От редактора

Дорогие читатели!

Уже не первый месяц Европу сотрясает «Молочный кризис». За последний год закупочные цены на сырое молоко в странах ЕС сократились на 30-40%, поставив под вопрос выживание молочных хозяйств, прежде всего, в Германии, Франции и странах Восточной Европы. Европейские аграрии пытаются решить проблему через акции протеста. В США за год закупочные цены снизились почти на 50%.

В России молочная отрасль также находится в стрессовом состоянии. Закупочные цены на молоко катастрофически упали, производители молока продают его по себестоимости, а в некоторых регионах и ниже. Вся отрасль работает в убыток. Летом сказывается ещё и сезонное падение цен, которое доходит до 30%, а в некоторых регионах молоко летом дешевеет в 4 раза и более. Сейчас средняя закупочная цена на молоко по России снизилась до 8 рублей за литр, в Ленинградской области она порядка 11-12 рублей за 1 л, а есть регионы, где оно стоит 6-7 рублей.

Помимо следования мировым тенденциям, в России снижение цен вызвано, в первую очередь, снижением спроса, ведь доходы населения упали на 20%. Особенно снизился спрос на дорогую продукцию: йогурты, творожные сырки, сыры. На дешевую продукцию спрос остался прежним или даже вырос, но только за счёт снижения цен. По социологическим исследованиям человек в последнюю очередь откажется от молочной продукции - самого дешевого источника белка.

Сейчас все - власти, производители, переработчики, торговля - обеспокоены ситуацией. Для государства важны вопросы продовольственной безопасности, производители хотят сохранить производство и рабочие места, переработке необходимо сырьё, торговле – товар. Сегодня уже все понимают, что невозможно ориентироваться на импортные продукты, которые дёшевы только в период перепроизводства, и дороги при дефиците. Кстати, говорят о зависимости снижения цен с перепроизводством молока, но о каком перепроизводстве может идти речь, если в России не менее 20% молока и молокопродуктов импортные.

В сложившихся условиях переработчики могут или снизить цены «своим» производителям, или пойти путём закупки более дешёвого молока в других регионах. Иначе из других областей будут ввозить дешёвую продукцию. Но оптимальный вариант в кризисный период - взаимодействие производителей и переработчиков. С одной стороны - для поддержания производителей. С другой стороны, чтобы обеспечить переработке необходимые объемы поставок сырого молока в другое время.

Некоторые представители переработки, считают, что вопрос противостояния импорту из других регионов можно решить, если сети обязуются покупать местные продукты. К тому же, раз цены на сырьё снижают поставщики, их должны снизить и торговые сети. Но этого либо не происходит, либо цены снижаются намного меньше, чем могли бы. Плюс к тому расчёты с поставщиками происходят с задержками, отсрочки платежей растягиваются до месяца, а с кредитами большие сложности. Прирост цены на молоко от молзавода до магазинной полки составляет до 50%. Эту ситуацию может исправить принятие закона «О торговле», в котором будет прописан механизм регулирования наценки на продукт. Главное, чтобы не получилось как с Техрегламентом на молоко – производители хотели защитить натуральное молоко, а в качестве платы получили новые требования к качеству.

Кстати, падение спроса на молоко только частично связано с кризисом. Еще один фактор – неправильное мнение населения о молоке, материалы в прессе о «молочных напитках» оттолкнули часть населения. И вообще молоко теряет популярность из-за того, что утрачивается понимание его полезности. Государственный проект по социальной рекламе потребления молока обязан вести разъяснительную работу, особенно среди молодёжи, по популяризации этого великолепного напитка. Вот в Татарстане даже устанавливают автоматы по продаже молока.

Как вариант выхода из сложной молочной проблемы государство видит в создании интервенционного фонда молока. Понятно, что сырое молоко закупать не будут. Возможно, это будет сухое молоко. Но с ним впоследствии тоже надо будет что-то делать, да и хранится оно недолго – всего 8 месяцев. Можно закупать в интервенционный фонд пакеты с ультрапастеризованным молоком (срок хранения 6 месяцев). Для ультрапастеризованного молока используется только сырье высокого качества, поэтому государственную поддержку получат наиболее добросовестные производители. Эксперты же утверждают, что лучшее применение для запасов молока - давать школьникам по стакану бесплатного молока в день.

У государства стало больше осознания необходимости регулировать агропродовольственные рынки. А ведь даже сигнал о начале закупочных интервенций на молочном рынке может удержать производителей от сокращения поголовья. 

Всего доброго,
Светлана Голохвастова
 
Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

День картофелевода

День картофелевода

1 августа в рамках Агропромышленного Форума в Северо-Западном НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства состоялся День картофелевода. Первое в России картофельное поле было заложено 250 лет назад в имении Ганнибала в Суйде. Сегодня выращивание картофеля стало интенсивным, наукоёмким, ориентированным на потребителя.

Опыт плюс новые знания

Опыт плюс новые знания

30 июня 2009 года в ЗАО «Агротехника», входящим в Ассоциацию «Ленплодоовощ», состоялся семинар-совещание овощеводов Ленинградской области. Данное хозяйство было выбрано для проведения семинара потому, что по итогам весенних полевых работ оно лидирует среди всех овощеводческих хозяйств области. 

«Агротехника» цивилизованного бизнеса

«Агротехника» цивилизованного бизнеса

С.А.Голохвастова

Племенной репродуктор по разведению крупного рогатого скота чёрно-пёстрой породы ЗАО «Агротехника» Тосненского района Ленинградской области известен не только как эффективный производитель молока, но и как один из лучших в России производителей картофеля и овощей. По результатам 2005-2007 гг. предприятие входит в Клуб «Картофель-100» (34 место) и Клуб «Овощи-100» (21 место). Развитию «Агротехники» способствовал приход в хозяйство в 2002 году новой молодой команды собственников и управленцев, «городских бизнесменов», юристов по образованию.