Вавилов и ВИР. К 120-летию Николая Ивановича Вавилова

Вавилов и ВИР. К 120-летию Николая Ивановича Вавилова

 Весь мир знает Николая Вавилова как великого русского ученого – растениевода, ботаника, генетика, систематика, агронома, эволюциониста. Вряд ли можно вычленить в качестве главной какую-то одну сторону его научной деятельности и невозможно назвать какую-то одну его работу как основную. В преддверии его 120-летнего юбилея, который в этом году отметят страна и мир, вировцы вспоминают его и как создателя и директора ВИРа.

У него было много должностей и званий: первый президент ВАСХНИЛ, президент Всесоюзного географического общества, действительный член АН СССР, иностранный член Английского королевского и Линнеевского обществ в Лондоне, член Чехословацкой, Шотландской, Индийской, Германской академий наук, Американского ботанического общества и ряда других национальных и международных организаций. Он был заведующим кафедрой селекции и генетики Петроградского сельскохозяйственного института, директором института опытной агрономии, возглавлял первое в стране академическое учреждение – Институт генетики АН СССР. Но главным своим детищем, вершиной стройной системы учреждений сельскохозяйственной науки в СССР, которую он создал, Вавилов считал ВИР.

Научная система растений

Впервые Н.И.Вавилов попал в Петроград в 1911 году, будучи сотрудником кафедры частного земледелия Петровской сельскохозяйственной академии, которую незадолго до того окончил. Занявшись иммунитетом растений, Вавилов понимал, что ему нужны знания по систематике и географии культурных растений, и получить их можно в единственном учреждении страны – Бюро по прикладной ботанике Сельскохозяйственного ученого комитета в Петрограде. Получив возможность стажировки, он проработал здесь несколько месяцев под руководством руководителя бюро – Р.Э.Регеля и ведущих сотрудников К.А.Фляксбергера, А.И.Мальцева и др. Параллельно (по вечерам и ночам) он знакомился с работой Бюро микологии и фитопатологии, возглавляемого А.А.Ячевским. Проанализировав и обобщив узнанное, молодой ученый сделал вывод, определивший его дальнейшую судьбу: для познания природы культурного растения необходимо изучить всю его историю, происхождение, генезис, его родство с ближайшими и дальними родичами. Именно тогда им была осознана необходимость изучения мирового разнообразия культурных растений и приведения его в строгую научную систему.

«Храм науки»

В 1920 году после смерти Р.Э.Регеля именно его – молодого профессора, уже известного ученого, пригласят возглавить Бюро, ставшее к тому времени Отделом прикладной ботаники и селекции. В марте 1921 вместе с группой сотрудников, возглавляемой им в Саратовском сельскохозяйственном институте кафедры генетики, селекции и частного земледелия, он переехал в Петроград. В городе в эту пору царили голод и разруха. В помещениях Бюро полопавшиеся трубы отопления и водопровода, пыль, грязь… В этой разрухе, в «этом царстве начавшегося тления» по выражению сотрудника Бюро К.И.Пангало, Вавилов в течение короткого времени сумел решить множество масштабных организационных дел. Он добился у революционного правительства нового помещения для Отдела – здания бывшего министерства земледелия и имуществ на Исаакиевской площади и части Строгановского дворца, добыл для экспериментальных лабораторий бывшую дачу великого князя с полями, теплицами, парком в Царском селе. Холодной ноябрьской ночью 1920 года он пишет своей любимой ученице и будущей жене Е.И.Барулиной: «Вопрос о Петрограде решен определенно. …хочется создать храм науке, настоящей науке…»

Лучшие умы

С самого начала он замыслил институт как центр большой научно-исследовательской сети «всесоюзного масштаба», по сути, штаб научного земледелия страны. Сохранив все заложенные Регелем особенности и достоинства учреждения, изучавшего культурную флору, он расширил методы изучения растений и углубил прикладное значение исследований. Одна за другой создаются опытные станции и отделения института, сортоиспытательные и опорные пункты. Со всей страны Вавилов собирает для работы в институте крупнейших специалистов. В «храм науки» приглашены физиолог Н.А.Максимов, цитолог Г.А.Левитский, биохимик Н.Н.Иванов, ботаник П.М.Жуковский, генетик Г.Д.Карпеченко, известные селекционеры и знатоки культур В.Е.Писарев, Л.И.Говоров, В.В.Таланов и др. Они бросали насиженные места, оставляли высокие должности и ехали в неустроенный быт, порой на более низкие зарплаты, влекомые великой силой убеждения и таланта Вавилова. Долгие годы ВИР считали биологическим учреждением, не имеющим конкуренции по квалификации сотрудников.

