Рынок рынку рознь

Представляем краткий обзор перспектив некоторых рынков сельскохозяйственной продукции. По всей видимости, существуют неплохие возможности роста и производства, и потребления.

Теплицы: производство увеличивается, спрос падает

За 5 последних лет объёмы производства овощей защищённого грунта в российских сельскохозяйственных предприятиях выросли на 27%. По данным ряда проведенных ООО «Агриконсалт» в 2015 году исследований рынка, производство тепличных огурцов, томатов и салатов сохраняет потенциал роста. Этому способствует усилившаяся государственная поддержка отрасли. Предприятия АПК на основе Постановления Правительства № 624 от 24.06.2015 года имеют возможность субсидирования 20% прямых затрат на строительство тепличных комплексов.

Также предусматривается возможность компенсации для тепличных предприятий части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (от 9,9 до 11%) на основании Постановления Правительства № 1460 от 28.12.2012 года (с исправлениями от 27 января 2015 года, Постановление Правительства №53).

Возможному росту способствует и снижение импорта вследствие продовольственных санкций в 2014 году. Начиная с 2016 года, ситуация еще больше осложнилась из­за запрета импорта турецкой продукции (объем импорта томатов из Турции в 2014 году составлял 365 тыс. тонн, или 44% общего импорта). И, соответственно, последовавший за этим рост цен.

Помешать дальнейшему росту на волне импортозамещения может наблюдавшееся в конце 2015 – начале 2016 года падение курса рубля и продолжающееся снижение покупательной способности населения. Ряд крупных производителей отмечает снижение платежеспособного спроса на свою продукцию.

Перспективные шампиньоны

Шампиньоны – перспективный вид продукции, в 2015­2016 годах получивший толчок к развитию отрасли за счет импортозамещения. Данный вид грибов сравнительно прост в выращивании, а при использовании инновационных технологий обеспечивает конкурентоспособное производство грибной продукции.

В 2014 году емкость российского рынка свежих грибов оценивалась в 78 тыс. т, с тенденцией к росту их потребления и собственного производства.

Цветы – импорт преобладает

По результатам проведенного в 2015 году ООО «Русмаркетконсалтинг» сравнительного анализа российского и казахстанского рынка цветов, Россия входит в шестерку стран­лидеров в мире по импорту срезанных цветов всех видов. Опережают РФ только США, Германия, Нидерланды, Великобритания и Франция.

Россия импортируют до 90% всех цветов, в основном голландских. Нидерланды являются главной страной­поставщиком цветочной продукции, на долю которой приходится более 70% импорта в Россию – точнее, через эту страну поставляются цветы из других стран. Москва является самым крупным рынком цветов в России, и занимает существенную долю в объёме российского цветочного рынка – 20% при доле населения в 8%.

Доминирование импорта обусловлено, прежде всего, ценовыми факторами. Себестоимость и цена роз в Африке и Южной Америке значительно ниже себестоимости роз в РФ, по крайней мере, по ранее существовавшим курсам валют. Другие страны стараются снизить затраты, используя новые современные технологии. Следуя этому тренду, чтобы покрыть потребности растущего рынка, производители в России при росте масштабности и дополнительных инвестициях обладают потенциалом для роста: в первую очередь, это замещение доли импортной продукции.

Рынок органик растет

По результатам исследования российского и мирового рынка экопродукции (с фокусом на молоко), проведенного ГК «Агриконсалт» в 2016 году, емкость этого рынка может вырасти с 80 до 200 млрд долларов.

Основная часть экопродукции приходится на продукты питания, но растут и сегменты натуральной косметики, детских товаров, бытовой химии, а также производство и продажа эко­удобрений для сельского хозяйства (по европейским стандартам, для того чтобы продукт был признан натуральным и экологически чистым, он должен быть произведен только с экологичными удобрениями и технологиями). Именно это даст толчок к ускорению темпов роста.

Рынок органической продукции в России довольно молодой, но уже быстро расширяется: сейчас он оценивается в размере более 150 млрд рублей, потенциал составляет не менее 300 млрд рублей. Потенциал производства органической продукции в России, как на внутренний, так и на внешний рынок оценивается к 2020 году в 800 млрд рублей, из которых 500 млрд рублей составляет экспортный потенциал.

Тем не менее, экопродукция все же остается мало востребованной и занимает всего 0,2% от общей доли продаж продуктов питания. С другой стороны, руководство регионов стремится к повышению этой доли: работа в этом направлении ведётся как государственными органами (Минсельхоз, Госдума), так и общественными организациями (НП «Агрософия», СОЗ – «Союз органического земледелия», НОС – «Национальный органический союз»).

При этом, имеет место весьма существенная разница в цене, до 800%, в специализированных магазинах. Распад экопродукции на ценовые сегменты во многом определяет темп роста рынка: появление премиальных продуктов способствует развитию всех категорий бюджетных аналогов, как органических, так и обычных.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Сертификат для «Органик»

Сертификат для «Органик»

Павел Наумов

руководитель ООО «Эфирмасло»

С того момента, как производитель принял решение быть органическим производителем, он берет на себя обязательства соблюдать соответствующие требования.

Курс на свои корма

Курс на свои корма

С.А.Голохвастова

Вопросы импортозамещения кормов для животных остаются одними из самых важных на сегодняшний день. Подробно данная тема была рассмотрена на международной конференции «КОРМА.pro», организованной Издательским Домом «СФЕРА» и состоявшейся 4-7 ноября 2015 в Санкт-Петербурге.

Рентген в оценке выполнения зимней прививки

Рентген в оценке выполнения зимней прививки

Е.П.Безух

канд. с.-х. наук, зав. отделом ФГБНУ ИАЭП

Н.Н.Потрахов

д. т. н., зав. кафедрой СПбГЭТУ

В.Б.Бессонов

канд. т. н., доцент СПбГЭТУ

Высокотоварный саженец яблони можно вырастить лишь с качественно произведенной прививкой. В этом может помочь рентгенография.