Труд для радости и жизни

Т.С.Ковалева

профессор СПбГАУ

Т.И.Завьялова

доцент СПбГАУ

Труд для радости и жизни

Работа на земле может быть не только бизнесом, увлекательным хобби, но и средством общения и социализации для тех, кто по воле судьбы оказался изолированным от общества здоровых людей. Для воспитанников Павловского детского интерната № 4 возможность работать на своих грядках, ухаживать за садом и цветником стала настоящим окном в нормальную жизнь обычных людей.

Не просто практика

Более 14 тысяч детей-инвалидов сегодня проживают в Санкт-Петербурге. Конечно, у каждого болезнь проявляется по–разному, но объединяет их всех - тех, кого мы, как правило, не замечаем в суете каждодневных забот, одно – всем без исключения детям нужно общение, включенность в жизнь, профессиональные навыки, наконец.

Идея экспериментального проекта «Огород своими руками», зародившегося двенадцать лет назад по инициативе преподавателей СПбГАУ и членов благотворительного общества «Милосердие» (Нидерланды), заключается в приобщения детей с ДЦП к работе с садово-огородными растениями. Первой площадкой реализации проекта стал детский дом-интернат № 4 в Павловске.

После того, как удалось убедить руководство интерната выделить кусок земли и разрешать допускать студентов и преподавателей на закрытую территорию детдома, проект стартовал. А начинался огород с заброшенного пустыря при интернате. Студенты и воспитанники буквально руками просеивали землю, делали первые грядки, высаживали и высевали овощные растения, а позже – кустарники и деревья.

Волонтеры из числа студентов и преподавателей быстро поняли, что дети не только с удовольствием трудятся, но и готовы обучаться, работая на земле. А главное - получают огромное удовольствие от результатов своего труда – очень вкусными оказались выращенные собственными руками редис, салат, укроп, огурцы, капуста, земляника и смородина.

«Мы убедились в том, что ребята из года в год повышали свое агрономическое мастерство, подружились со студентами. Но главное у детей проявился интерес к повышению квалификации, обучению», - рассказывают волонтеры.

С новой профессией – в жизнь

В ходе сотрудничества родилась идея организации школы садовников. Была разработана специальная трехлетняя программа обучения детей-инвалидов. Воспитанники менялись на глазах: они становились самостоятельными, творчески заряженными, увлеченными, гордились результатами своего труда и с удовольствием показывали сад-огород гостям. Ребята научились разбираться в растениях, выращивать рассаду, правильно ухаживать за цветами, овощами и садом, сохранять и перерабатывать урожай, составлять цветочные композиции. Для занятий был выделен класс, оборудованный видеотехникой, фотостендами и декоративными композициями из растений.

Трехлетнее обучение в школе садоводов подготовило 20 воспитанников к успешному окончанию профессионального реабилитационного лицея на базе детского дома по специальности «цветовод». А накопленные методические наработки легли в основу специально созданного учебного пособия «Огород своими руками».

Сейчас на территории интерната плодоносит молодой сад: яблони, сливы, смородина, крыжовник, земляника. В трех новых теплицах все лето растут овощи: редис, салат, лук, укроп сменяют огурцы и помидоры, перцы и баклажаны, и даже арбузы и дыни.

Создана коллекция пряных культур. В открытом грунте подрастают морковь, свекла, все виды капусты, картофель и различные зеленные культуры. Вокруг беседок устроены цветники и клумбы. Есть авторские работы – цветники и декоративное оформление мини-бассейна, – где ребята проявили удивительные творческие способности. Каждую осень в детском доме устраивается праздник урожая с вкусным застольем, играми, концертом, подготовленным для детей студентами-волонтерами.

Некоторые ребята уже сейчас могут быть надежными помощниками садовников, а кто-то – и самостоятельными садовниками. Но главное, что эксперимент, переросший в многолетнее сотрудничество, доказал, что нельзя ставить крест на детях с врожденными заболеваниями. Каждый из них, при должном подходе и терпении, перестает быть беспомощным иждивенцем, может получить полезную и интересную специальность. А значит, становится полноценным членом общества. Накопленный опыт стал бесценным и для волонтеров, которые побывали не просто наставниками, но помогли детям-инвалидам обрести уверенность в себе и открыть новый мир.

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Особенности современного строительства сельскохозяйственных объектов

Особенности современного строительства сельскохозяйственных объектов

Российское животноводство нуждается в «здоровых» помещениях для содержания поголовья. «Износ основных средств в сельском хозяйстве колоссальный, – говорит Владимир Рогов, директор ЗАО «Савватеевское». – Здания и сооружения советской эпохи давно выработали свой ресурс. И речь здесь даже не о биологической усталости, когда после многолетнего использования объекта ему достаточно дать 3-летний отдых, чтобы поры ограждающих конструкций очистились от влаги, микроорганизмов и газов. Просто срок службы, жизненный цикл деревянных, кирпичных и панельных сельхозпостроек истек».

Новые копыта не купишь или Как правильно ухаживать за копытами коров

Новые копыта не купишь или Как правильно ухаживать за копытами коров

Тимур Хабибуллин

ветеринарный врач, отдел маркетинга, компания ДеЛаваль

Вспомните, когда Вы покупали новую пару обуви и, не разносив ее, шли на какое-либо мероприятие, через какое-то время вам приходилось искать пластырь, либо вы старались как можно меньше двигаться. Из-за боли и натертых мозолей любое Ваше передвижение сопровождалось хромотой.

На пъедестале – техники-биологи

На пъедестале – техники-биологи

28 июля 2011 года на базе ОАО «Невское» по племенной работе прошел 24-й конкурс техников-биологов Ленинградской области, в котором приняли участие 18 лучших операторов по искусственному осеменению крупного рогатого скота.