Земельный банк компании «Сибирские органические продукты» из Томской области, которая входит в Союз органического земледелия, больше, чем все органические земли таких стран, как Колумбия, Корея. Рентабельность доходит до 100%, вся продукция успешно реализуется в страны ЕС.
Успех компании демонстрирует важнейшие тренды российского органического сельского хозяйства – оно может быть крупноконтурным, экономически эффективным, экспортноори ентированным и масштабируемым. О том, как удалось добиться успеха и о возможностях для других российских компаний, желающих перейти на органическое земледелие, рассказал генеральный директор компании «Сибирские органические продукты» Станислав Игоревич Гурьев.
- Как Вам пришла идея заниматься органическим сельским хозяйством?
- Сельским хозяйством мы занимаемся уже десять лет. Ровно четыре года назад наши партнеры из Европы предложили нам заняться органическим сельским хозяйством, обрисовали перспективу. Органическое сельское хозяйство рынок новый, перспективный. Первые два года было тяжело. На третьем – пошла отдача.
- Где брали технологии?
- Агротехнологии мы собирали с миру по нитке – на Украине, в Белоруссии, по российским предприятиям, что-то сами вырабатываем. Технология должна подстраиваться под каждый регион с учетом его почвенно-климатических особенностей. Более 50% практики мы взяли у Украины. Они органическим сельским хозяйством начали заниматься гораздо раньше нас, и европейский опыт адаптировали под свои условия. Этим опытом они делятся с нами открыто.
- Кто вас еще консультирует?
- Нас консультируют поставщики биопрепаратов. Также мы вышли на хозяйства, которые работают в органическом сельском хозяйстве уже больше десяти лет. Мы летали к ним, приглашали к нам их агрономов. Некоторые работают на платной основе, некоторые – на безвозмездной. Кроме этого, мы начали работу с микробиологами из Томска и создаем биопрепараты – один на основе бактерий, другой на основе грибов. Мы будем брать из своей почвы полезные бактерии, культивировать и вносить их обратно. Химия, которая вносилась до органического сельского хозяйства в наши поля, сократила в почве полезную биоту, поэтому ее необходимо восстанавливать.
- У вас есть сложности?
- Основной сложностью была и остается только одна – сорняки. Все остальные проблемы закрывают биопрепараты по борьбе с болезнями и вредителями. Против сорняков помогают только агротехнологии. Это старые дедовские методы – пашем, выстраиваем правильный севооборот.
- Из наших биопрепаратов что используете?
- Десятки биопрепаратов мы перепробовали – все биопрепараты, которые есть в реестре. И даже те, которые в разработке. У нас много делянок, десятки гектаров, мы в Сибири находимся, земли у нас много. Чтобы не рекламировать конкретных производителей, назову входящие в состав препаратов микроорганизмы, это Bacillus Subtillis, дрожжи, молочнокислые бактерии и актиномицеты.
- Сколько у Вас земли сертифицированной и не сертифицированной?
- Суммарно у нас земли сертифицированной и не сертифицированной, но уже находящейся в конверсии, 27 тысяч гектаров: 12 тысяч уже сертифицированной и еще 15 в конверсии. В следующем году мы получим на нее сертификат «органик». Урожай 2017 года у нас составил более 20 тысяч тонн сертифицированного зерна.
- Рентабельно заниматься органическим сельским хозяйством?
- По нашему опыту рентабельность по разным культурам в разные годы очень разная. Может доходить до 100%. По некоторым культурам она крайне низкая, около 10%. По моим оценкам, рентабельность 40-50% – это та рентабельность, на которой на текущий момент можно работать в органическом сельском хозяйстве. Мы сами продаем все в Европу, получаем выручку в валюте. Кроме того, мы не платим НДС. Все входящее к нам входит с НДС, в первую очередь, это дизельное топливо. Продаем мы с нулевой ставкой НДС в Европу.
- Сколько составили инвестиции?
- Инвестиции у нас не заканчиваются. Только в этом году мы инвестировали 120 миллионов рублей в приобретение техники.
