«Северное» измерение

«Северное» измерение

Вот уже 16 лет генеральный директор птицефабрики «Северная» Виллеке ван ден Бринк работает в России и считает ее своим домом. В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства строит 80 птичников, что позволит в два раза увеличить производство мяса птицы на ОАО «Северная», доведя его объем до 200 тыс. т в год. Вложив в российский АПК более 200 млн евро, не планирует останавливаться на достигнутом.

 

- Виллеке, как получилось, что вы оказались в России и занялись здесь аграрным бизнесом?

- Наш семейный бизнес в Голландии давно работает в сфере птицеводства. В конце 1990-х мы много торговали с Россией, экспортировали готовую птицеводческую продукцию. Но мы понимали, что рано или поздно надо будет открывать в России свое производство. Стали интересоваться, искать варианты, что можно сделать, в каких регионах. В какой-то момент (1995 г.) встретились с собственниками бройлерной птицефабрики «Северная», фабрика была на грани банкротства, и мы (Agro Invest Brinky B.V./Агро Инвест Бринки Б.В.) приобрели контрольный пакет акций.

- Какие предприятия в России у Вас сейчас в активе?

- В 1998 году для обеспечения производства инкубационным яйцом нами была приобретена племенная птицефабрика «Войсковицы». Затем (в 2000 г.) купили «Ломоносовскую» - там площадка для выращивания цыплят-бройлеров. В результате реорганизации, проведенной в 2011 году, птицефабрика Ломоносовская присоединилась к «Северной». Все активы птицефабрик принадлежат голландской фирме Agro Invest Brinky B.V.

- С чего начиналась Ваша работа на «Северной»?

- Я приехала в Россию в 1996 году. Производства на «Северной» на было. Сама фабрика была построена в 1986 году, но здания, оборудование и коллектив сохранились. Agro Invest Brinky B.V. сталa поднимать производство за свой счет. К 2005 году на «Северной» нами было уже очень много построено: кормоцех на 60 т/ч, инкубатор увеличенной мощности, убойный цех, реконструированы все птичники, обновлено все оборудование, решены вопросы утилизации отходов в специальном цеху, то есть, обеспечен весь цикл работ. Было заменено оборудование и в «Войсковицах», и на «Ломоносовской», а также создана заново вся инфраструктура, построены дороги.

- Но Вы решили не останавливаться на реконструкции существующих птицефабрик?

- Поставив наше первое предприятие «на ноги», мы решили больше не реконструировать фабрики, построенные в 1970-80 гг., решили строить новые. Так появился проект отделения «Мгинское» птицефабрики «Северная». Первые планы строительства начали готовить уже в 2004-2005 гг., включая все экспертизы и согласования. Проект большой, поэтому много времени ушло на согласования – почти 4 года. Это было новое строительство, поэтому мы по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь» долго сначала думали над проектом, готовили всю проектную документацию, отрисовали его на бумаге. Мы не хотели быстро построить, а потом думать как переделать, хотели сразу сделать хорошо. Не все так быстро двигалось, как хотелось. Птичник-то построить легко, а ведь надо и электроэнергией его обеспечить, водой, газом, сделать водоотвод, санитарные барьеры, очистные сооружения... То есть создать инфраструктуру. На площадке не было ничего, это было чистое поле. Все надо было подводить заново.

- Вы решили поработать в рамках нацпроекта?

- Как только в 2008 году были получены все согласования, мы приступили к работе. В это время развитие животноводства в России осуществлялось в рамках национального проекта. Поэтому мы тоже решили воспользоваться субсидированными банковскими кредитами для реализации нашего проекта. С конца 2009 года мы вошли в госпрограмму и заключили соглашение со Сбербанком о предоставлении кредита для финансирования строительства отделения «Мгинское».

- Сколько планируете вложить в проект?

- В проект будет вложено 3,7 млрд рублей кредитных средств. Общая сумма проекта составляет более 5 млрд рублей, их которых 30% - собственные средства.

- Выгодны ли кредиты по госпрограмме?

- Несмотря на то, что финансируется только ставка рефинансирования, в целом это конечно очень помогает нашему проекту, ведь процент, который остается для выплат, намного меньше. Мы очень рады этому, что так можем работать.

- В чем суть проектов?

- У нас все отделение «Мгинское» будет состоять из пяти производственных зон. На сегодня завершили строительство трех из них, они уже работают на полную мощность. За счет расширения производственных площадей общий объем производства мяса птицы увеличится на 100% к тому, что есть у Группы компаний «Северная».

В «Мгинском» сейчас 4,5 млн птице-мест, это уже больше, чем на «Северной» (4 млн). Общая мощность «Мгинского» отделения будет 8 млн птице-мест. Активно сейчас занимаемся четвертой зоной, к концу года планируется завершить и пятую. Погода, российский климат иногда вмешиваются в работу, например, зимой – морозы.

- Как скоро окупится проект?

- Окупаемость проекта по бизнес-плану составляет 8 лет.

- На сегодняшний день «Северная» - одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в России, в Рейтинге крупных и средних сельскохозяйственных организаций России «Северная» входит в пятерку крупнейших птицефабрик. Каковы на сегодняшний день объемы производства ОАО «Северная»?

- Объем производства по «Северной» составляет более 130 тыс. т мяса птицы. Думаю, в 2012 выйдем на уровень 150-160 тыс. мяса птицы.

- Как Вы боретесь с возрастающими с ростом производства рисками, в том числе из-за угроз различных заболеваний (птичий грипп)?

- Вопросам гигиены мы уделяем большое внимание, технологию надо соблюдать. Много средств уходит на гигиену, переодевания, инструктирование работников, - при таких объемах это очень важно.

- Говорят, в целях безопасности, у вас на фабрике даже кортеж вице-премьера Д.А.Медведева в 2007 году, продезинфицировали?

- У меня европейский подход. Машины Медведева обработали дезраствором, хотя они и смущались при этом. Мы не делаем никому исключений. Гигиена и санитария соблюдаются безусловно. Чистота на производстве стерильная, территория ухоженная. Это не та ситуация, когда «сельхоз-навоз», а вполне промышленное, культурное производство. Только работать приходится сложнее, ведь речь идет о живом, биологическом материале. Здесь требуется особая гибкость, особые подходы.

- Откуда берете цыплят?

- Все цыплята собственного производства, иногда, когда собственных цыплят не хватает, везем из Европы. Инкубация яиц происходит на «Северной» – это основная площадка, так как здесь находятся инкубатор, кормоцех и убойный цех.

- То есть и корма тоже свои?

- Кормами птицу обеспечивает свой кормоцех, а вот сырье для него покупаем, следим, чтобы соответствовало по качеству. Пшеница поступает с юга России, а, например, соевый шрот - импортный. У нас своя лаборатория, где мы исследуем и сырье, и корма. Есть и своя ветлаборатория – там проверяем готовую продукцию. И все очень жестко контролируется.

- Для любой крупной птицефабрики больным вопросом является утилизация птичьего помета. Вам удалось решить данную проблему?

- На территории имеется несколько емкостей для хранения куриного помета. Сначала выдерживаем помет в этих хранилищах, потом вывозим на поля, для чего заключены договора с сельскохозяйственными предприятиями на вывоз удобрения.

- Мало произвести продукцию, ее надо еще и продать. Какова география ваших продаж?

- Основные продажи – это Санкт-Петербург, Москва и все, что между ними – но это небольшая доля. Вечером грузят товар на грузовики, утром он уже на прилавках любого города.

- У вас есть свой бренд?

- Бренд «Северной» - логотип-петух.

- В каком виде продается мясо птицы?

- Мясо продаем охлажденным – в виде тушки или разделки. Глубокой переработки и заморозки у нас нет. Мы все-таки специализируемся на производстве мяса как сырья.

- Чем Вы можете гарантировать качество вашей продукции?

