Инвестировать в сельское хозяйство должно быть выгодно Дорогие читатели! Успешное развитие сельского хозяйства, в первую очередь, зависит от государственного системного подхода. Приоритетный нацпроект, действовавший в 2006-2007 годах, сменившая его госпрограмма, рассчитанная на 2008-2012 годы, дали возможность производителям впервые за многие годы начать серьезно вкладываться в сельхозпроизводство. Созданные государством пять лет назад благоприятные условия привели к всплеску инвестирования в отрасль. Сельхозпроизводители получили доступ к льготным кредитам с субсидируемой процентной ставкой. В ряде регионов предприятиям АПК выделяются прямые субсидии из регионального бюджета. Тысячи хозяйств получили скот и технику по лизингу. Госпомощь направлена, в первую очередь, на увеличение производства отечественной сельхозпродукции, что естественно в условиях ее дефицита. Для обеспечения продовольственной безопасности в ближайшем будущем российские сельхозпроизводители должны обеспечивать страну на 85 процентов собственным мясом, на 90 процентов - молоком. Первыми к показателю обеспечения 90 процентов от внутренних потребностей вплотную приблизились российские птицеводы.
Но все-таки возникает вопрос эффективности субсидий в существующих формах. Может ли поддержка сельского хозяйства не путем прямых дотаций, а путем субсидирования процентной ставки, то есть рыночный механизм поддержки, обеспечить необходимый рост. Мировой опыт показывает, что выплата компенсаций на произведенную продукцию быстрее способствует росту производства. Прямая зависимость субсидий от объемов производства стимулирует хозяев производить больше. В условиях перепроизводства продукции такие меры уже не требуются, там включаются механизмы поддержания села в целом. Другой вопрос. Если одно предприятие берет кредиты или лизинг – оно получает господдержку через субсидирование, а если развивается на свои средства или на средства акционеров – то нет? Получается, собственникам даже при наличии свободных средств выгоднее брать кредиты в госбанках, то есть программа отчасти работает на развитие крупных банков. Пока Россия не вступила в ВТО, можно удерживать прямую внутреннюю государственную поддержку сельского хозяйства на как можно более высоком уровне и на выгодных для производителей и производства условиях.
В качестве одного из условий получения субсидий заявлено увеличение поголовья крупного рогатого скота. Но не все могут развиваться «вширь». Может, кто-то хочет на первых порах идти по пути интенсификации производства – например, совершенствовать кормовую базу, и за счет этого увеличивать валовые надои молока, работать над его качеством, товарностью, здоровьем животных. Что еще важнее – большинство предприятий инвестируют в достаточно современные технологии. Вместо «механического» увеличения масштаба существующего производства происходит и качественный скачок, та самая модернизация, к которой во всех сферах жизни призывает президент Медведев.
К применению технологий с более высокой автоматизацией и эффективностью подталкивают проблемы с кадрами на селе, растущие цены на корма и другие ресурсы. Холдинги, вкладывающие в производство десятки миллиардов рублей, публикуют технико-экономические показатели эффективности производства, близкие к европейским. И значительно выше средних по России. Но когда и такие холдинги, и отдельные предприятия строят новые комплексы, проводят реконструкцию и выходят на плановую мощность – растет и их доля в общем производстве, соответственно меняются и среднероссийские показатели.
Вызывает сомнения правильность субсидирования приобретения семян, удобрений, СЗР, техники и др. через банки. Почему бы не делать это напрямую, без посредников.
Было бы неплохо также учитывать специализацию сельхозпредприятий, ведь у каждого направления деятельности - птицеводства, свиноводства молочного животноводства - свой срок окупаемости. Логично, если и кредиты будут выдаваться на разный срок.
Тормозит развитие и длительный процесс согласования проектов, получения кредитов - это реальная проблема. Полгода-год производитель бегает за банком, потом еще полгода - по инстанциям, ставя печати, а еще перед этим пару лет оформляя земли в собственность. Дело в том, что на практике земля является основным предметом залога. То же с сельхознедвижимостью. Строить без наличия площадки в собственности нереально – банк просто не будет финансировать такой проект. А строят сейчас быстро – за год строители «выгоняют» гигантские комплексы площадью десятки тысяч квадратных метров.
Если осуществятся планы нашего Минсельхоза, и в 2020 году Россия будет экспортировать в год более 40 млн т. зерна, 170 тыс. т. мяса птицы и 200 тыс. т. свинины, то вырученные средства ежегодно будут неплохим подспорьем отечественному сельскому хозяйству. Во всяком случае, на это будет направлен следующий восьмилетний этап госпрограммы. Очень важно при этом, чтобы господдержка была бы живой, динамичной, развивающейся. Постоянное и активное обсуждение вопросов всеми сторонами процесса позволит быстро реагировать на проблемы и принимать решения по их устранению.
С уважением, Светлана Голохвастова |