Как снизить затраты на ГСМ

Не секрет, что сегодня наше сельское хозяйство находится в тяжелом состоянии. Часто речь идет не о прибыльном бизнесе, а о выживании предприятия, когда затраты зачастую превосходят прибыль от реализуемой продукции.

Особенно тяжело обстоят дела с техникой. Техника более чем наполовину состоит из машин, у которых истек срок амортизации. Ни о каком экономичном и ресурсосберегающем земледелии при эксплуатации такой техники говорить не приходиться. Плачевную ситуацию усугубил резкий рост цен на ГСМ.
Ситуация с ГСМ
Глава администрации Алтайского края Александр Карлин отметил: «Увеличивающийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материальные ресурсы ведет к ежегодному росту затрат на производство зерна. В крае за 2000-2006 годы при среднегодовом производстве зерна 4,2 млн т его себестоимость в среднем возросла в 2-3 раза. В 2006 г. цены в крае на дизельное топливо по сравнению с предыдущим годом возросли на 32%, а цены на зерно снизились на 11%. Только на этой разнице хозяйства потеряли 1,3 млрд руб.».
Глава Министерства сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев также отметил на одной из пресс-конференций, что затраты на ГСМ составляют до 20% для сельскохозяйственных предприятий, тогда как несколько лет назад составляли всего 3%.
 
Нормы устарели, а расход завышен
Действительность такова, что фактические нормы расхода топлива и те нормы расхода топлива, по которым закупается топливо, резко различаются.
Трудно сказать – сколько должен расходовать топлива трактор при вспашке. Здесь много факторов, влияющих на расход топлива – это и глубина вспашки, и состояние почвенного покрова, и погода (влажность), и скорость, и техническое состояние техники и др. При этом топливо закупается, как правило, исходя из максимально возможного расхода.
Это раньше наблюдалась картина, когда водители в колхозах выливали в поле неизрасходованную солярку, чтобы в глазах руководства выглядеть работягой, машина которого истратила все топливо, собирая урожай. Сегодня ситуация другая – водителю выгодно оставлять топливо себе – это дополнительный заработок, и часто, очень даже значительный, который нередко превышает и саму заработную плату. Поэтому и расход у трактора будет всегда завышенным, и найдутся причины, почему завтра он будет еще больше. Проследить за водителем в поле практически невозможно.
 
Учет и контроль расхода топлива
Единственный возможный вариант решения этой проблемы – это знать фактический расход топлива на каждой единице спецтехники. Узнавать фактические нормы расхода топлива, а также все процессы, выполняемые агротехникой каждую минуту, сегодня стало возможным благодаря системе контроля расхода топлива FMS (Fuel Monitoring System).
Она уже широко известна среди транспортных, строительных компаний, предприятий, занимающихся добычей нефти и газа, минеральных ресурсов, промышленных предприятий. Среди пользователей системы такие крупные предприятия как ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ», ОАО «ГАЗПРОМ», ЗАО «МОССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ-5», Специализированная автобаза ГУП «МОСГОРТРАНС», ОАО «БАМСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» и многие другие.
Постепенно система FMS приобретает известность и в агропромышленном комплексе. В этом году у покупателей сельскохозяйственных тракторов «Кировец» появилась возможность прямо с завода получать технику с установленной на нее системой контроля расхода топлива FMS. Например, ЗАО «Петербургский тракторный завод» – дочернее предприятие ОАО «Кировский завод» – приняло решение включить в список дополнительного оборудования и комплектации систему контроля расхода топлива компании «Омникомм Технологии».
В России системы контроля расхода топлива FMS начали производить уже 9 лет назад. Теперь есть производства в Эстонии и в Латинской Америке. Как оказалось, проблема махинаций с топливом актуальна во всем мире. Систему FMS активно устанавливают предприятия Аргентины, Бразилии, Мексики, США, Турции, Испании, Италии, ЮАР и др.
 
