От редактора

Дорогие читатели!

Уже не первый месяц Европу сотрясает «Молочный кризис». За последний год закупочные цены на сырое молоко в странах ЕС сократились на 30-40%, поставив под вопрос выживание молочных хозяйств, прежде всего, в Германии, Франции и странах Восточной Европы. Европейские аграрии пытаются решить проблему через акции протеста. В США за год закупочные цены снизились почти на 50%.

В России молочная отрасль также находится в стрессовом состоянии. Закупочные цены на молоко катастрофически упали, производители молока продают его по себестоимости, а в некоторых регионах и ниже. Вся отрасль работает в убыток. Летом сказывается ещё и сезонное падение цен, которое доходит до 30%, а в некоторых регионах молоко летом дешевеет в 4 раза и более. Сейчас средняя закупочная цена на молоко по России снизилась до 8 рублей за литр, в Ленинградской области она порядка 11-12 рублей за 1 л, а есть регионы, где оно стоит 6-7 рублей.

Помимо следования мировым тенденциям, в России снижение цен вызвано, в первую очередь, снижением спроса, ведь доходы населения упали на 20%. Особенно снизился спрос на дорогую продукцию: йогурты, творожные сырки, сыры. На дешевую продукцию спрос остался прежним или даже вырос, но только за счёт снижения цен. По социологическим исследованиям человек в последнюю очередь откажется от молочной продукции - самого дешевого источника белка.

Сейчас все - власти, производители, переработчики, торговля - обеспокоены ситуацией. Для государства важны вопросы продовольственной безопасности, производители хотят сохранить производство и рабочие места, переработке необходимо сырьё, торговле – товар. Сегодня уже все понимают, что невозможно ориентироваться на импортные продукты, которые дёшевы только в период перепроизводства, и дороги при дефиците. Кстати, говорят о зависимости снижения цен с перепроизводством молока, но о каком перепроизводстве может идти речь, если в России не менее 20% молока и молокопродуктов импортные.

В сложившихся условиях переработчики могут или снизить цены «своим» производителям, или пойти путём закупки более дешёвого молока в других регионах. Иначе из других областей будут ввозить дешёвую продукцию. Но оптимальный вариант в кризисный период - взаимодействие производителей и переработчиков. С одной стороны - для поддержания производителей. С другой стороны, чтобы обеспечить переработке необходимые объемы поставок сырого молока в другое время.

Некоторые представители переработки, считают, что вопрос противостояния импорту из других регионов можно решить, если сети обязуются покупать местные продукты. К тому же, раз цены на сырьё снижают поставщики, их должны снизить и торговые сети. Но этого либо не происходит, либо цены снижаются намного меньше, чем могли бы. Плюс к тому расчёты с поставщиками происходят с задержками, отсрочки платежей растягиваются до месяца, а с кредитами большие сложности. Прирост цены на молоко от молзавода до магазинной полки составляет до 50%. Эту ситуацию может исправить принятие закона «О торговле», в котором будет прописан механизм регулирования наценки на продукт. Главное, чтобы не получилось как с Техрегламентом на молоко – производители хотели защитить натуральное молоко, а в качестве платы получили новые требования к качеству.

Кстати, падение спроса на молоко только частично связано с кризисом. Еще один фактор – неправильное мнение населения о молоке, материалы в прессе о «молочных напитках» оттолкнули часть населения. И вообще молоко теряет популярность из-за того, что утрачивается понимание его полезности. Государственный проект по социальной рекламе потребления молока обязан вести разъяснительную работу, особенно среди молодёжи, по популяризации этого великолепного напитка. Вот в Татарстане даже устанавливают автоматы по продаже молока.

Как вариант выхода из сложной молочной проблемы государство видит в создании интервенционного фонда молока. Понятно, что сырое молоко закупать не будут. Возможно, это будет сухое молоко. Но с ним впоследствии тоже надо будет что-то делать, да и хранится оно недолго – всего 8 месяцев. Можно закупать в интервенционный фонд пакеты с ультрапастеризованным молоком (срок хранения 6 месяцев). Для ультрапастеризованного молока используется только сырье высокого качества, поэтому государственную поддержку получат наиболее добросовестные производители. Эксперты же утверждают, что лучшее применение для запасов молока - давать школьникам по стакану бесплатного молока в день.

У государства стало больше осознания необходимости регулировать агропродовольственные рынки. А ведь даже сигнал о начале закупочных интервенций на молочном рынке может удержать производителей от сокращения поголовья. 

Всего доброго,
Светлана Голохвастова
 
Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Совершенствование систем хранения картофеля и овощей

Совершенствование систем хранения картофеля и овощей

А.Б.Калинин

доктор технических наук, профессор кафедры ТПРМ СПбГАУ

На эффективность картофелеводства и овощеводства большое влияние оказывает обеспеченность хозяйств хранилищами для закладки сельскохозяйственной продукции, а также технологии, которые используются для обеспечения сохранности выращенного урожая. В настоящее время большое количество компаний предлагает хозяйствам свои услуги по модернизации существующих хранилищ, а также по возведению новых. Однако предлагаемые технологические решения в значительной мере разнятся между собой по принципам создания и поддержания микроклимата внутри хранилищ. Поэтому в настоящей статье представлен краткий обзор существующих систем хранения и способы их улучшения применительно к конкретным климатическим и хозяйственным условиям.

Наука воспроизводства

На производстве, в отличие от подсобных хозяйств, животные обезличены, то есть система кормления, ухода и воспроизводства построена по принципу общего (группового) содержания, а цель его – получить от коровы максимальное количество молока и телят с наилучшим экономическим результатом. Для решения производственных целей необходимо научиться управлять стадом, и, в первую очередь, воспроизводством. 

Эффективность повышения качества объемистых кормов

Эффективность повышения качества объемистых кормов

В.Н.Суровцев

зав. отделом, Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Обеспечение конкурентоспособности производства молока возможно только при полной реализации базовых маркетинговых и производственных преимуществ путем интенсификации производства на инновационной основе, способной трансформировать избирательные конкурентные недостатки в дополнительные конкурентные преимущества.