О развитии молочного животноводства в ГК «АгроПромкомплектация» рассказывает Александр Сайков, директор филиала «Дмитрогорское молоко» АО «Агрофирма «Дмитрова гора».
-Александр Алексеевич, в самое ближайшее время ГК «АгроПромкомплектация» введет в эксплуатацию новый молочный комплекс на 6 тыс. голов крупного рогатого скота (КРС) в д. Ручьи Конаковского района Тверской области. Как изменятся позиции группы компаний в рейтинге российских производителей молока в связи с открытием нового объекта?
-На сегодняшний день у нас самый крупный молочный комплекс в Тверской области – мы производим пятую часть всего молока в регионе. К концу года планируем довести этот показатель до 30%, что составит 1,5-2% в общероссийском масштабе. Таким образом, выход нового молочного комплекса на полную расчетную мощность позволит нам войти в десятку крупнейших российских производителей молока.
Если по объемам производства, по техническому и технологическому оснащению с нами кто-то и может конкурировать, то по коммерческой эффективности в России мы являемся одним из лидеров. Таких высокотехнологичных молочных комплексов в стране меньше 10%. У нас лучший в стране и один из самых низких в мире показателей количества работников на 100 голов скота – 1,5 человека.
-Расскажите о новом молочном комплексе, какие технологии будут на нем использоваться?
-Расчётная мощность нового молочного комплекса КРС в д. Ручьи составляет 6 тыс. голов крупного рогатого скота голштино-фризской породы: 3100 голов дойного стада и 2900 голов молодняка по возрастным группам, который обеспечит ремонт основного стада.
На новом комплексе будут использоваться уже отработанные у нас технологии и современное оборудование ведущих мировых производителей. Автоматизация и механизация производственных процессов достигнет 98%. На сегодняшний день в России аналогичных по оснащённости мегаферм практически нет. На комплексе организован замкнутый производственный цикл от отела до дойной коровы, т.е. выращивание и содержание будет происходить на одной производственной площадке. Условия содержания животных станут еще комфортнее – увеличены объемы корпусов, доильный блок оснащен вентиляционными шторами и приточновытяжными вентиляторами для лучшего воздухообмена в помещениях, а телят в возрасте от 0 до 2-х месяцев будем содержать на открытой площадке, оборудованной навесом.
-Насколько эффективен такой тип содержания телят?
-Холодный тип содержания телят выбран неслучайно. При таком типе содержания они быстрее адаптируются к условиям окружающей среды и резистентность организма к заболеваниям увеличивается за счёт иммунного барьера животных. Также это способствует вырабатыванию активного иммунитета – теленок будет менее восприимчив к пневмонии, вирусным инфекциям и прочим заболеваниям. Конечно, в сильные морозы мы одеваем телят в специальные жилетки, выпаиваем нагретым до 400С молоком. На выпойке молоком они находятся весь первый месяц, но уже начиная с трех дней жизни мы постепенно вводим предстартерный комбикорм, а позднее сено.
Исторически сложилось, что самые молочные – это северо-западные регионы страны. Коровы не любят высоких температур, для них комфортная температура от +50С до 150С. Но более теплое Черноземье имеет одно конкурентное преимущество – там дешевле выращивать бобовые травы, которые обогащают сенаж протеином. В связи с этим корова потребляет меньший объем концентратов, и себестоимость молока становится ниже.
-На голштино-фризскую породу выбор пал не случайно?
-В России это самая продуктивная по молоку порода крупного рогатого скота. Она достаточно распространена и в мире – в Америке, Бразилии, многих европейских странах и в Израиле. Для нас это хорошо знакомая порода. Мы понимаем, как вести селекционную работу. Знаем ее физиологические особенности в плане иммунитета, чем вакцинировать, как добиваться большего ответа на лечебнопрофилактические мероприятия.
-Какую генетику вы используете?
-Мы, как и многие передовые молочные комплексы, сотрудничаем с американской компанией Альта Дженетикс. Они поставляют нам замороженный семенной материал от голштинских быков-производителей с собственных племенных заводов. Мы ведем полный селекционный учет и проводим ежегодную бонитировку поголовья. На основании анализа этих данных специалисты компании ежегодно подбирают нам быков-улучшателей для укрепления экстерьера, фертильности и повышения продуктивности наших коров. Таким образом производится улучшение генетического потенциала всего стада.
-Где приобретается крупный рогатый скот для нового комплекса?
-Частично мы заполним комплекс собственным поголовьем, но основная часть скота будет приобретаться в Нидерландах, у самого крупного европейского поставщика. В этом году мы примем три партии коров – две по 660 голов и одну в 540 голов.
У нас проводился тендер на поставку молочного скота. Важные требования к участникам – оптимальное сочетание цены и качества, обязательное предоставление самостоятельного отбора животных, возможность проанализировать чистопородность скота. И, конечно, положительные отзывы и характеристики поставщиков на уровне Национального Союза производителей молока.
