Бактериальный ожог поражает более 180 видов плодовых и кустарниковых растений из семейства розоцветных. Но наибольшей восприимчивостью к патогену страдают груша, кизильник, яблоня, боярышник, айва, ирга, рябина. Несколько слабее могут поражаться земляника, малина, роза, вишня, слива, черешня, абрикос, ряд декоративных культур (последние нередко становятся резерваторами-рассадниками бактериальной инфекции).
Болезнь идет на север
По степени вредоносности этот бактериоз не имеет равных среди известных болезней плодовых культур. При благоприятных для развития заболевания условиях может пройти всего несколько недель от заражения до полной гибели молодого дерева. В сильно зараженных садах это инфекционное заболевание способно поразить до 50% насаждений, из которых 20% полностью вскоре погибают. В мировой практике рекомендуют выкорчевку и сжигание растений в садах, где усыхание деревьев достигает 30% и более. В тех государствах, где выявлен данный бактериоз, уничтожают десятки и сотни гектаров плодовых растений, ценнейшие сортовые коллекции, затрачивают колоссальные средства на раскорчевку погибших деревьев и восстановление садов. По мнению ряда специалистов, для Российской Федерации только прямые потери могут составить от 3,3 до 33,4 млрд рублей в год.
Долгое время данная болезнь, считавшаяся объектом внешнего карантина и характерной для более южных широт Российской Федерации, в последнее десятилетие значительно расширила свой ареал, осваивая новые, более северные территории. Активно распространяясь и причиняя большой вред садоводству, в последнее пятилетие она вторглась уже в черноземные области. По сведениям российской карантинной службы, ее очаги обнаружены в Калининградской, Самарской, Саратовской, Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Волгоградской, Белгородской и других областях, в Карачаево-Черкесской Республике. Возможно появление этого заболевания и в условиях южной части Ленинградской области.
Условия для появления бактериоза
Одной из наиболее уязвимых плодовых культур считают грушу. Заболевание на ней обнаруживают, как правило, в мае-июне (период цветения). Оптимальными условиями для развития его возбудителя в это время является относительно высокая влажность (70%) и температура выше 18оС. В середине лета (из-за повышения температуры воздуха и снижения влажности) развитие бактериоза может приостанавливаться.
Бактериальная инфекция зимует в зараженных растениях-хозяевах. Проявление и интенсивность развития болезни зависит от погодных условий, видового и сортового состава растений. Весной бактерии интенсивно размножаются в межклеточном пространстве, что вызывает усиление там концентрации сока, которая при влажной погоде в свою очередь способствует выделению жидкости (бактериального экссудата) на поверхность растительной ткани.
Развитие заболевания
На больной ветке почки не раскрываются, чернеют и засыхают, но не опадают. На первой стадии болезни заболевание начинается с соцветий (внезапно чернеют и увядают, оставаясь на дереве), а затем переходит на побеги и ветки. Концы молодых веточек довольно быстро (в зависимости от температуры воздуха) засыхают, их молодые листочки буреют с кончиков и от краев к середине (каемочное потемнение листьев) (из устьиц возможно выделение молочно-белого экссудата), позднее чернеют, но не опадают, оставаясь на дереве в течение всего периода вегетации. Из пораженного участка инфекция вторгается через средние жилки листка в черешок и дальше. Сами верхушки побегов сначала становятся коричневыми, в конечном итоге буквально угольно-черными, словно их обожгли паяльной лампой.
По мнению специалистов, специфическим проявлением бактериоза может служить также крючкообразное сгибание кончиков побегов. Бактериальная инфекция начинает быстро распространяться вниз по дереву. Специалисты отмечают размягчение и растрескивание коры, выделение экссудата в виде капель молочно-белого цвета. Срез коры в таких местах характеризуется своеобразным «мраморным» рисунком с красновато-коричневым оттенком. Они также отмечают отслаивание эпидермиса (в виде пузырей) и растрескивание коры, в результате чего появляются своеобразные зоны (как бы ожог), четко отделенные от здоровых тканей.
Нередко фиксируют на ветвях клиновидно очерченные язвы, которые, быстро увеличиваясь, распространяются с верхней части кроны на ствол. В таких открытых ранках может выступать бактериальный экссудат, из которого с дождем и ветром бактерии переносятся на большие расстояния. В случае создания благоприятных условий погоды (высокая влажность воздуха, отсутствие жары) и наличии повреждений на листьях и побегах они вызывают заражение. Этим можно объяснить усиление болезни после бури с градом.
Заражение и распространение
Бактериальная инфекция проникает в растения через ранки и трещины побегов, нектарники цветков и реже – через раскрытые устьица листьев. Она переносится муравьями, насекомыми-опылителями (пчелами, осами, мухами) и сосущими вредителями (тлями, листоблошками, клещами и др.), передается с перелетными птицами (особенно дроздами и скворцами), дождем, ветром и поливными водами, а также с плодами и упаковочным материалом. Попадая в растительную ткань, бактерии быстро размножаются и разносятся по сосудистой системе с движением сока, вызывая отмирание тканей.
Молодые (незрелые) плоды могут заражаться через поры в кожице или ранки, нанесенные механически ветками или вредителями. Такие плоды становятся коричневыми или черными, после засыхания (мумифицирования) продолжают висеть на плодоножках. На спелых плодах поражение ожогом проявляется в виде небольших некротических пятен черного цвета, при этом выступает экссудат, хотя, по мнению отдельных специалистов, данного явления иногда не наблюдают.
