7 октября 2024 года состоялся Российский агротехнический форум, на котором эксперты обсудили состояние рынка российского сельхозмашиностроения и видение ближайшего будущего машиностроителями и сельхозтоваропроизводителями.
В 2024 году российский агропромышленный комплекс оказался в новой реальности. Высокая ключевая ставка наряду с низкой доходностью аграриев негативно влияют на рынок сельхозтехники. Ситуацию усугубляет тот факт, что были пересмотрены условия программ господдержки производителей и аграриев, а финансирование ряда механизмов было сокращено. По этим причинам выпуск и отгрузки российской сельхозтехники существенно снижаются в большинстве сегментов. Рецепты выживания предложили машиностроители, аграрии и представители органов власти.
Новые реалии и ожидания
Председатель форума, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин уверен, что аграрии и государственные органы, услышав друг друга, будут двигаться дальше, но уже более согласованно.
В отрасли машиностроения работает 115 предприятий, общая численность сотрудников составляет 43 тыс. человек. По словам Бабкина, сейчас отрасль сельскохозяйственного машиностроения в РФ находится в ситуации неопределенности. В то же время были отмечены и позитивные тенденции: только за период с 2019 года сумма инвестиций в производство в отрасли составила более 38 млрд руб. Только компания Ростсельмаш инвестировала 18 млрд руб. При этом успехи отрасли транслируются и в другие сферы, например, в сферу образования. Например, Ростсельмаш активно открывает учебные классы в учебных заведениях.
Новыми реалиями стал и отказ поставщиков поставлять компоненты. В связи с этим Ростсельмашем была проведена колоссальная работа – заменены 6 тысяч наименований компонентов. Бабкин обратил внимание и на то, что по комплектующим «раньше мы были в зависимости от Запада, а теперь от Востока».
Председатель форума отметил также, что стоимость производства в России в полтора раза выше, чем в Китае. В РФ выше цены на металл и электроэнергию в РФ, причем за рубеж российский металл продается дешевле, чем на внутреннем рынке. Очень высоки процентные ставки по кредитам. Налоговое бремя в России несравнимо выше, что спикер подтвердил конкретными примерами.
Высокая себестоимость компенсируется субсидиями и мерами защиты рынка, но сегодня эти меры поддержки недостаточны. В связи с обязательствами России по членству в ВТО нельзя увеличить выше 5% ставки ввозных таможенных пошлин на комбайны и прицепную сельхозтехнику.
По словам президента ассоциации «Росспецмаш», сейчас производители ждут такие меры поддержки, как финансирование программы в полном объеме, гранты на развитие производства компонентов, эффективную поддержку экспорта, защиту внутреннего рынка через увеличение утильсбора.
Академик РАН, заместитель президента РАН и заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации Пётр Чекмарёв считает, что российская сельхозтехника за последние годы существенно выросла в качестве. Комбайны в России на уровне лучших мировых моделей, выпускаются высококачественные тракторы и другие агромашины.
Несмотря на это у нас в стране по-прежнему наблюдается высокая степень износа техники в парке аграриев. На этом фоне аграрный бизнес еще и сократил темпы модернизации сельхозпроизводства. Также необходимо наращивать мощности по хранению и переработке сельхозпродукции. В хозяйствах должно быть в разы больше техники и оборудования, чем есть сегодня.
Предложения по мерам поддержки
Гендиректор Торгового дома «Алмаз» Дмитрий Любимов предложил свое видение развития отрасли машиностроения.
Сегодня есть три важные меры поддержки машиностроителей – Постановление правительства РФ 1432, льготный лизинг с Росагролизинг и компенсация части расходов при экспорте Российским экспортным центром. Но от всех мер требуется долгосрочность и предсказуемость. Когда программы поддержки рассчитаны максимум на год, то у участников рынка нет возможности для долгосрочного планирования. Программы должны быть рассчитаны на три-четыре года.
Важно обеспечить стабильное финансовое состояние аграриев. Спрос зависит от таких факторов, на которые агропроизводитель сам повлиять иногда не может.
Еще один аспект, отмеченный спикером, – финансирование должно быть по всей цепочке поставок по низким ставкам. Программы Росагролизинга работают, но их стоит расширить и на дилеров, и на заводы, и на потребителей. Дилерам и заводам сегодня необходимо покрывать большие издержки на оборотные средства. Если брать пример с зарубежных лизинговых программ, то они работают по всей цепочке: завод – дилер – клиент.
Необходимо разделять программы для производителей самоходной техники и производителей прицепного и навесного оборудования. У последних почти нет защиты от конкурентов из Турции и Китая, которые предлагают хорошие цены и большое кредитное плечо.
Спрос падает, лизинг растет
По словам исполнительного директора ЗАО «Строймашсервис», акционера АО «Елецгидроагрегат» Антона Ситникова, на предприятии фиксируют падение спроса на комплектующие.
Спикер заявил, что необходимо создавать благоприятный климат для роста привлекательности рабочих профессий и общий инвестиционный климат для производителей. Нужна лидирующая роль государства в планировании развития промышленности на ближайшие 5-10 лет.
Алексей Швейцов, первый заместитель генерального директора компании Ростсельмаш, директор центра продаж, маркетинга и сервиса заявил, что издержки аграриев и низкие цены на сельхозпродукцию привели к снижению спроса на сельхозтехнику на внутреннем рынке России. К тому же существенно выросли льготные кредитные ставки для аграрного бизнеса, что усугубляет ситуацию. В сложных условиях крайне негативной рыночной конъюнктуры компания Ростсельмаш реализует масштабную кампанию по импортозамещению комплектующих, открывает новые производства, достраивает испытательный центр, эффективно реализует проекты в кооперации с вузами.
Павел Косов, президент Объединенной Лизинговой Ассоциации, отметил позитивную динамику - рост объемов лизинга, в том числе и по традиционным кредитным продуктам. Объем лизингового портфеля превышает 10 трлн руб. Ежегодный прирост портфеля агролизинга за период с 2020 по 2024 год в среднем составил 28%, в 2024 году достигнув 361 млрд руб. Такому росту способствуют программы господдержки. «97% техники у нас приобретено именно российской и белорусской, оставшиеся 3% – это то, у чего нет аналогов в РФ», – заметил Косов.
Начальник управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения минпромторга России Валентин Цупрун уверен, что необходимо развивать кооперацию между машиностроителями и производителями комплектующих в направлении унификации.
Форум собрал более 400 человек, среди которых руководители органов государственной власти, владельцы агрохолдингов и машиностроительных предприятий, руководители сервисных и дилерских организаций, эксперты отрасли и СМИ.
По материалам пресс-службы РАФ