Что такое FMS?
Система FMS включает в себя всего три компонента: устройство FMS, высокоточный емкостной датчик уровня топлива и устройство для считывания информации компьютером.
Устройство FMS (черная пластиковая коробка, размером с сигаретную пачку) устанавливается в кабине водителя и подключается к электрике автомобиля и датчикам, дающим информацию о работе и расходе топлива. Устройство записывает информацию каждую минуту и хранит ее в течение 2-х месяцев. Далее оно легко снимается с машины и вставляется в разъем персонального компьютера, оснащенного необходимой программой. Показания переносятся в компьютер в течение нескольких секунд. После этого устройство возвращают водителю, а с полученными данными, представленными в виде отчетов, таблиц, графиков начинают работать сотрудники компании.
Основными показателями, которыми оперирует программа, являются:
- количество топлива в баке на начало и конец периода;
- общее количество заправленного, истраченного и слитого топлива;
- пробег машины в километрах;
- средний расход топлива в литрах на 100 км, на моточас, на холостом ходу;
- время работы двигателя и нахождения транспортного средства в движении;
- по желанию – местоположение (спутниковая навигация).
При установке системы FMS в топливный бак монтируется высокоточный емкостной датчик уровня топлива (погрешность не более 0,5%). Система может считывать информацию и со штатного датчика, однако у него есть ряд существенных недостатков. Это высокая погрешность (не менее 10%), наличие мертвых зон (полное отсутствие чувствительности датчика) сверху и снизу. Также у водителя есть соблазн его подогнуть для искажения показаний.
Система FMS не влияет на работу штатных систем автотранспорта и спецтехники, она полностью изолирована от работы топливной аппаратуры, легко устанавливается и эксплуатируется. В ней отсутствуют элементы настройки и индикации, которые можно было бы изменять, подкручивать. Так что водителю ничего не остается, как использовать топливо по назначению. Окупается такая система менее чем за месяц.
 
Выгода очевидна
В результате эксплуатации системы FMS повышается эффективность работы парка техники (информация о работе в моточасах, простоях техники, опускание и поднимание ковша и др. доп. оборудования, о работе на холостом ходу). Часто водители имеют почасовую оплату. Система позволяет организовать работу агротехники наиболее эффективно, когда виден каждый час работы водителя. Благодаря постоянно поступающей объективной информации расход топлива сокращается в среднем на 10-30% для транспорта и 30-60 % для спецтехники.
Кто-то может возразить, что водители и так получают мало, а если их еще и контролировать – то они все уйдут. С этим можно не согласиться. Сотрудник должен видеть, за что он получает зарплату, а руководитель обязан это знать. Можно также вводить премиальную систему для водителей за экономичную эксплуатацию спецтехники, активную работу и переработки. Это в свою очередь только повысит эффективность работы и принесет предприятию дополнительную прибыль.

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Птицеводство по правилам

Птицеводство по правилам

В Петербурге прошел семинар, на котором обсуждался «Свод правил экологически безопасной сельскохозяйственной практики в Ленинградской области, Часть 2. Промышленное птицеводство». Год назад финские и российские специалисты уже разработали «Свод правил экологически безопасной сельскохозяйственной практики в Ленинградской области, Часть 1. Животноводство». 19 сентября в консульстве Финляндии состоялась презентация 2-й части Свода правил, касающихся промышленного птицеводства.

Вести Ленинградской области

На совещании Ассоциации комбикормовых заводов Ленинградской области руководители предприятий подтвердили готовность инвестировать средства в расширение зернового клина региона. В настоящее время сотрудничество по производству зерна уже налажено Гатчинским и Лужским комбикормовыми заводами. В нынешнем году хозяйства области перевыполнили плановое задание по производству зерна. Однако для устойчивого развития животноводческого комплекса требуется значительное увеличение существующих объемов. Комбикормовые заводы заинтересованы в увеличении пашни не менее чем на 10 тыс. га.

Коровам – «ёлочка», а козочкам – «параллель»!

Коровам – «ёлочка», а козочкам – «параллель»!

Еще в 2003 году в нашем журнале была опубликована статья «Козы могут потеснить коров», в которой белорусские специалисты рассказывали о знакомстве с организацией промышленных козьих ферм и доильным оборудованием для коз датской компании SAC. В организации той поездки принимали участие специалисты ООО «Трансфэр-Агро», которое является официальным дилером фирмы SAC в России. И вот «первая ласточка» на российской земле – индустриальный доильный зал на ЗАО племенной завод «Приневское», поставленный фирмой «Трансфэр-Агро».