Кризис – это возможности

Кризис – это возможности

Никита Токмаков – знаменитый блогер-фермер, глава КФХ, создатель АгроУниверситета и со-основатель мобильного приложения для аграриев. В эксклюзивном бизнес-интервью на информационно-образовательном видео-портале для АПК sfera.live он поделился своим видением развития отрасли и обозначил новые вызовы и задачи, которые предстоит решать фермерам в ближайшее время. 

- Какие культуры вы выращиваете и что из них самое маржинальное?

- Соя у меня стоит на втором месте по площади, после озимой пшеницы. Благодаря погодным условиям, а соя любит влагу, эта культура была самой высокомаржинальной в 2022 и 2023 годах. Но так было не всегда. В разные годы «выстреливают» разные культуры – то пшеница, то подсолнечник или кукуруза. В планах – постепенное сокращение посевов озимой пшеницы и замена её соей или другими маржинальными культурами.

- Как работать с почвой, чтобы получить хорошую урожайность?

- Чтобы не потерять в урожайности, необходимо заботиться о почве. Весной очень важна скорость проведения работ, проведения мероприятий по сохранению влаги в почве. В идеале – все операции лучше делать за один проход. Целью должна быть минимизация работы с почвой. Вспашку можно заменить глубокорыхлением.

Условия для посева этой весной сложились необычные: из-за жаркого апреля верхний слой почвы высох, а на глубине 5-8 см очень сыро – сеять было невозможно.

- Чем в ближайшей перспективе опасно увеличение затрат на оборудование, СЗР, удобрения и т.д.?

- Это уже опасно. Всё растёт в цене, растёт себестоимость. Я у себя в клубе для фермеров озвучивал аналитику по росту цен: аммофос подорожал на 20%, СЗР на 14-40%, на 20-25% минеральные удобрения, а сложные удобрения – до 54%.

- Как прокомментируете рост пошлин на зерно?

- Пошлина «хорошо» работает, она забирает большую часть прибыли у производителя. Ведь у нас к тому же и перепроизводство продукции, так что мы не можем диктовать цены.

- Что скажете про импорт и отечественные семена, СЗР, удобрения?

- Импорт семян ограничен, поэтому сейчас идёт упор на производство своих семян. По озимой пшенице у меня все семена отечественные, а вот яровая пшеница пока вся импортная. По кукурузе с ФАО 300+ есть хорошие наши гибриды, а по раннеспелой кукурузе – нет; по подсолнечнику надо подбирать гибриды, искать варианты. Также есть замечательные отечественные сорта сои, их тоже надо подбирать под технологию. Если говорить про СЗР, то мы уже практически всё заместили на российские продукты – они есть и подороже, и подешевле. Ну а минеральные удобрения, конечно же, все отечественные.

- У вас есть конструктивные предложения?

- Если говорить в целом о сельском хозяйстве, то вроде всё хорошо – урожайность растёт, пошлины идут в казну государства, экспорт растёт и т.д. Но мы понимаем, что фермеру тяжело, фермеры начинают банкротиться, и наименее эффективные хозяйства уходят с рынка. Я сейчас имею в виду как фермерские хозяйства, так и крупные агрохолдинги. Просто на фермерах ситуация быстрее сказывается, чем на агрохолдингах. С другой стороны, фермер – это продбезопасность страны. Потому нам (правительству и аграриям) нужно находить совместный выход из сложившейся ситуации, пока не стало слишком поздно, и мы из профицита по зерновым не попали бы в дефицит, потому что просто выращивать невыгодно, да и некому.

- Поделитесь лайфхаками по работе с соей?

- Соя – моя любимая культура, но сложная технологически. Например, я для себя определил, что междурядья должны быть 30 см, аммиачную селитру надо вносить в начале - перед посевом и не позднее. Надо сочетать селитру и инокулирование (я применяю только жидкий инокулянт) – это даст хороший результат по белку, ведь низкобелковую сою сложнее продать.

Необходимо управление чистотой поля, соя очень чувствительна к наличию даже небольшого количества сорняков. И это очень большие затраты времени и финансов. Обязательно надо применять почвенный гербицид, потом отдельно по двудольным, по злаковым. Моя целевая урожайность 35 ц/га, и я пока обхожусь без фунгицидов.