Породные линейки голштинов из Голландии и Дании мы рассматривали приоритетно – климат в этих странах схож с нашим, следовательно, животным легче адаптироваться. Не менее важно, что на текущий момент там благоприятная эпизоотическая ситуация, следовательно, соблюдаются жесткие санитарные требования. К примеру, в Германии и Франции, обстановка по пандемии КРС более сложная. В итоге, голландский скот был выбран как наиболее оптимальный по сочетанию цены и качества самих животных, которые имеют хорошую иммунизацию и генетику. Также
у нас накоплен положительный опыт по приему, выращиванию и адаптации животных из этой страны.
-Не рассматривали возможность закупки поголовья в странах Северной и Южной Америки, в Австралии, где традиционно развито скотоводство?
-На этих континентах крайне неблагополучная ситуация по лейкозу. У американцев, которые очень эффективно занимаются молочным животноводством, значительная часть поголовья лейкозные. В России и странах Европы лейкозное молоко запрещено к реализации, и все поголовье лейкозных коров подлежит обязательной утилизации.
Кроме того, закупка скота на других континентах сопряжена с большими логистическими затратами – дорого и крайне неудобно. Перевозка морским путем неблагоприятно отражается на здоровье животных, которые потом плохо акклиматизируются в наших условиях.
-Что необходимо для организации эффективного и безубыточного молочного производства?
-Генетика, люди, технологии. В первую очередь – труд 24 часа в сутки. Только системная и постоянная работа с животными позволяет получать хороший результат. Не менее важна и селекционная работа. Генетический потенциал животных – это основа хорошей продуктивности и их воспроизводства. Стоимость инвестиций в молочном животноводстве сейчас значительно выросла, но именно они позволяют нам получать рентабельность и прибыль от ведения хозяйственной деятельности.
- Какие передовые программы вы используете?
-При ежегодной бонитировке скота используется специализированная программа Селекс. В бонитировку входят: данные по экстерьерам, болезням, продуктивности каждого животного, информация о предках в четырех поколениях и старше и их продуктивности. Это позволяет нам закреплять за каждой коровой быков-улучшателей и более эффективно осуществлять селекционную работу.
Также мы используем программу управления стадом ДэйриКомп. С ее помощью планируются мероприятия по вакцинации, лечению, осеменению животных. На каждой корове установлен электронный чип-транспондер. Операторы заносят все полученные от специалистов данные для ее персональной идентификации во время прохода через селекционные ворота. На основании полученных данных ветеринары и зоотехники составляют планы ежедневных работ. Во время доения производятся все ветеринарные обработки и осеменение по циклам, отбираются пробы молока для анализа физиологического состояния и продуктивности каждой коровы. Без этой системы невозможно эффективно управлять молочным комплексом.
Сейчас мы рассматриваем возможность применения эмбриональной схемы воспроизводства. На сегодня это одна из самых передовых технологий воспроизводства стада в молочном животноводстве, и для ее внедрения необходимо просчитать все плюсы и минусы.
-Какие показатели вы можете озвучить на примере действующего молочного комплекса?
-Продуктивность наших коров – от 8 тыс. литров молока в год на одну корову в первую лактацию и свыше 10 тыс. литров молока в последующие. Но мы не ставим перед собой цель добиваться высоких удоев в ущерб здоровью животных. Главная задача – сохранить поголовье.
-Что можно сказать о качестве молока?
-На текущий момент наше молоко имеет 3,9% жирности и 3,25% белка (это средний показатель за день со всех животных). Количество соматических клеток не превышает 150 тыс./мл – это означает, что мы производим молоко исключительного качества.
Таких показателей мы достигли благодаря высокому уровню организации молочного производства в целом, куда входят система кормления, содержания (гигиена, санитарный контроль производственных помещений), здоровье и общее состояние животных.
Отмечу, что лишь четвертая часть из 32 млн тонн производимого в России молока соответствует высшему сорту. У нас же 100% товарность высшего сорта. Наше молоко пригодно для изготовления так называемых «живых сыров», детского и спортивного питания.
-В каком направлении вы планируете развивать молочное производство?
-Стратегия наша проста – мы будем целенаправленно работать над увеличением показателей по воспроизводству животных, добиваться большего процента стельности по стаду. Это позволит увеличить надои при хорошей сохранности поголовья.
-Насколько этот бизнес рентабельный?
-В этом бизнесе быстрых результатов не бывает, в сельском хозяйстве более длительного производственного цикла, чем в молочном животноводстве, не существует. Срок окупаемости молочного комплекса достигает 15 лет. То, что мы делаем сейчас, начнет давать отдачу только через 2 года. Поэтому молочное животноводство сейчас можно развивать только в промышленных масштабах с использованием передовых технологий.