Надежда Позднякова: «У нас коллектив, которому все по плечу»

С.А.Голохвастова

Надежда Позднякова: «У нас коллектив, которому все по плечу»

 

Почему нельзя экономить на племенной работе, какие корма больше всего нравятся коровам, как культура сельского ландшафта влияет на микроклимат в коллективе, – об этих и других составляющих успеха одного из старейших отечественных племенных заводов России, который скоро отметит свой 100-летний юбилей, рассказала в интервью «СХВ» генеральный директор АО «Племзавод «Гомонтово» Надежда Германовна Позднякова.

 

- Надежда Германовна, очень часто мы начинаем интервью с нашими героями с воспоминаний о «лихих девяностых». Времена были непростые, но именно тогда многие сельскохозяйственные предприятия, находившиеся на грани выживания, и начали путь к возрождению, в отрасль пришли новые технологии, начались первые проекты приграничного сотрудничества. А каким было для вас это время?

- Наследство досталось, прямо скажем, тяжелое. В 1999 году «Гомонтово» было предприятием-банкротом с огромной задолженностью по электричеству, газу, выплатам в пенсионный фонд. Зарплата не выплачивалась более 8 месяцев. Людям элементарно не на что было кормить детей! Можете представить, какое было настроение в коллективе. Это сейчас я с улыбкой вспоминаю те времена. А тогда, честно говоря, было совсем не до смеха. В день производилось всего 5 тонн молока – и то несортового. Животные ревели от голода. Только благодаря вмешательству тогдашнего губернатора В.П.Сердюкова нам удалось на месяц отсрочить решение судов по изъятию недвижимости и за это время решить вопрос с электричеством и газом. В течение следующего года наше хозяйство выплатило все долги. Мне до сих пор жалко этих денег. Но тогда мы добились главного – отстояли и сохранили хозяйство. В последующие годы много работали, росли и вывели его в число лучших по России по молочной продуктивности: средний удой в 2016 году составил 12 510 кг молока, что более чем в 2,5 раза превышает среднероссийский показатель (5449 кг).

На кормозаготовке как на войне

- Молочное скотоводство является вашим основным видом деятельности. Значит, главное – это корма. Поделитесь вашими наработками?

- Да, мы сделали ставку на хороший силос, и за многие годы достаточно глубоко изучили эту тему. Знаете, есть такая поговорка – человек есть то, что он ест. В принципе, то же справедливо и для отрасли животноводства. Своих коров мы кормим лучшими кормами. Для поголовья крупного рогатого скота в 3459 голов основным кормом в ежедневном рационе является силос из подвяленных трав. Кормами мы серьезно занялись еще в 2000-м году. Сегодня есть понимание, что необходимо делать для заготовки качественного силоса, знание всех требований технологии – и по видовому составу трав, и по их возрасту. Не менее важно, чтобы первый укос проводится в оптимальное время, в первые 10-15 дней июня, и в сжатые сроки. В приоритете – производство объёмистых кормов и зерна. Работаем настолько интенсивно, что даже ушли от четырех лет использования трав, теперь травы перезалужаем через три года. Отдаем предпочтение злаковым травам, которые выращиваются в монокультуре. Наш опыт показывает, что из злаковых трав можно получить силос, сравнимый по содержанию протеина с бобовыми культурами, а по содержанию энергии, поедаемости и переваримости даже превосходящий их.

- Рассказывают, что вы лично следите за заготовкой силоса…

- Дни, когда проводится кормозаготовка – самые важные для хозяйства, ведь в это время закладывается результат всего года. Работаем, не считаясь со временем. Конечно, на силосной яме главный – агроном. Но приходится и лично контролировать процесс. Даже небольшой сбой в цепочке кормозаготовки может привести к потере питательности кормов, а значит, и удоев, и экономики. Особое внимание уделяется чистоте в траншее и на подъездах к ней, а также трамбовке. Во время заготовки силоса все без исключения очень стараются. Здесь как на войне – надо победить! Вот один только пример. Недавно пришлось всю ночь собирать подвяленные валки с одного поля – очень хорошая трава, датская травосмесь. И что вы думаете? В 9 утра начался дождь, который продолжался двое суток. Если бы мы не убрали это поле, мы бы потеряли этот высококачественный корм.

