Труд для радости и жизни

Т.С.Ковалева

профессор СПбГАУ

Т.И.Завьялова

доцент СПбГАУ

Труд для радости и жизни

Работа на земле может быть не только бизнесом, увлекательным хобби, но и средством общения и социализации для тех, кто по воле судьбы оказался изолированным от общества здоровых людей. Для воспитанников Павловского детского интерната № 4 возможность работать на своих грядках, ухаживать за садом и цветником стала настоящим окном в нормальную жизнь обычных людей.

Не просто практика

Более 14 тысяч детей-инвалидов сегодня проживают в Санкт-Петербурге. Конечно, у каждого болезнь проявляется по–разному, но объединяет их всех - тех, кого мы, как правило, не замечаем в суете каждодневных забот, одно – всем без исключения детям нужно общение, включенность в жизнь, профессиональные навыки, наконец.

Идея экспериментального проекта «Огород своими руками», зародившегося двенадцать лет назад по инициативе преподавателей СПбГАУ и членов благотворительного общества «Милосердие» (Нидерланды), заключается в приобщения детей с ДЦП к работе с садово-огородными растениями. Первой площадкой реализации проекта стал детский дом-интернат № 4 в Павловске.

После того, как удалось убедить руководство интерната выделить кусок земли и разрешать допускать студентов и преподавателей на закрытую территорию детдома, проект стартовал. А начинался огород с заброшенного пустыря при интернате. Студенты и воспитанники буквально руками просеивали землю, делали первые грядки, высаживали и высевали овощные растения, а позже – кустарники и деревья.

Волонтеры из числа студентов и преподавателей быстро поняли, что дети не только с удовольствием трудятся, но и готовы обучаться, работая на земле. А главное - получают огромное удовольствие от результатов своего труда – очень вкусными оказались выращенные собственными руками редис, салат, укроп, огурцы, капуста, земляника и смородина.

«Мы убедились в том, что ребята из года в год повышали свое агрономическое мастерство, подружились со студентами. Но главное у детей проявился интерес к повышению квалификации, обучению», - рассказывают волонтеры.

С новой профессией – в жизнь

В ходе сотрудничества родилась идея организации школы садовников. Была разработана специальная трехлетняя программа обучения детей-инвалидов. Воспитанники менялись на глазах: они становились самостоятельными, творчески заряженными, увлеченными, гордились результатами своего труда и с удовольствием показывали сад-огород гостям. Ребята научились разбираться в растениях, выращивать рассаду, правильно ухаживать за цветами, овощами и садом, сохранять и перерабатывать урожай, составлять цветочные композиции. Для занятий был выделен класс, оборудованный видеотехникой, фотостендами и декоративными композициями из растений.

Трехлетнее обучение в школе садоводов подготовило 20 воспитанников к успешному окончанию профессионального реабилитационного лицея на базе детского дома по специальности «цветовод». А накопленные методические наработки легли в основу специально созданного учебного пособия «Огород своими руками».

Сейчас на территории интерната плодоносит молодой сад: яблони, сливы, смородина, крыжовник, земляника. В трех новых теплицах все лето растут овощи: редис, салат, лук, укроп сменяют огурцы и помидоры, перцы и баклажаны, и даже арбузы и дыни.

Создана коллекция пряных культур. В открытом грунте подрастают морковь, свекла, все виды капусты, картофель и различные зеленные культуры. Вокруг беседок устроены цветники и клумбы. Есть авторские работы – цветники и декоративное оформление мини-бассейна, – где ребята проявили удивительные творческие способности. Каждую осень в детском доме устраивается праздник урожая с вкусным застольем, играми, концертом, подготовленным для детей студентами-волонтерами.

Некоторые ребята уже сейчас могут быть надежными помощниками садовников, а кто-то – и самостоятельными садовниками. Но главное, что эксперимент, переросший в многолетнее сотрудничество, доказал, что нельзя ставить крест на детях с врожденными заболеваниями. Каждый из них, при должном подходе и терпении, перестает быть беспомощным иждивенцем, может получить полезную и интересную специальность. А значит, становится полноценным членом общества. Накопленный опыт стал бесценным и для волонтеров, которые побывали не просто наставниками, но помогли детям-инвалидам обрести уверенность в себе и открыть новый мир.

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Сортовые маточно-черенковые насаждения плодовых культур: пути интенсификации

Сортовые маточно-черенковые насаждения плодовых культур: пути интенсификации

Е.П.Безух

к. с.-х. н., заместитель директора Ленинградской плодоовощной опытной станции, доцент СПбГАУ

В современном интенсивном плодоводстве огромную роль играет промышленный сортимент выращиваемых плодовых культур.

Особенности современного строительства сельскохозяйственных объектов

Особенности современного строительства сельскохозяйственных объектов

Российское животноводство нуждается в «здоровых» помещениях для содержания поголовья. «Износ основных средств в сельском хозяйстве колоссальный, – говорит Владимир Рогов, директор ЗАО «Савватеевское». – Здания и сооружения советской эпохи давно выработали свой ресурс. И речь здесь даже не о биологической усталости, когда после многолетнего использования объекта ему достаточно дать 3-летний отдых, чтобы поры ограждающих конструкций очистились от влаги, микроорганизмов и газов. Просто срок службы, жизненный цикл деревянных, кирпичных и панельных сельхозпостроек истек».

Обновленный Farmit.ru

Обновленный Farmit.ru

В июле 2011 года произошло обновление агропортала Farmit.ru, работающего в сети Интернет с 2009 года. Портал Farmit.ru был создан компанией FarmitWebsiteOy в рамках проекта приграничного сотрудничества России и Финляндии при поддержке Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области и Министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии.