С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям при страховании урожая сельхозкультур, урожая многолетних насаждений и посадок производится в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением правительства РФ № 1234 от 30.12.11 г.
Субсидии сельхозпредприятиям предоставляются государством в целях оказания финансовой поддержки по оплате страховой премии по договорам страхования урожая на случай утраты (гибели) урожая сельхозкультур (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых и бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградников, плодовых, ягодных и орехоплодных насаждений, плантаций хмеля и чая) в результате следующих событий:
а) воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель и природный пожар);
б) проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер;
в) нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.
Преимущества нового Закона
Главным преимуществом нового закона является снижение финансовой нагрузки на страхователя. В соответствии с прежним законодательством хозяйства, желающие застраховать свои посадки от опасных природных явлений, должны были единовременно заплатить страховщику всю сумму страхового взноса. Половина этой суммы возвращалась ему государством лишь осенью. Согласно же новым правилам, сельхозтоваропроизводитель сразу обязан заплатить всего 50% страхового взноса. Вопрос получения второй половины взноса страховая компания решает с государством самостоятельно и получает ее из бюджетных средств.
Для сельхозтоваропроизводителя это большой плюс: как только он заплатит лишь половину требуемой суммы, страховщик начинает нести полную ответственность за застрахованную культуру.
Еще одно преимущество нового закона – расширение перечня рисков. Фактически, закон учитывает все природные катаклизмы и сопутствующие явления, которые могут погубить урожай.
Третья особенность: законодатель закрепил размеры участия страхователя в риске. Это так называемая франшиза – сумма ущерба, которую страховая компания не оплачивает. При ее умелом применении это позволяет существенно снизить стоимость страхования. По нормам нового закона франшиза не может превышать 40%.
Еще одной особенностью Закона является введение понятия «объединение страховщиков», которое может нести субсидиарную ответственность за своих членов объединения.
Изменения в сфере сельхозстрахования
С вступлением в силу нового Закона изменилось определение страхового случая. Теперь страховой случай только один: «гибель урожая». Под гибелью или утратой урожая сельскохозяйственных культур, посадок, многолетних насаждений подразумевается снижение фактического урожая по сравнению с запланированным на 30% и более. По многолетним насаждениям под утратой понимается потеря жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей.
Продлены сроки заключения договора страхования: теперь договор должен быть заключен не позднее 15 дней после окончания сева (посадки), а в отношении многолетних насаждений – до момента прекращения их вегетации.
Регламентирован порядок досудебного урегулирования возможного конфликта между сторонами, заключившими договор страхования. Подтвердить или опровергнуть факт наступления страхового случая должна специальная экспертиза, которую проводят независимые эксперты, аттестованные Министерством сельского хозяйства РФ. В случае несогласия с выводами этих экспертов, каждая сторона может провести и повторную экспертизу, но обязана привлечь специалистов, также аттестованных Минсельхозом.
Все компенсации выплачиваются после окончания уборочных работ. Страховая выплата позволит сельхозтоваропроизводителю успешно завершить финансовый год и спланировать новые закупки. Расчет стоимости урожая производится исходя из средних ценовых показателей по региону, и размер страховой суммы должен составлять не менее 80% от нее.
Ежегодно на основе предложений субъектов РФ и объединения страховщиков будет вводиться План сельскохозяйственного страхования. Однако его необходимо обязательно согласовать с ответственными федеральными министерствами, ведомствами. В этом документе будут содержаться перечень объектов страхования и предельные ставки для расчета размера субсидий.
СХВ