С 27 по 29 октября 2010 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Международный Форум «Безопасность продовольствия России». Организаторами форума выступили Северо-Западный Региональный научный центр Российской академии сельскохозяйственных наук, Правительство Ленинградской области, Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ, Конгрессно-выставочное объединение «СИВЕЛ».
В ходе форума его участниками обсуждались актуальные вопросы Доктрины продовольственной безопасности; роли АПК, рыбохозяйственного комплекса и науки в обеспечении населения качественными и доступными продуктами питания; контроля безопасности и качества продовольствия на всех этапах производства.
Указом Президента РФ от 30.01.2010 №120 была принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Однако, по мнению генерального директора ОАО «Леноблптицепром» Ю.В.Трусова, за прошедший с этого момента период времени для законодательного обеспечения Доктрины не было сделано ничего. А некоторые действующие подзаконные акты наоборот мешают проведению ее в жизнь. Юрий Васильевич считает необходимым создание комиссии с участием видных деятелей сельскохозяйственной науки и юристов под руководством В.А.Зубкова, которая проверила бы все законы и подзаконные акты на предмет их соответствия целям и задачам Доктрины.
Первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ Н.Н.Карпович отметила, что в Госдуме находится на рассмотрении много технических регламентов и стандартов, которые устарели, и некоторые из них необходимо менять, а другие приводить в соответствие с современными условиями развития государства. Ее мнение поддержал начальник управления промышленных и продовольственных товаров Росрезерва Е.А.Немоляев, отметив, что «действующая система нормативных документов оказалась неадекватной новым условиям ее использования. Низкий уровень нормативно-технической документации, в первую очередь ГОСТов, открывает доступ для сырья с большими колебаниями качественных показателей, что служит тормозом для выработки изделий высокого качества. Так, например, в мясной промышленности из действующих около 2 тыс. нормативных документов, из которых 34% ГОСТов, 20% ОСТов и ТУ не содержат требований безопасности, а требования по содержанию радионуклидов отсутствуют практически во всех документах». Немоляев также отметил необходимость внедрения на предприятиях систем управления качеством (н-р, ХАССП) и необходимость постоянного контроля всей цепочки производства продукции, а не только конечного продукта. В настоящее время оценка соответствия продукции осуществляется исключительно по показателям безопасности, потребительские же достоинства продукта отнесены к сфере добровольного декларирования.
Большое количество продовольственных товаров и сырья привозятся к нам из других стран. Ежегодно таможенными органами выявляются недействительные документы, представленные для подтверждения безопасности и качества ввозимых товаров. Как рассказал заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления В.В.Бушуев, «с начала этого года таможенными органами СЗТУ выявлено 946 недействительных документов, из них 627 сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. В основном данные разрешительные документы признаются недействительными в связи с их аннулированием, истечением срока действия, или они не относятся к ввозимому товару».
По мнению председателя СПБ ООП «Общественный контроль» В.Б.Вишневецкого, в стране принимаются законы, «учитывающие в первую очередь интересы бизнеса, а не потребителей. Например, ФЗ от 12.06.2008 г. №88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» в два раза понизил требования к качеству пищевых продуктов: белок в сметане (2,6 и 1,3%), позволяет производителям выпускать сырки глазированные вообще без творога». В то время требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям по качеству молочного сырья были наоборот ужесточены. «Принятие же ФЗ 294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля», - продолжает Вишневецкий, - серьезно ограничил государственный контроль и надзор за качеством пищевых продуктов». Смехотворные штрафы (только по решению суда на частное лицо 5 тыс. руб., на юридическое лицо 50 тыс. руб.) делают более выгодным недобросовестным производителям их выплачивать, чем производить качественные продукты.
Из-за недобросовестных производителей продуктов терпят убытки сельхозтоваропроизводители. Данная проблема особенно актуальна для рынка молока. Как отметил заведующий отделом Северо-Западного научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства В.Н.Суровцев, «по данным Национального союза производителей молока в России 6 млн. тонн молочных продуктов изготовлено на основе растительных заменителей молочного жира. Другими словами, суррогаты молочной продукции составляют на рынке около 25%, причем потребитель в большинстве случаев не может сориентироваться в качестве приобретенной молочной продукции, в том, насколько она изготовлена из натурального молока. Таким образом, проблема отсутствия контроля качества, обеспечивающего достоверную информацию о молочных продуктах, может привести к значительному уменьшению объемов производства молока, снижению продовольственной безопасности».
Используя новейшие достижения российской науки, сельхозтоваропроизводители России готовы увеличивать объемы производства, тем самым обеспечив сельское население работой, а городское - качественными продуктами питания. Тем более, что по данным члена Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук, академика Россельхозакадемии, И.А.Тихоновича, производимая в России сельскохозяйственная продукция намного качественней аналогичной продукции, произведенной например в странах ЕС, т.к. применение отечественным растениеводством минеральных удобрений составляет всего лишь 30% от потребности, а пестицидов не более 10% от необходимого, что делает ее практически экологически чистой.
Почти все выступающие отметили, что Форум безопасности продовольствия России становится ежегодным и он необходим в качестве дискуссионной площадки, где будут рассматриваться все животрепещущие вопросы по данной тематике для того, чтобы они выносились на законодательный уровень и принимались нормативные документы, способствующие не только повышению безопасности продовольствия, но и пищевой безопасности страны в целом.