Государственной программой развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. предусмотрена техническая и технологическая модернизация производства, обновление парка сельскохозяйственной техники, приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями новых высокотехнологичных машин для растениеводства, животноводства и кормопроизводства.
Успех этой модернизации в значительной мере зависит от уровня профессиональной подготовки кадров, соответствия их знаний, умений и компетенций современным требованиям. Именно выпускникам аграрных вузов предстоит обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства и его конкурентоспособность в условиях современной экономической политики. Рассмотрим проблемы аграрного образования и пути его решения на примере подготовки специалистов агроинженерного профиля.
Почему не хватает кадров?
Вместе с тем, в сельскохозяйственном производстве продолжает ухудшаться качественный состав кадров. Более чем в 2 раза уменьшилась численность работников с начальным профессиональным образованием. Передача с 1 января 2005 г. более 90% учреждений начального профессионального образования с федерального на региональные бюджеты привела к практическому исчезновению сельских училищ.
Инженерная служба агропромышленного комплекса лишь на 40% укомплектована специалистами с высшим образованием. В кадровом обеспечении АПК нарастают негативные процессы, много проблем и противоречий. Особенно остро стоит проблема кадрового обеспечения в животноводстве. Среди рабочих в животноводстве практически не осталось выпускников профессиональных училищ. Не хватает специалистов, готовых к внедрению новых ресурсосберегающих технологий и способных эффективно использовать современное сложное технологическое оборудование.
Несмотря на достаточно большой прием студентов в аграрные вузы, расширение объемов контрактно-целевой подготовки, положение дел с кадрами, возвращением и закрепляемостью молодых специалистов на селе не улучшается.
В чем причина такого положения? Прежде всего, это неудовлетворительное состояние инфраструктуры села; недостаточно внимательное отношение к молодым кадрам, к их подготовке, повышению квалификации и материальнотехническому обеспечению; малая привлекательность сельскохозяйственной отрасли в сознании людей.
На фоне падения производства, увеличения безработицы, разрушения социальной структуры села, произошла смена жизненных ориентиров у сельской молодежи. Существенно упала престижность аграрных профессий.
Уровень заработной платы на селе в 2015 г. составил 57% по отношению к общероссийскому уровню. Низка мотивация молодежи к работе в сельскохозяйственном производстве. По данным социологического опроса, лишь 7% молодежи удовлетворены своим заработком.
Другая причина низкого обеспечения производства кадрами – качество подготовки, особенно недостаточный уровень практических навыков выпускников вузов для работы с новой высокопроизводительной техникой, современными энергосберегающими технологиями. Это объясняется, например, старением материально-технической базы аграрных вузов, связанное с их недофинансированием, а низкая доходность сельскохозяйственных организаций не позволяет привлекать их средства на проведение научных исследований.
Особенностью аграрных вузов является то, что в них поступают выпускники сельских школ (более 60%), у которых средний балл ЕГЭ ниже, чем у выпускников городских школ, и это тоже отрицательно влияет на качество подготовки специалистов.
И государство поможет, и бизнес
Немного изменилась ситуация в начале 2016 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.03.2016 №501-р Минсельхозу России в рамках Программы поддержки сельскохозяйственного машиностроения на 2016 год выделены бюджетные ассигнования по мероприятию «Выделение средств на обновление учебной базы инженерных факультетов сельскохозяйственных высших учебных заведений». Минсельхозом России доведены подведомственным образовательным учреждениям субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники на общую сумму 500 млн рублей, СПбГАУ – 9,4 млн рублей.
Кардинальным направлением в модернизации аграрного образования является развитие совместных усилий вузов и бизнеса по улучшению качества подготовки специалистов. В целом оценивая сотрудничество вузов с бизнесом, можно признать его весьма скромным, как по масштабам, так и по объемам финансирования. Действенные механизмы такого сотрудничества в настоящее время не созданы.
От представителей бизнеса можно услышать критику, что «кадры готовят не те, кадры готовят не так». И значительно реже отмечается участие работодателей в решении проблем высшей школы. А это участие возможно в различных формах: подбор и направление молодежи на обучение в вузы, участие в учебном процессе, организация практики на передовых предприятиях, рецензирование образовательных программ и фондов оценочных средств, участие в государственных экзаменационных комиссиях, помощь в оснащении лабораторий современным оборудованием и др.
Три уровня знаний
Введение в России уровневой системы высшего образования открывает возможности для дифференциации подготовки специалистов: бакалавров – для эффективной эксплуатации новой техники; магистров – для освоения и внедрения инновационных разработок, а выпускников аспирантуры (подготовка кадров высшей квалификации) – для приращения новых знаний в агроинженерной сфере на базе научных исследований и педагогической практики.
В программах подготовки и повышения квалификации кадров расширяется тематика, посвященная особенностям конструкции и правилам эксплуатации новой сельскохозяйственной техники, применения информационных технологий в инженерной практике. Все больше внимание будет уделяться освоению технологий точного земледелия и животноводства.
В 42 аграрных вузах ведется подготовка магистров по направлению «Агроинженерия» по программам, имеющим разную направленность: научноисследовательскую и производственнотехнологическую. Магистратура открывает большие возможности для подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного аграрного производства.
Стандарты профессии
Новым инструментом для сближения образовательных программ и требований современного производства являются профессиональные стандарты. Так, применительно к виду профессиональной деятельности, связанной с обеспечением технического сопровождения производственных процессов в сельском хозяйстве разработан профессиональный стандарт «Специалист в области механизации сельского хозяйства».
Профессиональные стандарты будут применяться работодателями при формировании кадровой политики и управления персоналом, при разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. С учетом профессиональных стандартов будут обновляться федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования подготовки бакалавров и магистров, разрабатываться учебные планы и образовательные программы.
Организация обучения специалистов на современном реальном производстве позволит устранить существующий разрыв между теорией и практикой. Преподаватели смогут оперативно учитывать требования к специалистам, внося коррективы в учебный процесс, а работодатели получат выпускников вузов, имеющих фундаментальную подготовку и способных работать со сложными современными технологиями.
Совместными усилиями
Для реализации заявленного результата, как нам видится, необходимо решить ряд фундаментальных задач:
-включить в перечень приоритетных направлений
развития науки, техники и технологий направления, связанные с развитием отечественных агротехнологий;
-содействовать предоставлению налоговых льгот для предприятий и организаций, предоставляющих базу и заказывающих проведение научных исследований и проектных работ у вузов аграрного профиля;
-провести анализ потребностей сельскохозяйственных организаций в научных разработках и актуализацию направлений исследований и разработок.
В заключении отметим, что совместные усилия вузов, агробизнеса и региональных органов власти по улучшению кадрового обеспечения АПК и повышению уровня профессиональной подготовки специалистов, несомненно, принесут успех в технологической модернизации сельскохозяйственного производства и создании инновационного аграрного сектора экономики.