Занос сорных растений через дороги

Е.Н.Мысник

м. н. с. лаборатории гербологии ВИЗР

Н.Н.Лунева

к. б. н., заведующая лабораторией гербологии ВИЗР

Занос сорных растений через дороги

В настоящее время постоянно возрастает роль автомобильного и железнодорожного транспорта как основных средств перевозки различных грузов, в том числе и сельскохозяйственных. В результате повышается возможность заноса в Ленинградскую область видов сорных растений, в том числе и карантинных, из других регионов и их последующего распространения на территории Ленинградской области. Поэтому необходим регулярный мониторинг данной категории видов с целью контроля их поведения на территории региона.

 

Обочины автомагистралей и железнодорожные насыпи отличаются особыми микроклиматическими условиями: песчаный и щебенчатый грунт, применяющийся при их строительстве, легко пропускает влагу, быстро прогревается сам и нагревает приземный слой воздуха, то есть здесь создаются более теплые и сухие условия, что благоприятно для видов растений, занесенных с южных регионов. Поэтому по дорогам эти виды могут проникать дальше на север. Выше сказанное относится и к видам сорных растений, редко встречающимся на территории области, для которых здесь проходит граница зоны распространения, следовательно, условия существования не являются полностью подходящими.

 

Мониторинговые обследования обочин автомагистралей, а также железнодорожных насыпей и станций в 2009-2011 гг. показали, что процесс заноса и расселения новых видов продолжается. Основные находки сделаны в пригородной зоне Санкт-Петербурга, где сконцентрированы сельскохозяйственные предприятия и транспортные пути. Всего выявлено 87 видов сорных растений, относящихся по литературным данным к категориям редко встречающихся и заносных.

 

Большая часть обнаруженных видов сорных растений отличается очень низкой встречаемостью (менее 5%), около 1/3 видов регистрировались единично (например, канатник Теофраста). Характер распространения видов данной категории преимущественно очаговый – группы особей сконцентрированы вблизи места заноса. Исключение составляют борщевик Сосновского, который активно продвигается вдоль автотрасс, и мелколепестник канадский, расселяющийся вдоль железнодорожных веток. Также вдоль железнодорожных путей происходит распространение латука дикого и ячменя гривастого, но их встречаемость гораздо ниже, чем мелколепестника. В ходе обследований был выявлен карантинный объект – амброзия полыннолистная.

 

Нельзя оставлять без внимания и полевые дороги. Именно вдоль полевых дорог происходит распространение многих видов сорных растений, впоследствии попадающих в посевы и посадки сельскохозяйственных культур. Это такие виды, как щирица запрокинутая, ежовник обыкновенный, щетинник зеленый, щетинник сизый. К тому же, в последнее время щирица запрокинутая, ежовник обыкновенный стали чаще встречаться уже на полях, демонстрируя этим тенденцию к сегетализации. Все эти виды зарекомендовали себя в качестве злостных сорняков в южных регионах, поэтому их распространение нужно отслеживать особенно тщательно, учитывая изменение климатических условий.

 

Таким образом, проблема распространения заносных видов сорных растений на территории региона, а также увеличения численности редко встречающихся видов в настоящее время становится особенно актуальной в связи с увеличением торгового оборота и перевозок сельскохозяйственной продукции и других грузов различными видами транспорта. Тенденция к потеплению климата не только делает возможным существование занесенного экземпляра какого-либо вида сорного растения, но и способствует увеличению численности редко встречающихся видов, так как условия теплообеспеченности для них становятся более благоприятными. Исходя из этого, необходимо отслеживать появление новых видов сорных растений на территории сельскохозяйственных предприятий.

 

По данным проведенных исследований, 54% видов сорных растений встречаются как на полях, так и на прилегающих к ним участках, которые являются источником постоянного заноса сорных видов в посевы сельскохозяйственных культур. Поэтому нужно регулярно обследовать не только поля, но и прилегающие к ним территории: полевые дороги и их обочины, межи, канавы, мусорные места, пустыри, участки около хозяйственных построек, складов, ферм. Нельзя оставлять без внимания места выпаса скота, хранения навоза, так как семена многих сорных растений сохраняют жизнеспособность после прохождения через пищеварительный тракт животных. При обнаружении вышеописанных видов сорных растений, их следует уничтожать, особенно если вид карантинный. При этом нужно удалять даже одиночные экземпляры с целью предотвращения образования очагов их распространения. Также  необходимо систематически применять превентивные меры – окашивать обочины дорог, канавы, межи, участки около построек. Если подобные виды выявлены в посевах, то необходимо установить пути  их заноса на поля – обследовать прилегающие участки, провести анализ посевного материала на сорную примесь.

СХВ

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Эффективность органического земледелия

Эффективность органического земледелия

С.А.Доброхотов

к.с.-х. н., СПбГАУ

А.И.Анисимов

д.б.н., СПбГАУ

В последние годы в России проявляется всё больший интерес к органическому земледелию. Об этом говорит тот факт, что весной 2013 года в поддержку хозяйств, желающих переходить на новую технологию выращивания с.-х. растений, был организован Союз органического земледелия (СОЗ). Министр сельского хозяйства России Н.Фёдоров поручил разработать национальный стандарт на органическую продукцию, технологические регламенты производства органической продукции. В Краснодарском крае и Ульяновской области приняты собственные законы об органическом земледелии. Разработан проект закона по органической продукции для Москвы и Московской области.

КПД использования дизельного топлива. Вчера – сегодня – завтра

КПД использования дизельного топлива. Вчера – сегодня – завтра

Тиль Майнель

профессор, доктор инженерных наук, директор института сельскохозяйственной техники и регенеративной энергетики, Высшая школа прикладных наук г. Кёльна

Тема эффективности использования дизельного топлива только в последние десятилетия вошла в сферу пристального внимания крестьян, после того, как в прежние годы в центре внимания стояло, прежде всего, соответствующее срокам и качественное выполнение работ с помощью современных машин. Импульсом для актуальной до сих пор дискуссии стали, наряду с растущими ценами на топливо, политически закрепленные экологические нормативы по выбросам выхлопных газов, которые с момента принятия положения 97/68/EG в 1997 году распространяются и на мобильные машины.

АgroFarm-2014 – событие года

АgroFarm-2014 – событие года

Международная выставка AgroFarm, организованная ОАО «ГАО Всероссийский выставочный центр» и ДЛГ Интернэшнл ГмбХ (Германия) при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ, подтвердила статус главного события года для профессионалов животноводства и птицеводства.