоперерабатывающих производств. 

Что произошло на молочном рынке за первое полугодие, каковы реалии молочного рынка и адаптивные решения, как экономить на упаковке, а также мониторинг, гигиена, автоматизация и многие другие вопросы вызвали активное обсуждение.

Директор «Интекпрома» Владимир Черкашин от имени компании­организатора отметил, что в условиях возрастающей конкуренции жизненно важным вопросом становится вопрос эффективности работы предприятий, особенно молокоперерабатывающей отрасли, снижение издержек. «На нашей площадке вы увидите современные методы модернизации и интеллектуализации производственных процессов, свежие решения в области упаковки и розлива, сможете обсудить актуальные проблемы в обеспечении надлежащего качества сырья и оптимизации логистики», – сказал Владимир Черкашин. 

Спрос упал, выручка выросла

О том, какие изменения произошли на молочном рынке за первые месяцы 2022 года и как на них реагировать, рассказала коммерческий директор ГК «Белая Долина» Альбина Искакова. По словам спикера, рынок в январе-­апреле «штормило», в марте наблюдались панические закупки в категориях продуктов с длительным сроком годности, а в апреле отток спроса. Наибольшее падение наблюдалось в дорогих категориях (йогурты, творог, сметана и масло). В результате по итогам четырех месяцев рынок молочных продуктов в натуральном выражении снизился на 2,9%, но вырос в денежном выражении на 12,1%. Такой рост выручки был обусловлен массовым в данном периоде повышением цен производителей в качестве ответной реакции на рост цен на сырье, ингредиенты и упаковочные материалы. По прогнозам эксперта, падение продаж к концу года будет усиливаться и может достигнуть отметки 5%. Структура продаж меняется в сторону менее маржинальных продуктов – молока и кисломолочной продукции, доля эконом­-сегмента будет расти – молока в пленке, творога во флоу-­паке, продуктов с ЗМЖ.

Альбина Искакова отметила интересную тенденцию времени: рынок брендированных продуктов резко сокращается и меняется в сторону условно­-собирательных NO NAME-­CTM (+15%). Также в отрасли проходят серьезные консолидационные процессы – ТОП­-10 основных игроков сократил свою долю в продажах с 53% в 2021 году до 51% в 2022 году. Наиболее существенное падение продаж показали ТОП­-2 рынка – PEPSICO (­-13%) и DANONE (-­24%). С другой стороны, происходит рост продаж игроков, занимающих в рейтинге с третьего по пятое место: Молвест (+8%), АХ Комос Групп (+7%) и Пискаревский молзавод (+4%).

Что касается средневзвешенной цены реализации молочной продукции, то за четыре первых месяца года она выросла на рекордные 28%. На это «сработало» то, что еще в прошлом году на 20% выросла себестоимость, но цены не повышались, а также дальнейший рост себестоимости. К концу года ожидается корректировка цен в меньшую сторону. 

Прибыль в воздухе

Доклад с интригующим названием «Воздух как инструмент получения прибыли» подготовил руководитель отдела пищевой промышленности ООО «Поток интер» Сергей Синяев. Спикер рассказал, как избавиться от плесени в воздухе на производстве и сделать его чище, чем в операционной. Проблемой пищевой промышленности являются плесневые грибы, дрожжи, бактерии и вирусы. До 10% продукта теряется в процессе его производства и реализации, в том числе из-­за попадания на него патогенной микрофлоры. Традиционно с микроорганизмами борются понижением температуры воздуха в цехах, что увеличивает затраты на электроэнергию; использованием консервантов, что не соответствует запросу рынка; усилением гигиены и санитарии – трудно контролируемым способом; переходом на современную упаковку со значительными вложениями, которые все равно себя не оправдают, если воздух упаковочного цеха загрязнен. Озон, ультрафиолет, холодный туман и технологии на их основе не способны быстро обеззаразить воздух. Многие виды обработок необходимо проводить в отсутствие персонала.

Спикер предложил инновационное решение, которое эффективно снижает концентрацию всех видов микроорганизмов (в т.ч. бактерий, плесени, дрожжей и коронавирусов) в воздухе цехов в присутствии персонала и при любых температурах. В основе патентованной технологии лежит физический метод инактивации микроорганизмов. Обеззараживание воздуха осуществляется воздействием на микробные клетки и на вторичную и третичную структуры белков вирусов постоянными электрическими полями критической напряженности. Представленная технология применяется на борту Международной космической станции.

Вопросам гигиены пищевых производств был посвящен доклад руководителя технологического направления АО «ЭКОЛАБ» Антона Давликанова. Компания занимается вопросами гигиены в рамках своей концепции «От фермы до прилавка», то есть от гигиены вымени, гигиены хозяйства до гигиены ресторанов. Спикер представил современные решения по мойке, в том числе такой, которую не надо смывать, по дезинфекции, гигиене конвейерных лент, средствам личной гигиены и многое другое. Интересной была информация об инновациях в обработке воздуха Airspexx. 