- У нас есть сертификаты ISO и HACCP, подтвержденные европейскими аудиторами. Нашей продукции можно доверять на 200%. Мы очень стараемся делать все для того, чтобы выпускать хорошее мясо.

- У  Вас есть конкуренты? Как Вы вообще относитесь к конкуренции, в том числе с производителями других видов мяса?

- В Белгороде есть несколько крупных производств. Это нормальное явление, что есть конкуренция. Это очень хорошо. Другое мясо люди тоже хотят есть для разнообразия, они не будут есть одну куру, даже если она будет дешевле.

- Усилится ли конкуренция со вступлением в ВТО? Как ВТО в целом повлияет на Вашу работу и на рынок мяса птицы?

- Я не думаю, что вступление России в ВТО повлияет на нашу работу. Рынок уже давно мировой, нет российского или китайского рынка. Есть единый мировой рынок. Это нормальное явление.

- Насколько эффективным предприятием Вы считаете «Северную»?

- У нас европейский уровень рентабельности, то есть небольшой. Сейчас такие цены на сырье! А ведь доля кормов в себестоимости составляет до 70%, плюс электроэнергия, другие затраты. Цены на ресурсы идут только вверх, вот и сейчас они повышаются, и мы не ожидаем, что они снизятся.

- На таком крупном производстве у хорошего руководителя должна быть хорошая команда…

- У нас очень слаженный коллектив, хотя и не маленький. На площадке «Северной» занято 1400 человек, на «Ломоносовской» - 420, в «Войсковицах» - 290, во Мгинском отделении – 100 человек. То есть в нашем активе почти 2200 сотрудников, занятых в разных сферах производства мяса птицы. Это коллектив специалистов-единомышленников. Все понимают, что должны работать как единая команда. Хорошей иллюстрацией может послужить один пример. Когда два года назад произошел сбой электроснабжения, вызванный сильным ветром, поднялся весь коллектив, люди среди ночи пришли на работу, чтобы помочь предприятию, ведь никто не знал, как долго продлится аварийная ситуация.

- Строите ли уже планы на будущее? Ведь текущий проект когда-то завершится, и надо будет ставить новые задачи?

- Есть еще площадки, где можно предусматривать расширение. Присматриваем, изучаем, какие возможности у нас есть. Мы будем расширять только производство мяса птицы и только в этом регионе. В наших планах нет уходить в другие регионы, это усложнило бы управление. Здесь все под рукой, все под контролем. Для нас сейчас главное - расширение производства по объему и по качеству.

- Вы часто бываете в Голландии и где Вы больше чувствуете себя как дома?

- Вы правильно заметили, в Голландии я «бываю», но мой дом здесь.

Интервью записала С.А.Голохвастова

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Если корове жарко

Если корове жарко

Иван Малинин

заместитель генерального директора по  животноводству, ООО «Лаллеманд»

Молочный скот очень чувствителен к тепловому стрессу, следствием которого является значительное снижение продуктивности. Экономические потери для сельскохозяйственного производства происходят не только из-за снижения продуктивности и качества молока, но и связаны с ухудшением здоровья животных.

Распространение микотоксинов в кормах для крупного рогатого скота

Распространение микотоксинов в кормах для крупного рогатого скота

Е.Я.Головня

к.б.н., зав. лаборатории «Биологической безопасности кормов и воды» ФГБУ «Ленинградская МВЛ»

Традиционно считается, что проблема микотоксикозов и зараженности кормов микотоксинами для крупного рогатого скота менее актуальна. Такое мнение утвердилось после ряда публикаций на тему устойчивости жвачных животных к негативному воздействию микотоксинов благодаря деятельности рубцовой микрофлоры.

Доение в стойле и на привязи

Доение в стойле и на привязи

Сельскохозяйственные предприятия Финляндии и России разные по размеру, у них есть и другие различия, но базовая единица - корова - та же самая, а правильная обработка животного и техника доения являются основой получения высококачественного молока и рентабельного производства.