Механизм работы института выстраивался по четкой схеме: сбор сельскохозяйственных культур и их диких родичей со всего земного шара; испытание собранного материала в широкой эколого-географической сети и в лабораториях института; выявление наиболее приспособленных к условиям той или иной местности сортов и предложение их крестьянам-хозяевам, возникавшим в ту пору сельскохозяйственным коммунам и артелям, а позднее – селекционным учреждениям страны.

Уникальная коллекция культурных растений

Отдел стремительно рос и развивался, и летом 1925 года в тридцатую годовщину создания Бюро, из которого он вырос, по решению Правительства СССР он был преобразован во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур. К тому времени многочисленные экспедиционные сборы Вавилова и сотрудников института из всех уголков Земного шара, из уездов и губерний СССР создали основу уникальной мировой коллекции культурных растений. Она служила ценнейшим исходным материалом для создания новых сортов. В 1940 году коллекция насчитывала 250 тыс. образцов. Задачи института получили четкую формулировку: пополнение, сохранение, изучение и целенаправленное использование генетических ресурсов растений, сохраняемых в этой коллекции. Эти задачи институт выполняет и поныне.

Труды Вавилова – теория и методология

Методологической основой работы института стали фундаментальные труды Вавилова: учение об иммунитете растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, учение о центрах происхождения культурных растений и др.

Под руководством Вавилова спаянный коллектив единомышленников разрабатывал теоретические основы селекции и генетики, изучал закономерности происхождения и филогении, географии и интродукции, физиологию, биохимию, цитологию и анатомию культурных растений. Этому способствовало создание прекрасно оборудованных лабораторий по всем существующим тогда отраслям ботанической науки и генетики. Знаменитые географические посевы были расположены в 116 точках различных почвенно-климатических зон СССР.

Под руководством Николая Ивановича в ВИРе издавали как популярные брошюры из серии «общедоступная библиотека», так и фундаментальные сборники, монографии, периодические издания и капитальные труды: «Теоретические основы селекции», «Культурная флора СССР», «Труды по прикладной ботанике, генетике и селекции», «Руководства по апробации селекционных сортов важнейших полевых культур» и другие.

В 1930 году институт был переименован во Всесоюзный институт растениеводства. Это название он имеет до сих пор.

В 1943 году Вавилова не стало. Его перемолола машина сталинских репрессий. Но память о нем живет в стенах института, который с 1967 года носит имя Николая Ивановича Вавилова. Эта память не только в переиздании его трудов, создании мемориального кабинета, работе Вавиловского семинара и т.п. Главное – это вавиловская методология изучения мировой культурной флоры, которой следуют ученые ВИРа, и которая не утратила своей актуальности, несмотря на возникновение новых биологических технологий и новых методических возможностей.

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Реконструкция молочных ферм Ленинградской области. Позитивный опыт

Реконструкция молочных ферм Ленинградской области. Позитивный опыт

В Ленинградской области полным ходом идет реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса. Ускоренное развитие животноводства». Осваиваются инвестиции и кредиты, реконструируются хозяйства, производители молока выходят на новые качественные и количественные показатели. 

Птицеводство по стандарту качества ХАССП

Птицеводство по стандарту качества ХАССП

За три года с прихода новых собственников и начала реконструкции ОАО «Птицефабрика Приморская» (Ленинградская область) поднялась в рейтинге областных птицефабрик с последнего 11-го места на третье, а количество птицемест кур-несушек увеличилось с 250 тыс. до 760 млн. К такому результату фабрика пришла под руководством своего директора Юлии Леонидовны Фалалеевой, которая в 2004 году, имея экономическое образования и опыт работы в крупных компаниях, начала «с нуля» свою сельскохозяйственную карьеру.

Новые дворы для телят

Новые дворы для телят

СПК «Кобраловский» (Гатчинский район Ленинградской области), всегда специализировался на производстве телят. Задачи строить крупные молочнотоварные фермы перед СПК никогда не стояло. Но поскольку поголовье крупного рогатого скота на начало 2006 года составило более 800 голов, из которых коров – 400, ферму пришлось развивать и по «непрофильным» направлениям. За прошлый год успели реконструировать старые дворы и перейти на беспривязное содержание. Чтобы провести модернизацию дворов, брали кредит, по которому хозяйство уже рассчиталось. Сегодня для двух новых дворов по 200 голов запущен доильный зал с оборудованием SAC. Теперь стадо обслуживают всего 2 человека – доярка и помощник, улучшилось и качество молока.