В последние годы многие российские хозяйства осуществляют реконструкцию молочных ферм или строят новые. И не всегда владельцы хозяйств сразу задумываются над вопросом – а что делать с увеличивающимися объемами навоза?
Всем известно, что именно применение органических удобрений, навоза, гарантирует получение высоких урожаев выращиваемых культур и сохранение плодородия почвы, поскольку органические удобрения не только обогащают почву питательными веществами, но и уменьшают ее плотность, водный и воздушный режим и т.д.
При этом ошибки в приготовлении, хранении, использовании или чрезмерное увеличение норм органических удобрений могут привести к резкому ухудшению их удобрительных свойств и нанести вред окружающей среде. Поэтому очень важно заранее планировать размещение навозохранилищ, а также продумывать способы вывоза навоза и грамотного внесения его на поля.
В ЗАО ПЗ «Гомонтово» Ленинградской области навоз вывозили на поля небольшими 10-11-тонными отечественными бочками. Процесс происходил медленно и, что называется, не было ему конца и края. По словам главного инженера хозяйства Сергея Коломыцева, было ощущение, что навоз не убывает. Поголовье в «Гомонтово» медленно, но верно растет: если в 2010 году общее поголовье составляло порядка 2700 голов (дойное 1200 голов с удоем 8000 кг), то сейчас это уже 2859 голов (дойное – 1200 с удоем 10528 кг). Естественно, растут и объемы навоза. И в 2011 году в хозяйстве задумались над задачей повышения эффективности вывоза.
Многолетний партнер ЗАО ПЗ «Гомонтово» ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс» предложил свое решение – вакуумную автоцистерну Garant от немецкой компании Kotte. Бочка предназначена для работы с жидким навозом и изготовлена из двухсторонней оцинковки толщиной 6 мм.
С весны 2012 года такая 25-тонная цистерна работает в племзаводе. «Отличная машина. Как только запустили ее в дополнение к маленьким бочкам, все стало происходить просто мгновенно и прямо на глазах, – доволен Коломыцев. – Конечно, нужны определенные навыки для работы с ней, но механизаторы у нас хорошие, поэтому быстро освоили. Я доволен цистерной. Она у нас агрегатирована с трехсотсильным трактором. Цена вопроса приличная, но машина хорошая и позволяет экономить дизельное топливо, рабочую силу, выполнять работу в сжатые сроки, а как говорится, «время – деньги». У нас существенно выросла скорость вывоза навоза. Особенно машина подходит, если в хозяйстве между объектами большие расстояния».
На ферме водитель из кабины управляет всем процессом: подсоединением шланга и закачкой, которая происходит с помощью вакуума. Закачивание идет около 15 минут. Затем цистерна едет на поле и здесь происходит разбрызгивание – навоз выходит под давлением из трубы и, ударяясь о тарелку, разбрызгивается веером по полю на ширину до 12 м.
«На поставленной бочке переключение с вакуума на давление для разбрызгивания было ручное, т.е. водитель выходил из кабины. Позже «Спецтранс» нам допоставил комплект гидравлического управления, и теперь водитель из кабины не выходит», – рассказывает главный инженер.
Диаметр резервуара 25-тонной цистерны составляет 2,1 м, длина – 7 м. Она спокойно может передвигаться по шоссе со скоростью до 65 км/ч, при этом не загрязняя воздух посторонними запахами.
Как отмечает Коломыцев, на поле не остается глубоких следов – их практически нет, поскольку трехосный осевой агрегат и широкие колеса позволяют снизить давление на почву, что является еще одним важным положительным моментом.
Справка
Немецкая компания Kotte Landtechnik GmbH & Co.KG производит автоцистерны для перевозки и внесения жидкого навоза в почву объемом от 5 до 33 т. ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» является официальным дилером компании.
ОАО «Автопарк № 1 Спецтранс»
г. Санкт-Петербург, Люботинский пр, 7
Тел./факс +7 (812) 387-34-40
Тел. +7 (812) 387-34-51
E-mail: sergeycar@mail.ru
E-mail: vikkidior@mail.ru