Эксперты оценивают перспективы развития пищевого и аграрного сектора в целом как оптимистичные. На протяжении последних десяти лет потребление мяса и мясных продуктов в России постепенно увеличивалось, а по производству свинины есть даже риск перепроизводства.
Положительная динамика наблюдается и в птицеводстве, но здесь есть вопросы с поставками инкубационного яйца и племенного материала индейки. Развивается агроэкспорт, перераспределяются его потоки. Молочная отрасль развивается, но упали цены на молоко и доходность производства, стагнирует спрос (стр. 18, 29).
Но вот проблема – у животноводства есть побочные продукты – навоз и помет. За год в России его образуется 600 млн т, а используется всего 250 млн т. Остаются неиспользованными миллионы тонн полезных питательных веществ. Но хорошая новость состоит в том, что эти отходы признаны именно ценным ресурсом, а не опасными отходами, как раньше. Только работать с ним надо правильно, то есть соблюдая все требования и не загрязняя окружающую среду (стр. 20, 24).
По мнению ряда экспертов, будущее растениеводства не такое радужное, как животноводства. В числе основных тенденций отрасли – снижение урожаев, изменения в поставках сельхозтехники, более экономное расходование средств. Трендом новых моделей хозяйствования станет повышение эффективности за счет внедрения технологий, которые обеспечивают более рациональное использование ресурсов и материалов – точного земледелия, капельного орошения, цифровых инструментов (стр. 60).
Однако и здесь есть свои лидеры роста. Игроки сектора защищенного грунта бьют рекорды и по росту площадей под зимними теплицами, и по валовому сбору овощей. В то же время именно эта сфера наиболее зависима от инвестиций. Существующие на данный момент меры поддержки со стороны государства, а также помощь, оказываемая инновационным проектам различными фондами и агентствами по привлечению финансирования, помогают предпринимателям достигать высоких результатов (стр. 64).
Для устойчивого развития молочного животноводства необходимо постоянно работать над улучшением хозяйственно-полезных признаков скота. Практика доказала, что быки новой селекции из российских племенных заводов и селекционно-племенных предприятий ничуть не хуже импортных. Тем не менее конкуренция здесь очень высокая, у импортных быков много плюсов, поэтому задачей российских племпредприятий является дальнейшее совершенствование селекционной работы (стр. 9, 12).
Процесс воспроизводства сравнивают с сердечной деятельностью предприятия. Это тот локомотив, который «тянет» всю экономику фермы. Именно поэтому правильная организация воспроизводства, соблюдение ритма и стабильности гарантируют эффективность агрокомпании (стр. 16).
Специалисты особое внимание уделяют качественному составу молока, а на него можно влиять кормлением, условиями содержания, защитой животных от теплового стресса (так называемого «пожирателя денег»). Все эти усилия окупятся сторицей – как здоровьем животных, так и дополнительным доходом от качественного молока (стр. 31).
Краеугольным камнем животноводства являются корма, от которых зависит и продуктивность, и доходность. Вроде бы технологии и тонкости заготовки кормов – всем известные азбучные истины. Однако процент неклассных кормов все еще недопустимо высок. Поэтому стоит перенять успешный опыт практиков и прислушаться к мнению авторитетных специалистов (стр. 39, 42).
Не должно оставаться на втором плане, отставать от современных стандартов и ветеринарное обслуживание, от уровня которого зависит не только здоровье животных, но и благополучие людей (стр. 52).
Примеры агропредприятий, где все процессы отлажены, животные содержатся, как на курорте и дают много молока, есть! И многолетний опыт таких предприятий показывает, что если из года в год идти к намеченной цели, вкладываться в производство, технологии, в комфорт животных, то успех будет обеспечен (стр. 4).
О том, что сельхозпроизводителям еще есть, куда расти и к чему стремиться, свидетельствует исследование «Тренды потребления россиянами продуктов питания», проведенное Фондом «Росконгресс» совместно с Аналитическим центром НАФИ. По данным аналитиков, качеством собственного питания и количеством потребляемых продуктов удовлетворены на данный момент чуть более половины россиян – 58 %.
Желаем вам хорошего сезона и высоких востребованных результатов!