Представляем краткий обзор перспектив некоторых рынков сельскохозяйственной продукции. По всей видимости, существуют неплохие возможности роста и производства, и потребления.
Теплицы: производство увеличивается, спрос падает
За 5 последних лет объёмы производства овощей защищённого грунта в российских сельскохозяйственных предприятиях выросли на 27%. По данным ряда проведенных ООО «Агриконсалт» в 2015 году исследований рынка, производство тепличных огурцов, томатов и салатов сохраняет потенциал роста. Этому способствует усилившаяся государственная поддержка отрасли. Предприятия АПК на основе Постановления Правительства № 624 от 24.06.2015 года имеют возможность субсидирования 20% прямых затрат на строительство тепличных комплексов.
Также предусматривается возможность компенсации для тепличных предприятий части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (от 9,9 до 11%) на основании Постановления Правительства № 1460 от 28.12.2012 года (с исправлениями от 27 января 2015 года, Постановление Правительства №53).
Возможному росту способствует и снижение импорта вследствие продовольственных санкций в 2014 году. Начиная с 2016 года, ситуация еще больше осложнилась изза запрета импорта турецкой продукции (объем импорта томатов из Турции в 2014 году составлял 365 тыс. тонн, или 44% общего импорта). И, соответственно, последовавший за этим рост цен.
Помешать дальнейшему росту на волне импортозамещения может наблюдавшееся в конце 2015 – начале 2016 года падение курса рубля и продолжающееся снижение покупательной способности населения. Ряд крупных производителей отмечает снижение платежеспособного спроса на свою продукцию.
Перспективные шампиньоны
Шампиньоны – перспективный вид продукции, в 20152016 годах получивший толчок к развитию отрасли за счет импортозамещения. Данный вид грибов сравнительно прост в выращивании, а при использовании инновационных технологий обеспечивает конкурентоспособное производство грибной продукции.
В 2014 году емкость российского рынка свежих грибов оценивалась в 78 тыс. т, с тенденцией к росту их потребления и собственного производства.
Цветы – импорт преобладает
По результатам проведенного в 2015 году ООО «Русмаркетконсалтинг» сравнительного анализа российского и казахстанского рынка цветов, Россия входит в шестерку странлидеров в мире по импорту срезанных цветов всех видов. Опережают РФ только США, Германия, Нидерланды, Великобритания и Франция.
Россия импортируют до 90% всех цветов, в основном голландских. Нидерланды являются главной странойпоставщиком цветочной продукции, на долю которой приходится более 70% импорта в Россию – точнее, через эту страну поставляются цветы из других стран. Москва является самым крупным рынком цветов в России, и занимает существенную долю в объёме российского цветочного рынка – 20% при доле населения в 8%.
Доминирование импорта обусловлено, прежде всего, ценовыми факторами. Себестоимость и цена роз в Африке и Южной Америке значительно ниже себестоимости роз в РФ, по крайней мере, по ранее существовавшим курсам валют. Другие страны стараются снизить затраты, используя новые современные технологии. Следуя этому тренду, чтобы покрыть потребности растущего рынка, производители в России при росте масштабности и дополнительных инвестициях обладают потенциалом для роста: в первую очередь, это замещение доли импортной продукции.
Рынок органик растет
По результатам исследования российского и мирового рынка экопродукции (с фокусом на молоко), проведенного ГК «Агриконсалт» в 2016 году, емкость этого рынка может вырасти с 80 до 200 млрд долларов.
Основная часть экопродукции приходится на продукты питания, но растут и сегменты натуральной косметики, детских товаров, бытовой химии, а также производство и продажа экоудобрений для сельского хозяйства (по европейским стандартам, для того чтобы продукт был признан натуральным и экологически чистым, он должен быть произведен только с экологичными удобрениями и технологиями). Именно это даст толчок к ускорению темпов роста.
Рынок органической продукции в России довольно молодой, но уже быстро расширяется: сейчас он оценивается в размере более 150 млрд рублей, потенциал составляет не менее 300 млрд рублей. Потенциал производства органической продукции в России, как на внутренний, так и на внешний рынок оценивается к 2020 году в 800 млрд рублей, из которых 500 млрд рублей составляет экспортный потенциал.
Тем не менее, экопродукция все же остается мало востребованной и занимает всего 0,2% от общей доли продаж продуктов питания. С другой стороны, руководство регионов стремится к повышению этой доли: работа в этом направлении ведётся как государственными органами (Минсельхоз, Госдума), так и общественными организациями (НП «Агрософия», СОЗ – «Союз органического земледелия», НОС – «Национальный органический союз»).
При этом, имеет место весьма существенная разница в цене, до 800%, в специализированных магазинах. Распад экопродукции на ценовые сегменты во многом определяет темп роста рынка: появление премиальных продуктов способствует развитию всех категорий бюджетных аналогов, как органических, так и обычных.