Увеличение срока продуктивного использования коров как фактор повышения конкурентоспособности молочного животноводства

Достижение успехов в условиях глобальной конкуренции требует построения эффективной системы управления факторами конкурентоспособности. Одним из важных факторов конкурентоспособного производства молока является оптимальный срок использования коровы как основного средства.
Зоотехническая наука определяет, что коровы первого и второго отелов продуцируют за год соответственно на 30 и 15% меньше молока, чем полновозрастные коровы третьего отела и старше, причем удой у голштинизированных черно-пестрых коров возрастает до пятой-шестой лактации. Таким образом, делается вывод, что экономическая эффективность отрасли повышается не только с ростом продуктивности, но и с увеличением продуктивного срока использования коров (см. рис.).
Однако вследствие увеличения интенсивности выращивания ремонтного молодняка и более интенсивного использования первотелок фактически наблюдается другая тенденция – удой за вторую лактацию в 113 проанализированных хозяйствах Ленинградской области в 2005 году превысил удой за первую лактацию всего лишь на 3,4%, за третью – на 2,5%.
Сложилось мнение, что срок продуктивного использования неизбежно уменьшается с ростом продуктивности коров, поэтому во многих сельскохозяйственных предприятиях смирились с тем, что выбраковка коров близка к 40% (без учета племенной продажи) при среднем сроке продуктивного использования менее трех лактаций. В среднем по исследуемым хозяйствам выбраковка составила 33%, в том числе первотелок – 25%. Высокий уровень выбраковки отрицательно сказывается на рентабельности производства продукции, ведет к финансовым проблемам предприятий, препятствует реализации важнейшего конкурентного преимущества отечественных сельхозтоваропроизводителей по сравнению с европейскими – наличие достаточного количества сельскохозяйственных угодий для производства кормов.
Анализ влияния возраста коров на производственные и экономические показатели подтверждает этот вывод (табл.). Группировка данных бонитировки коров в 113 хозяйствах по доле в стаде коров четвертой лактации и выше показывает, что с ее увеличением и ростом среднего возраста коров в отелах снижается себестоимость молока в хозяйствах, растет рентабельность его производства и продукции отрасли в целом, улучшается показатель, характеризующий денежный поток (коэффициент возвратности). Некоторое уменьшение уровня рентабельности молока и продукции отрасли в целом в группе «свыше 35%» вызвано тем, что в нее вошли хозяйства с низким уровнем производства.
Кроме того, в племенных хозяйствах уменьшение выбраковки коров позволяет увеличить реализацию племенного молодняка, рентабельность которой в современных условиях превышает 100%. Учитывая реализацию национального проекта по направлению «Ускоренное развитие АПК» следует прогнозировать дальнейший рост спроса на племенных животных и сохранение высоких цен на них.
Таким образом, актуальным направлением становится разработка комплекса мероприятий, в том числе: профилактических зооветеринарных, повышения качества кормов и сбалансированности рационов, улучшения условий содержания и доения, а затраты на их реализацию следует рассматривать как наиболее рентабельные инвестиции, повышающие конкурентоспособность молочного животноводства.
 
Таблица.               Анализ влияния продолжительности продуктивного срока использования коров на показатели конкурентоспособности молочного животноводства в сельскохозяйственных предприятиях Ленинградской области в 2005 г.
Наименование показателей
Группы предприятий по доле коров 4 лактации и выше в поголовье коров в группе, %
до 15
15-20
20-25
25-30
30-35
свыше 35
Итого
Доля коров свыше 4 лактации в поголовье коров в группе, %
11,9
17,7
22,4
27,3
31,1
37,9
25,4
Средний возраст пробонитированных коров по числу отелов
2,04
2,47
2,52
2,75
2,92
3,21
2,65
Количество проанализированных сельхозпредприятий
9
15
33
25
18
13
113
Надоено молока в среднем на одну корову, кг
5 764
6 232
6 916
6 372
5 904
5 848
6 348
Полная себестоимость 1 т реализованного молока и молочных продуктов, тыс. руб.
6,58
7,00
6,64
6,46
6,30
6,99
6,63
Уровень рентабельности без учета субсидий, %
 
 
 
 
 
 
 
- молоко
17,1
11,4
23,8
24,9
24,9
18,5
21,4
- мясо КРС
-49,7
-46,5
-31,7
-37,7
-38,1
-34,4
-37,9
- продукция отрасли в целом
-3,2
-5,7
9,2
8,2
8,1
4,1
5,3
Коэффициент возвратности (отношение выручки за продукцию молочного животноводства к затратам в отрасли)
0,89
0,83
0,99
0,98
0,94
0,96
0,95
Рассчитано по данным Петросстата и ФГУ «Невское».

 

Поделиться статьей:

Возможно, вам это будет интересно:

Производство субстратов для экологичного выращивания овощей и цветов

Производство субстратов для экологичного выращивания овощей и цветов

2 октября 2018 года на территории производственного комплекса ROCKWOOL в ОЭЗ «Алабуга» состоялось официальное открытие производства высокотехнологичных субстратов для растениеводства

«Мираторг» планирует увеличить инвестиции в развитие проекта мясного скотоводства в Калининградской области до 16 млрд рублей к 2021 году

«Мираторг» планирует увеличить инвестиции в развитие проекта мясного скотоводства в Калининградской области до 16 млрд рублей к 2021 году

Калининград, 21 сентября – «Мираторг», крупнейший производитель говядины в России, сообщает, что увеличит совокупные инвестиции в развитие проекта мясного скотоводства в Калининградской области до 16 млрд рублей, вложив еще 6 млрд рублей в 2018-2020 годах.

PepsiCo Россия объявила о завершении новых инвестиционных проектов на Рубцовском молочном заводе

PepsiCo Россия объявила о завершении новых инвестиционных проектов на Рубцовском молочном заводе

25 сентября 2018 года, г. Рубцовск. ̶ Компания PepsiCo, крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков , объявила о завершении двух крупных инвестпроектов на Рубцовском молочном заводе (Алтайский край) – участка по переработке молочной сыворотки, а также очистных сооружений

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.