Лучше иметь соевую жатку, так как разница в потерях по сравнению с зерновыми жатками составляет 15-20%.

Также важен подбор семян, сортов. Я использую сорта, которые стабильно дают урожай.

- Планируете ли выращивать рапс?

- Я уже думал над этим, изучал вопрос. Это очень интересная, маржинальная культура, но, по-моему, сложная и дорогая. Дорогая в выращивании, но прибыльная. К выращиванию рапса может быть два подхода – или выращивать его со средней интенсивностью и получать 30 ц/га, или вкладываться и получать 50 ц/га. В первую очередь, надо обращать внимание на озимый рапс, он более урожайный. Под рапс надо приобретать мелкосеменную надстройку для сеялки, рапсовый стол. Скорее всего, первые 2-3 года будешь делать ошибки. В Чернозёмной зоне уже выращивают озимый рапс, и мы близки к решению попробовать его возделывать. Мы, если решим, то конечно, пойдём по высокоинтенсивному пути.

- Как вы относитесь к агродронам и спутниковым снимкам?

- Считаю, что спутниковые снимки надо однозначно использовать. Они помогают выявлять все отклонения от среднего, видеть все экстремумы, лучше знать свои поля. Не надо на машине объезжать посевы, достаточно взглянуть на экран монитора, выбрать точки с отклонениями и двигаться уже целенаправленно туда. Это экономия и времени, и средств.

Дроны – тоже очень классная вещь, это направление развивается семимильными шагами, происходит их удешевление. Дроны можно применять на десикации, при обработке контактными инсектицидами, они справляются и с фунгицидами. Дрону не подходит только внесение удобрений – их надо разбрасывать много, а грузоподъёмность аппарата невелика. Также в работе с гербицидами нужно быть аккуратней. Не каждая культура может выдержать повышенную концентрацию гербицидов.

Что немаловажно, такими элементами цифровизации должны пользоваться молодые специалисты, хорошо знающие IT-технологии. А их не очень-то и много в нашей сфере.

- Какой уровень рентабельности должен быть для развития?

- Чтобы фермер мог себе позволить модернизацию, его плановая рентабельность должна быть на уровне 30-40%. Даже если какая-то культура «просела» в урожайности, то другие эту рентабельность вытянут. Сейчас рентабельность фермера 10% – это формат выживания, об инвестициях даже нет и речи.

- Есть ли у вас планы по масштабированию бизнеса?

- Кризис – это возможности для роста. Сейчас появилась возможность увеличить посевные площади, т.к. есть фермеры, которые не могут потянуть аренду земли. Но покупать землю надо на свои средства, брать кредиты на покупку земли сейчас нерентабельно.

- По вашим оценкам, что ожидает фермеров в ближайшие годы?

- Оценки не очень позитивные. Цены на продукцию остаются прежними, а затраты продолжают расти. Рентабельность снижается. Как платить по кредитам? Может случиться цепочка банкротств. Фермеры уже отказываются от земли. Агрохолдинги пока укрупняются, они ощутят проблемы позже. Поэтому очень важно, чтобы правительство увидело риски и среагировало на то, что происходит в растениеводстве.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Воплощая идеи в жизнь

Воплощая идеи в жизнь

АО «Племенной завод Гражданский» в этом году отмечает своё 80-летие. Более сорока лет на предприятии работает Павел Алексеевич Степанов, причём большую часть этого времени – генеральным директором. Сегодня мы беседуем с гуру АПК Ленинградской области о том, почему надо помнить прошлое, слушать своих специалистов и в наградах ли счастье.

Центр генетических ресурсов

Центр генетических ресурсов

В целях обеспечения научно-технологического развития РФ и комплексного решения задач ускоренного развития генетических технологий на базе Федерального исследовательского центра животноводства имени академика Л.К.Эрнста будет создан Национальный центр генетических ресурсов сельскохозяйственных животных. Указ №195 от 19 марта 2024 года подписал президент Российской Федерации Владимир Путин.

Комбайн для семеноводства

Комбайн для семеноводства

Специализация ленинградского предприятия ООО «Семеноводство» – выращивание семенного картофеля, семян зерновых культур и многолетних трав высших репродукций. Дарья Романовна Проценко является агрономом хозяйства и профессионалом уже в третьем поколении, любовь к земле передаётся в её роду по наследству.