Мониторить молоко

Наталья Шабловская, заместитель директора по науке ООО «Лаб стандарт» рассказала собравшимся, как проводить сложный мониторинг молока простым способом. С 1 марта 2022 года вступили в силу новые Ветеринарные правила о проведении ветеринарно­-санитарной экспертизы молока. Во время подготовки документа шло его бурное обсуждение, а с его принятием вопросов меньше не стало. По условиям ветеринарно-­санитарной экспертизы каждая партия молока должна проходить проверку на консистенцию, вкус и запах, цвет, массовую долю жира, массовую долю белка, плотность и кислотность. Один раз в 10 дней проверяются содержание соматических клеток, антибиотиков, массовая доля СОМО. И один раз в 6 месяцев идет проверка на содержание токсичных элементов, микотоксинов, антибиотиков, пестицидов, радионуклидов, МО и БГКП. На каждом предприятии должна быть утвержденная в установленном порядке программа производственного контроля, и должен проводиться мониторинг сырья. При осуществлении процессов производства пищевой продукции изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП. Чтобы облегчить жизнь лабораториям, спикер предложила пользоваться тестами, которые представляет их компания, и которые используются во многих странах мира. 

На чем сэкономить?

О простых решениях в непростых обстоятельствах рассказал руководитель отдела продаж ООО «Кредо­-Строй» Алексей Валегов. По словам спикера, идет работа в новых рыночных условиях, когда под санкциями находятся импортное сырье, оборудование и комплектующие, когда уходят с рынка иностранные игроки, растут цены и снижаются реальные доходы населения. Стоимость упаковки тоже растет быстрыми темпами. В качестве решения Валегов предложил уйти от стандартов и изменить толщину молочной пленки. По его мнению, технологии многослойной пленки (5 и более слоев) позволяют сохранять необходимые свойства и параметры при меньшей толщине. Один минус – надо больше красителя для уменьшения прозрачности. Но даже при этом, уменьшив толщину пленки с 80 мкм до 65 мкм, со стандартного ролика 20 кг формируется на 23% больше молочных пакетов, а стоимость одного пакета уменьшается на 31 копейку.

Также Валегов посоветовал перейти к более простому дизайну упаковки и применению минимальной цветности. Если многоцветность (6­-8 цветов) даст прибавку к стоимости упаковки 4,00-­4,30 руб./шт., то минимализм (1-­2 цвета и 20­-30% заливки) – всего 1,20­-1,40 руб./шт.

Были приведены примеры экономии за счет снижения цен на термоусадочную пленку, где применяются многослойные технологии и рециклинг.

И еще один простой способ не дать себя обмануть недобросовестным поставщикам – проверять основные параметры пленки – ширину и толщину, для чего нужны всего лишь рулетка и микрометр. Ведь увеличение толщины пленки на 1 мкм от ТЗ приводит к перерасходу пленки на 1,7%. Здесь важно формировать пул добросовестных поставщиков.

Адаптивные решения для новых реалий молочного рынка предложил Роман Гапон, менеджер отдела продаж АО «Таурас­Феникс». Плохая новость – в России приостановили свою деятельность международные компании по производству асептической упаковки. Хорошая новость – в выгодном положении оказались предприятия, которые осуществляют выпуск молочной продукции в таких традиционных видах упаковки, как «пакет­-подушка», стеклянные и ПЭТ-­бутылки, стаканчики, дой­паки, которые есть в наличии в РФ, дефицита которых не намечается. В этой сфере очевидна необходимость импортозамещения, а отечественное оборудование экономически выгоднее импортных аналогов, как с точки зрения покупки, так и доступности сервисного обслуживания и комплектующих.

На конференции также рассматривались многие другие вопросы, среди которых модернизация молочных предприятий, создание бренд портфелей, охрана интеллектуальной собственности и т.д. Генеральные и технические директора, директора по производству, руководители подразделений и другие технические специалисты молокоперерабатывающих предприятий России и ближнего зарубежья, представители научно­-исследовательских центров, консалтинговых компаний и отраслевых ассоциаций получили возможность поделиться друг с другом опытом в области молокопереработки.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Ростсельмаш внедряет цифровые технологии, раскрывая «скрытые резервы агромашин»

Ростсельмаш внедряет цифровые технологии, раскрывая «скрытые резервы агромашин»

Рост спроса на продовольствие и стремительное удорожание стоимости производственных ресурсов вынуждают аграриев искать новые пути повышения эффективности. В нынешних условиях «главной дорогой» является переход на автоматизированные системы управления. Одна из них — платформа агроменеджмента РСМ Агротроник от Ростсельмаш — позволяет найти скрытые резервы техники и оптимально выстроить процесс ее эксплуатации.

Инвестируйте в сады!

Инвестируйте в сады!

В самом начале лета в Москве состоялся пятый, ежегодный Форум «Сады и Виноградники России и СНГ 2021», организатором которого является компания Восток Капитал.

«В кризис надо расти», - считает Кирилл Мумин

«В кризис надо расти», - считает Кирилл Мумин

Компания «Агрологос» на протяжении 17 лет обеспечивает агропроизводителей современной техникой, седьмой год является представителем компании CLAAS, а также является дилером таких брендов как Lemken и BvL. На 9-м Открытом чемпионате России по пахоте мы поговорили с генеральным директором ООО «Агрологос» Кириллом Муминым о том, как компания работает в новых условиях и видит будущее поставок сельскохозяйственной техники.