- И вы были там?

- Конечно! У нас у всех было полное понимание ситуации, отряд – механизаторы, специалисты были настроены однозначно. Зная прогноз погоды, я вечером спросила, что будем делать, все ответили: «Надо убрать». Утром все распрощались усталые, но довольные и счастливые, что поле убрано.

- Качество кормов проверяется в лаборатории?

- Обязательно. Мы отправляем пробы через экспресс-почту в лабораторию в Подмосковье, откуда быстро, в течение 3-4 дней, получаем результат. Делаем анализ на содержание энергии и протеина, недавно начали проверять переваримость грубых кормов. Качество силоса в среднем у нас 10,8 МДж, а в первых ямах обменная энергия может быть и 11 МДж, протеин 19%, а переваримость 70%. О качестве грубого корма как основного говорит и тот факт, что заготавливая высококлассные травы, мы отказались от покупных комбикормов. Потребность поголовья в концкормах удовлетворяем за счет плющеного консервированного зерна.

Зерновая стратегия

- Выращивание своих зерновых для вас, вероятно, вопрос стратегический?

- Мы выращиваем зерновые, в основном, ячмень на площади 1733 гектара с неплохой урожайностью порядка 50 ц/га. Правда, 2016 год был исключением: из-за дождливой погоды удалось убрать только 8 тыс. тонн. С 2001 года перешли на плющение и консервирование зерна восковой спелости. В период заготовки, когда влажность зерна не менее 30%, плющим по 500 тонн в день. Две плющилки успевают работать за пятью комбайнами. С 2008 года мы вообще перестали закупать комбикорма, коровам даем только плющенку до 7 кг в день, кукурузу, которую закупаем в период низких цен, жмыхи, немецкие премиксы. В результате отказа от покупных комбикормов ежегодная экономия составляет 30 млн рублей. Согласитесь, это немало! Плюс – экономия на отравлениях. По моему опыту, лучше корма, чем плющеное зерно, нет.

- Но и от сушки вы не отказались?

- Чтобы заготовить в короткие сроки такие объемы зерна, нужны хорошие технологии и надежная техника. Почти 5 тыс. тонн фуражного зерна плющится на финской технике Murska. Ну а остальное зерно – семенное и часть фуражного – сушится. Современный сушильный комплекс обеспечивает наше хозяйство семенным зерном и семенами трав.

- То есть одна из специализаций хозяйства – производство семян?

- Выращивать свои семена трав и зерновых получается и дешевле, и экономичнее. Качество наших семян очень высокое – и мы им довольны, и хозяйства, которые у нас их приобретают. Мы постоянно развиваем производство семян многолетних трав и зерновых: проводим обновление старых, понравившихся сортов, работаем с новыми. Семенное зерно производим не ниже класса элита, в питомниках покупаем небольшое количество семян зерновых высоких репродукций, а дальше сами размножаем. Семена трав – тимофеевки и ежи сборной – тоже собственного производства и тоже имеют класс элита. Будем и дальше развивать это направление.

- Одним из новшеств, которое вы взяли на вооружение, стало выращивание рапса. Расскажите об этом направлении.

- Выращивать рапс было решено с целью получения жмыха – супербелкового корма, необходимого в кормлении коров. В 2017 году второй год посеяли рапс на площади 430 га. Сейчас посевы выглядят хорошо, и, думаю, будет неплохой урожай. Осенью попробуем посеять озимый рапс на 115 га, а в следующем году будем еще увеличивать посевы. В общей сложности нам необходимо получать 1000 тонн рапсового жмыха, то есть производить 1500 тонн семян рапса. К вопросу мы подошли серьезно, не просто стали выращивать новую для нас культуру, но построили рапсовый заводик, оснащенный хорошим немецким оборудованием. Качество получаемого масла подтверждено сертификатом, оно годится и на пищевые цели.

