ОРЦ позволят получить аграриям «справедливую цену»

Е.А.Лукичёва

ОРЦ позволят получить аграриям «справедливую цену»

27-29 апреля 2015 года в рамках Северо-Западной сельскохозяйственной недели «Урожай-2015» в Санкт-Петербурге прошла конференция «Агропродовольственная инфраструктура и логистика. Необходимые инструменты импортозамещения», посвященная вопросам создания сети оптово–распределительных центров сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В конференции приняли участие представители профильных министерств и ведомств и бизнес-посетители из Саратовской, Самарской, Омской, Новосибирской, Новгородской и Ленинградской областей, Республик Карелия и Коми.

 

Выступая с приветственным словом заместитель министра сельского хозяйства РФ Андрей Волков рассказал о государственной поддержке и нормативно-правовом регулировании развития агропромышленной инфраструктуры. В целях обеспечения ускоренного импортозамещения 19 декабря 2014 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены изменения в Госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 года, которые подготовил Минсельхоз России совместно с экспертным сообществом. С учетом формирования новых и корректировки существующих мероприятий было выделено дополнительно 568,2 млрд. рублей. В том числе в госпрограмму введена новая подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров (ОРЦ) и инфраструктуры системы социального питания» с объемом бюджетных ассигнований до 2020 года за счет средств федерального бюджета в размере 79,3 млрд рублей.

 

«Одним из наиболее серьезных вызовов, с которым сейчас сталкивается сельское хозяйство – это низкая эффективность имеющихся логистических мощностей, в том числе и из-за их моральной и физической изношенности, а также ощущается их дефицит, – отметил докладчик. – Проблема сбыта сельхозпродукции является одним из узких мест в продовольственной цепочке и основной причиной ценового давления на сельхозтоваропроизводителей. Создание федеральной сети ОРЦ способно придать импульс развитию АПК».

 

Цели новой подпрограммы – обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы в том числе включают ввод новых мощностей единовременного хранения оптово-распределительных центров с 2015 по 2020 год в объеме 4716 тыс. тонн. Всего предполагается строительство около 33 больших ОРЦ и 200-300 средних региональных ОРЦ. Чиновник выразил надежду, что в середине-конце лета текущего года уже начнется отбор проектов, которые будут пилотными. Финансовое обеспечение на 2015 год составляет 2,4 млрд рублей. ОРЦ будет иметь возможность кредитовать сельхозпроизводителей под будущие поставки. Эта одна из инноваций, которая может быть стимулом для работы с ОРЦ.

 

«Новая программа – это уникальный шанс для сельхозпроизводителя получить в товарной цепочке точку, где можно будет не только реализовывать продукцию, но и получить кредит, получить дополнительный сервис (например, семена, удобрения, СЗР и т.д.). Нормативные документы пока находятся в стадии подготовки», – подчеркнул член Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам Кирилл Черкасов.

 

Инвестиционный уполномоченный, помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО Сергей Зимин в своем выступлении отметил, что хотя Северо-Западный федеральный округ не является аграрным и здесь доминируют другие отрасли, но наличие такого крупного едока как Санкт-Петербург исторически заставляло развиваться сельское хозяйство. За 2014 год рост агропроизводства округа составил 4,3% (растениеводство – 5,6%, животноводство – 3,5%).

 

О состоянии и перспективах проекта развития ОРЦ в России рассказала Инна Рыкова,руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Минфина России, который является разработчиком методических рекомендаций по проекту ОРЦ: «Тот проект, о котором идет речь – это новый проект. На сегодняшний день в сельском хозяйстве очень большая просроченная задолженность, поэтому банки неохотно дают кредиты».

 

Докладчик рассказала, что по новой подпрограмме предполагаются и новые виды поддержки:

-  субсидирование части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства;

-  субсидии на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие оптово-распределительных центров, производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания;

-  субсидии на возмещение прямых понесенных затрат на создание объектов оптово-распределительных центров.

 

На сегодняшний день разрабатываемые 15 проектов еще очень слабые и по заявленным мощностям они пока отстают от показателей ввода новых мощностей. По мнению докладчика, до 2020 года система ОРЦ сможет обеспечить до 25% потребности хранения и имеет для России очень высокий потенциал. Развитие федеральной системы ОРЦ даст толчок к росту не только АПК, но и экономики смежных отраслей.

 

Советник ректора НОУ Московская Школа Управления «СКОЛКОВО» Алексей Чуйкин, знакомя слушателей со стратегическим подходом к созданию национальной сети ОРЦ, отметил, опыт лучших международных практик создания и функционирования ОРЦ говорит о том, что условно они делятся на две группы: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Яркими примерами этих групп являются Франция, где все начиналось с региональных центров, которые постепенно объединялись в сеть и к 2011 году была создана национальная система, и Испания, в которой учрежденная в 1966 году госкомпания Mercasa занималась созданием национальной системы.

