Экологические задачи никто не отменял

Экологические задачи никто не отменял

Вопросы экологической безопасности животноводческих и птицеводческих предприятий обсуждались на российско-финском семинаре 29 октября 2008 года в СЗНИИМЭСХ. Все участники были единодушны в том, что проблемы есть, варианты решений тоже имеются. Необходимы только воля и средства для осуществления проектов, в принципе являющихся неотъемлемой составляющей животноводства.

Как отметил заместитель председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Александр Воробьев, «хорошо, что не каждая страна в отдельности занимается вопросами охраны окружающей среды. Финляндия, Швеция, Дания, Россия совместно ищут пути решения проблемных вопросов, ведь вопросы охраны окружающей среды никто не отменял».
По справедливому мнению советника председателя комиссии по сельскому хозяйству ЗАКС Ленинградской области Анатолия Волкова, у каждого гражданина есть конституционное право на чистую экологию. В области ежегодно получается 2,3 млн т сельскохозяйственных отходов только 3 и 4 класса опасности, в том числе 1,4 млн т навоза КРС, 9 тыс. т куриного помета, 60 тыс. т свиного навоза. Только половина навоза от КРС хранится в соответствии с требованиями законодательства. Сумма штрафов за нарушение экологических норм достигает 1,6 млрд рублей, на эти деньги можно было бы серьёзно решать проблему. Сейчас разрабатывается законопроект «Об экологической безопасности производства сельскохозяйственной продукции» с ограничениями на использование технологий и техники, наносящих вред природе.
«В Финляндии утилизация навоза считается неотъемлемой частью производства, – рассказал Пентти Сеури из НИИСХ Финляндии, – если хозяйство не утилизирует навоз, оно просто не сможет продолжать деятельность. Или соблюдаешь правила, или хозяйство закрывают и при этом накладывают штраф. Невозможно загрязнять природу и отделываться штрафами». Практически весь навоз, за исключением экспериментов по производству из него энергии, вносится на поля без какой-либо обработки. Навоз – ценное удобрение, в нём содержится половина азота и две трети фосфора, которые были в кормах. Поэтому, если хотя бы половина кормов покупные, то в хозяйство поступает питательных веществ больше, чем из него уходит.
Профессор СЗНИИМЭСХ Евгений Хазанов представил проект объединения коровника с теплицей. Так как в молочных стоках почти столько же питательных веществ, сколько в растворах для полива цветов в теплице, то почему бы их не применить по такому назначению, одновременно утилизируя отходы.
Вячеслав Минин (СЗНИИМЭСХ) высказал предположение, что возможно стоит создавать межхозяйственные пункты переработки отходов.
О мега-проектах агрохолдинга «Пулковский» рассказал профессор Василий Калюга (СЗНИИМЭСХ, СПГАУ). Свинофермы рассчитаны будут на 500 тыс. голов свиней в год и расположатся в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях. В комплекс войдут не только откормочники, но и нуклеус, и мультипликатор. В данный момент ведётся работа по созданию учебной фермы, рассматриваются вопросы откорма свиней в фермерских хозяйствах, а также строительства комбикормового завода и мясокомбината. При таких масштабах производства особое внимание уделяется экологии.
Профессор СЗНИИМЭСХ Вячеслав Афанасьев вспомнил, что «в дореформенный период особое внимание обращалось на использование навоза, для чего применяли большие объёмы торфа. Если в 1990 году в хозяйствах области было использовано до 80-85% получаемого навоза, то в последние годы этот показатель по области составил не более 35%, а по России снизился до 15-17%. Потенциальный недобор урожая от недоиспользования навоза в области оценивается в 100–120 тыс. тонн в пересчете на зерно, а ущерб окружающей среде – в 5-7 млрд руб. Улучшение экологической обстановки может быть достигнуто как путём введения организационных мер – специально разработанных законов и нормативов, так и путём жесткого контроля за выбором и выполнением технологий и технических средств».
Мика Хорттанайнен (Технический университет) описал такие варианты переработки навоза, как механическая (центрифугирование) и термическая сушка и сжигание. В Европе, где мало площадей, можно рассматривать такие варианты, как сжигание. Если необходимо максимально уменьшить объем отходов и стерилизовать его, то предпочтительнее термический метод. Но если поля есть, то лучше обратиться к биологическим методам переработки навоза.
Интересно было предложение фирмы Preseco по биогазовым станциям Agri Biogas для переработки навоза, ила и сточных вод. По информации фирмы жидкий навоз обладает большим энергетическим потенциалом: из одного кубометра такого навоза можно получить 25 кубов биогаза, что соответствует одному литру солярки. Причем, в навоз не обязательно что-то добавлять, так как процесс идёт по мезафильному принципу, то есть при температуре 30-35оС.
Фермер Ансси Лааманен рассказал, что от 120 коров и молодняка в год хозяйство получает 4000 м3 жидкого навоза и 1200 м3 сухого. Жидкий навоз хранится в навозохранилищах, расположенных как в непосредственной близости от двора, так и у полей, общей вместимостью 7000 м3. Жижа не перемешивается, чтобы не было потерь азота. Подстилочный навоз предварительно компостируется в крытом хранилище, которое фермер считает лучшей инвестицией, так как в нём сохраняются все питательные вещества. В поле навоз хранится в буртах, укрытых измельчённой соломой. По поверхности поля жижа вносится только весной, в остальное время – только по травам с заделкой в почву. Сухой навоз вносится тоже через инжекторы, с заделкой в почву, можно по траве. При немедленном мульчировании навоза азот сохраняется на 100% при внесении весной и на 70% при внесении осенью. Фермеры считают навоз важным удобрением. Если учесть все питательные вещества, которые есть в нём, то стоимость тонны сухого навоза будет равна 50 евро, жидкого – 25 евро, даже с учётом переработки и транспортировки. Считается, что подстилочный, сухой навоз лучше жидкого улучшает структуру почвы. Сейчас хозяйство полностью всем обеспечивает себя само, даже биодизелем, производимым из сурепицы. К 2010 году, когда осуществится проект по производству электроэнергии через биогаз, хозяйство будет полностью самообеспеченным.

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Доильный робот в России – быть или не быть?

Доильный робот в России – быть или не быть?

Первые доильные роботы появились на рынке около 25 лет назад в странах, где средний размер хозяйства был относительно небольшим (50-100 дойных коров), на так называемых семейных молочных фермах. Как правило, владелец такой фермы одновременно является и работником, выполняющим все необходимые операции. Не нужно объяснять, какая нагрузка ложится на человека, который нередко в одиночку управляется со 100 коровами и соответствующим количеством молодняка, и так в течение 365 дней в году. 

О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в Ленинградской области

О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в Ленинградской области

В рамках приоритетного национального проекта за 2006-2007 годы освоено 4,93 млрд рублей, реконструировано и введено в эксплуатацию 20,6 тыс. скотомест, 12,2 тыс. мест для свиней, 2 тыс. мест для коз, 433 тыс. птицемест.

Юбилей «Культуры-Агро»

Юбилей «Культуры-Агро»

90-летие празднует одно из старейших сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области ЗАО «Культура-Агро», ведущее свою историю от Цвылевской коммуны.