Меры профилактики
Ни одно мероприятие не дает полной гарантии оздоровления зараженной плантации. Главные пути по предотвращению либо сокращению распространения бактериоза в незараженных регионах – осуществление жестких фитосанитарных мер, применение здорового посадочного материала, своевременное выявление очагов инфекции, соблюдение строгого контроля специалистами защиты и карантина растений за садами. Недопустим завоз посадочного материала из зараженных данным бактериозом зон. В качестве профилактических мер советуют выкорчевывание дикорастущих груш, яблонь и боярышника, служащих потенциальным источником поражения деревьев. Нежелательно даже наличие посадок боярышника и кизильника на расстоянии ближе 0,5 км от сада. При закладке садов подбирают наиболее устойчивые сорта, создают кислотность почвы в пределах рН 5,5-6,5, регулируют баланс N-P-K.
Современные сорта яблони и груши характеризуются неодинаковой восприимчивостью к поражению этим заболеванием, полностью устойчивых сортов нет. По литературным источникам и мнению ведущих специалистов Ассоциации садоводов-питомниководов, высоковосприимчивые сорта яблони – Джонатан, Гала, Женева, Апорт, Спартан, Чемпион, Скороплодное, Низкорослое, Мартовское, Витязь, средне- и мало восприимчивые – Джонаголд, Ампир, Боско, Голден делишес, Ред делишес, Кортланд, Пауларед, Пинова, Жигулевское, Красивое, Вишневое, Мечта, Мелба. Относительно устойчив сорт груши Конференция, занимающий наибольшие площади в западноевропейских странах.
Уничтожить …
Сильно пораженные деревья уничтожают выкорчевыванием и сжиганием на месте. Спасти пораженное дерево груши практически очень сложно, хотя можно попытаться сдержать (лишь на небольшое время) развитие бактериоза вырезкой пораженных частей растения, но дерево будет все равно продолжать засыхать. Надо иметь в виду, что с развитием болезни патоген широко распространяется по коре, ветвям и стволу, захватывая дерево целиком, поэтому гибель его неминуема. Вообще ученые рекомендуют уничтожать такие деревья. Они также предлагают не проводить летние зеленые операции в зараженных насаждениях.
… или лечить?
Однако при большой настойчивости и огромном желании отдельные садоводы пытаются лечить грушу. Так, они рекомендуют весь период вегетации (с весны до осени) постоянно насыщать сосудистую систему дерева раствором железного и медного купороса (сменяя их недельными циклами), чтобы их раствор, циркулируя по дереву с растительным соком, убивал патогенные бактерии. Также добавляют к этому приему частое опрыскивание листвы в течение вегетации раствором одного из указанных купоросов, что вообще-то, на наш взгляд, представляется не очень полезным для здоровья человека, употребляющего такие плоды. Конечно, современные химические препараты-фунгициды, кроме медьсодержащих, не влияют на возбудителя ожога. Поэтому при угрозе распространения бактериоза в насаждениях допустимы обработки медьсодержащими препаратами от фенофазы «зеленый конус» до окончания активного роста однолетних побегов (с интервалом 10-14 дней).
По другой технологии борьбы при слабом поражении отдельных веток бактериозом отдельные специалисты по защите растений рекомендуют пятикратное опрыскивание деревьев бордоской жидкостью: 1-е – по закрытым цветкам, 2-е – открыто 20% цветков, 3-е – открыто 75%, 4-е – после опадания лепестков, 5-е – после полного окончания цветения. Хотя этот прием считается не особенно благоприятным в момент цветения. В европейских странах хорошие результаты против возбудителя этого бактериоза плодовых показывает касугамицин (касумин), который оказался высокоэффективен против возбудителей бактериозов картофеля в опытах автора.
В России использование медицинских антибиотиков в сельскохозяйственных целях запрещено, но в то же время некоторые садоводы не только сами применяют, но и настойчиво рекламируют неоднократное опрыскивание листвы растений их растворами (стрептомицин, тетрамицин и др.), остаточные количества которых, вероятно, способны переходить в осенний урожай в определенном количестве.
Для снижения запаса зимующей инфекции в период покоя (поздняя осень) производят обрезку отдельных веток на расстоянии от места поражения (с захватом здоровой ткани у молодых веток 20-25 см, у старых – 10-15 см). Все срезанные ветки сжигают на месте.
Обязательно делают дезинфекцию режущего инструмента 70% метиловым спиртом, 10% раствором медного купороса или гипохлорида Na, обрабатывают срезы раствором медного купороса (1%) и затем садовым варом (или эмульсионной краской). Инструмент при обрезке обеззараживают 5%-м раствором формалина или карболовой кислоты. Дезинфицирование срезов осуществляют раствором медного купороса (1%) с последующей замазкой садовым варом или белой эмульсионной краской (с добавлением 1% хлорокиси меди). В течение сезона проводят регулярную борьбу с садовыми вредителями как с переносчиками бактериальной инфекции.
При обнаружении растений с признаками, похожими на бактериальный ожог, для подтверждения диагноза необходимо обратиться к специалистам карантинной службы. Это связано с тем, что признаки поражения возбудителем этой болезни очень схожи с признаками проявления других бактериальных и грибных заболеваний, а также с симптомами, вызванными неблагоприятными погодными условиями.
СХВ