 

«Изучая этот опыт мы поняли, что все делали ошибки, и это является неизбежным витком развития рынка. Но наша задача сделать так, чтобы этих ошибок было как можно меньше», – отметил докладчик.

 

В режиме видеоконференции состоялось выступление президента ОРЦ «Лион-Корба», президента Национального союза Франции по оптовой торговле фруктами и овощами Франции Кристиана Берта, который рассказал о французском опыте работы, этапах развития и становления второго по величине центра оптовой торговли Лион-Корба. На сегодняшний день во Франции имеется 16 рынков национального значения. Весь товар на рынках проходит процедуру контроля качества, что позволяет убедиться в соответствии товаров нормативам качества. При выборе места расположения рынка эксперт рекомендует обратить особое внимание на его близость к автотрассам, к морским и аэропортам.

 

Вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк отметил, что для Ленинградской области обсуждаемая тема достаточно актуальная, хотя на сегодняшний день, имея рядом такой огромный мегаполис как Санкт-Петербург, больших проблем с реализацией своей продукции область не ощущает. Есть небольшие проблемы, которые касаются малых форм хозяйствования, но в целом 47 регион их решает. «Мы с этой темой работаем не одни год, изучая и опыт других стран, но везде есть свои особенности, как у стран, так и у регионов. Создание ОРЦ для бизнеса дело рискованное – нет четкой прослеживаемости окупаемости, поэтому он пока не рвется сюда с инвестициями. Важно, чтобы кроме компенсаций понесенных затрат была и субсидия по процентной ставке кредитов, взятых на строительство ОРЦ», – подчеркнул Сергей Яхнюк.

 

По мнению экспертов, создание федеральной сети оптово-распределительных центров позволит поддержать отечественных сельхозтоваропроизводителей через систему приемки, доработки, хранения и сбыта сельхозпродукции, более чем на 10% увеличить объемы потребления населением свежих продуктов и создать порядка 4000 новых рабочих мест.

 

Конференция сопровождалась выставочной экспозицией и Биржей деловых контактов.

 

СХВ

 

Справка

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров (ОРЦ) и инфраструктуры системы социального питания» за счет средств федерального бюджета составляет 79,3 млрд рублей, в том числе по годам: 2015 год – 2,4 млрд руб.; 2016 год – 10,3 млрд руб.; 2017 год – 14,2 млрд руб.; 2018 год – 15,8 млрд руб.; 2019 год – 17,0 млрд руб.; 2020 год – 19,5 млрд руб.

Ожидаемый ввод новых мощностей единовременного хранения оптово-распределительных центров с 2015 по 2020 год в объеме 4716 тыс. т (в том числе в 2015 году – 750,9 тыс. т, в 2016 году – 685,9 тыс. т, в 2017 году – 757,8 тыс. т, в 2018 году – 778,8 тыс. т, в 2019 году – 837,5 тыс. т, в 2020 году – 905,1 тыс. т).

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Региональные молочные кластеры: мифы и реальность

Региональные молочные кластеры: мифы и реальность

В.Н.Суровцев

ФГБНУ Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Формирование региональных кластеров в молочном животноводстве является наиболее перспективной формой развития интеграционных процессов, формой позволяющей с учетом отраслевых и региональных особенностей полнее реализовать эффект масштаба производства, сравнительные преимущества отрасли в регионах России.

Актуально: ХАССП

Актуально: ХАССП

А.М.Спиридонов

д. с.-х. н., профессор, Академия менеджмента и агробизнеса СПбГАУ

Ни для кого не секрет, что с 15 февраля
2015 года Роспотребнадзор проводит проверки выполнения производителями (изготовителями) обязательных требований Технического регламента Таможенного союза 021/2011  «О безопасности пищевой продукции», принятого 9 декабря 2011 года и вступившего в силу 1 июля 2013 года. Согласно регламента, предприятия, занимающиеся производством (изготовлением) пищевой продукции (в том числе сырья), должны разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP – Hazard Analysis and Critical Control Points).

РЕВУС ТОП – универсальная защита картофеля от фитофтороза и альтернариоза

С.Ю.Спиглазова

к.б.н, технический эксперт по картофелю, компания «Сингента»

Задача каждого картофелевода – получить максимально возможный качественный урожай, при этом минимизировав затраты на производство. Чтобы получать урожай высокого качества, необходимо учитывать все нюансы производства, начиная от приобретения качественных семян и заканчивая грамотной защитой от болезней и вредителей.