Земельный вопрос и настроение коров

- Площади у вас ограничены. За счет чего получается вводить новые культуры?

- Действительно, выращивая рапс, мы вынуждены забирать площади от зерновых. Главная для нас проблема сейчас – нехватка земли. Можно сказать даже, что вопрос с площадями является наиболее острым. Увеличение поголовья и совершенствование кормовой базы станут возможными только при наличии дополнительных земель. В сельском поселении имеется более 700 га, которые находятся в частной собственности и людьми не используются. Честно говоря, мне, привыкшей внимательно относиться к каждому кусочку земли, просто больно смотреть, как она зарастает кустарником, деревьями и борщевиком. Мы бы могли использовать эти приходящие в негодность территории. У нас есть потребность в них, есть техника, люди и деньги! Мы посчитали, что окультуривание каждого такого гектара обойдется в 32 тыс. рублей. Очень жаль, что со стороны местной администрации пока нет понимания важности осуществления такой работы.

- Корма, конечно, для удоев очень важны, но все-таки генетика стада занимает не менее важное место.

- Племенная работа у нас поставлена на самом высоком уровне. В течение уже многих лет используем генетику мирового уровня, сперму быков американской селекции, входящих в ТОП-100 мира. Она очень дорогая, но быки хорошие, перспективные, их использование позволит нам и дольше улучшать генетику, а значит, и надои. Коров мы осеменяем только лучшими в мире быками, а телочек - только сексированным семенем из США и Канады, чтобы получать больше телочек. Кстати, это помогает нам выполнять обязательство по племпродажам – 140 нетелей ежегодно мы должны продавать. На сперме мы не экономим. Понимаем, что если будет генетика, то будет и результат.

- Кстати, ваши животные очень спокойны, это хороший знак.

- Получение высоких удоев зависит не только от кормовой базы. Очень большую роль играют условия содержания животных, отношение обслуживающего персонала к животным. В руках работников нет никаких предметов, например, чтобы подогнать корову. Все, что разрешается, это лишь тихонько похлопать ее рукой. Благодаря такому бережному обращению животные не испытывают стресс, который отрицательно влияет на молоко.

Порядок и красота

- Вы сдаете молоко на ведущие в регионе молзаводы, где предъявляются очень высокие требования к качеству…

- Наше молоко удовлетворяет самым высоким требованиям! С качеством люди работают очень внимательно и очень ответственно. С 2002 года все молоко сдается только высшим сортом. Мы эту работу начали тогда, когда ввели требования по соматике – не больше 200 тыс. Это был огромный, кропотливый труд, но мы
добились уровня соматических клеток 110-120 тыс. в 1 мл, тогда как допустимый уровень у высшего сорта сегодня – 400 тыс. С ослаблением требований не стали менять свои внутренние правила, не снизили уровень, и премия работникам выплачивается, только если соматика меньше 200 тыс., а столько у нас и не бывает. Налажена целая система работы операторов машинного доения, ветврачей, зоотехников, операторов по уходу, которая позволяет иметь такую низкую соматику. Бактериальная обсемененность для высшего сорта допускается 100 тыс. на куб. см, но если у нашего молока она поднимается до 50 тыс., то в хозяйстве объявляется чрезвычайное положение. Все перемывается, все проверяется. Перед отправкой на переработку все молоко проверяется в нашей лаборатории, молоко из каждой машины исследуется в лаборатории переработчика, то есть контроль качества тщательный, двойной. Сбой всегда виден сразу. Над качеством молока мы тоже очень много потрудились всем коллективом.

- У вас на территории всегда не только образцовый порядок, но и красота повсюду – чувствуется женская рука!

- Большое внимание мы уделяем культуре земледелия, производства, созданию культурного сельского ландшафта, на что всегда нацеливает всех нас председатель областного комитета по АПК Сергей Васильевич Яхнюк. Мы давно занимаемся этим вопросом: благоустраиваем наши поля, убираем с них большие камни и валуны, кусты. Занимаемся обочинами, краями полей, обустраиваем территорию, у нас всегда все прокошено. И всегда очень много цветов.

Мы принимаем участие в областной программе борьбы с борщевиком, которая возведена в ранг официальной политики и финансируется из бюджета. Хотя, если честно, и без программы мы занимались этой работой: не хочется, чтобы родной поселок зарастал проблемной культурой. В борьбе с борщевиком Сосновского мы действуем, что называется, «всем миром». Как результат – наше Бегуницкое сельское поселение является хорошим примером того, как можно свести засорение борщевиком к минимуму.

- Трудно быть женщиной-руководителем сельскохозяйственного предприятия?

- Непросто, но в то же время женщины более ответственны, дисциплинированны, больше придают значения мелочам, более заботливы - это все женская натура. Среди коллег-мужчин женщине трудно, некоторые смотрят с подозрением, недоверием, а если еще делаешь какие-то успехи, то смотрят с претензией, не верят в это. Женщине намного сложнее работать руководителем.

Программы для развития

- Расскажите про ваши недавние проекты.

- Очень большое внимание уделяем работе сушильно-сортировального комплекса. В 2016 году мы приобрели датскую линию по сортировке семян многолетних трав, построили две сушильные шахты финского производства, как я уже рассказывала, поставили пресс для рапса. Постоянно обновляем парк техники, а он у нас мощный, техника самая современная, что позволяет быстро выполнять весь комплекс работ.

- У «Гомонтово» хорошая рентабельность, есть и прибыль. Наверное, покупаете технику и оборудование на свои средства? Или все-таки есть еще источники финансирования?

- В основном, развиваемся на свои средства. Но в Ленинградской области действуют очень интересные программы субсидирования, и мы ежегодно ими пользуемся. В их числе субсидии на развитие производства, приобретение техники, дороги, на молоко и на племенное дело, на несвязанную поддержку. В 2016 году общая сумма субсидий составила 80 млн рублей. Это очень большая помощь. Без нее не представляем существование хозяйства. Мы очень благодарны губернатору Ленинградской области Александру Юрьевичу Дрозденко и заместителю Председателя Правительства Ленинградской области – председателю комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Сергею Васильевичу Яхнюку за те программы, которые работают в области, за понимание и поддержку.

- Надежда Германовна, за 18 лет работы в «Гомонтово», на ваш взгляд, что вам удалось лучше всего?

- Пожалуй, самый мой большой вклад в предприятие – это создание того коллектива, который сейчас работает – ответственных, профессиональных специалистов. Я уже шучу, что «гомонтовцы» работают не за зарплату, а за идею, хотя, конечно, труд каждого сотрудника оценен. Работаем как одна семья. Если в сезон надо заготовить корма, которые будут нас кормить круглый год и выводить в лидеры по удоям, значит – надо. Если появилась новая идея, обсуждаем и решаем вместе со специалистами. У каждого – своя роль в успехе нашего предприятия, свой вклад в наши результаты и победы. Люди гордятся успехами – и своими личными, и успехами хозяйства. Это наше большое достояние – коллектив, которому по плечу всё, любые задачи. 

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Испытано: трамбовка силоса

Испытано: трамбовка силоса

Н.А.Волков

ведущий инженер, ФГБУ «Северо-Западная МИС»

К.А.Рогожкин

агроном, ФГБУ «Северо-Западная МИС»

ФГБУ «Северо-Западная МИС» проведены испытания машин для распределения силоса RECK JUMBO и RECK JUMBO II и трамбовщика силоса КТ-3.

Страховать или рисковать?

Страховать или рисковать?

Е.А.Лукичёва

Один из круглых столов XV Международной конференции по страхованию был посвящен вопросам агрострахования.

Кормозаготовке посвящается

Кормозаготовке посвящается

С.А.Голохвастова

Проводимый ежегодно в Ленинградской области в начале июня День поля является символическим открытием кормозаготовительной кампании.