- Через какое время инвестиции могут окупиться?
- Если хозяйство не применяло химикаты более 3 лет, то получить органический сертификат оно может через год. Если предприятие применяло химию, то ему необходимо минимум три года переходного периода. Тем, кто сможет получить сертификат через год, для них окупаемость может наступить быстрее.
- Какая урожайность продукции органик?
- Средняя урожайность при использовании органической технологии по злаковым 20-25 ц/га, на льне 9-11 ц/га, на горохе 20-30 ц/га. Многое зависит от погоды. Сейчас мы пытаемся минимизировать зерновые культуры и переходим на более рентабельные – масличные и бобовые – рапс, лен, горох.
- Что необходимо для того, чтобы органическое сельское хозяйство в России развивалось?
- Первым делом необходимо принять закон об органическом сельском хозяйстве. Второе – информировать население, что такое органическая продукция, чем отличается «эко», «био», «органик». Что фермерская продукция не всегда является органической. Начинать освещать эти вопросы, чтобы готовить наш внутренний рынок.
- У Вас есть планы на наш внутренний рынок?
- Я не вижу перспектив на внутреннем рынке в ближайшие пять лет по двум простым причинам. Первое – население не знает, что такое органическая продукция. Второе, у нас только два региона готовы покупать органическую продукцию и переплачивать за нее. Это Москва и Санкт-Петербург. В остальных регионах население получает маленькие зарплаты. Они не могут переплачивать 50-100% за экологически чистую продукцию. Сначала рынок начнется в Москве, потом дойдет до Сибири, потом до Дальнего Востока.
- Как иностранные партнеры относятся к российской органической продукции? Кто ваши конкуренты?
- Доверие надо сначала заслужить. Свои первые сделки мы проводили под поручительством наших партнеров из Украины. Отправляли товар только с пост-оплатой. Конкуренцию нам составляют Украина, Казахстан. Украина поставляет кукурузу, Казахстан – лен.
- Удается ли нашим соседям продавать переработанную продукцию или только сырье?
- Мы активно прорабатываем этот вопрос, изучаем возможность первичной переработки льна и рапса, производства бутилированного масла. Изучаем сегмент овощей. Если поставить цель, то все возможно. Ни Украине, ни Казахстану пока не удается продавать переработанную продукцию в Европу. Действуя в современных реалиях, мы нашли себе партнеров в Украине и Казахстане, с которыми мы объединяемся и предлагаем Европе общие партии сельхозпродукции.
- Какие еще альтернативные рынки вы рассматриваете?
- Мы только начали изучать рынок США и Азии. Мы еще очень молодая компания. Два года изучения рынка, два года работы – это еще не так много.
- Какие эффективные инструменты продвижения нашей продукции за рубеж? Что необходимо, чтобы Запад знал нашу продукцию?
- От государства необходима помощь, которую все мы привыкли ждать, но редко получаем. Это помощь в организации обучения, выставок и в выезде на эти выставки. Второе – логистика. Поставки в Европу для нас обходятся крайне дорого. Как правило, у нас в цене товара, который мы предлагаем европейцам, 50% – это логистика. Наш регион не вошел в число тех, которым будут субсидировать экспортные перевозки. Считают, что мы не экспортноориентированный регион. С таким подходом мы никогда не станем экспортноориентированным регионом.
- Сами питаетесь органическими продуктами?
- У нас практически нет сертифицированных органических продуктов. Я пытаюсь избирательно питаться. Мне удается практически все продукты находить экологически чистые. Я знаю изнутри сельское хозяйство в своем регионе и в соседних. Знаю, кому заказывать мясо, кому молоко. У кого покупать хлеб. Я знаю фермера, который сам выращивает пшеницу, производит муку и печет хлеб. Стоит он в разы дороже. Это очень эксклюзивный товар.
- В ваши планы входит развитие трейдинга в России?
- Мы начинали как трейдинговая компания в плане органики. На текущий момент у нас несколько предприятий, с которыми мы отработали следующую схему: мы помогаем им агроконсалтингом, приглашаем тех специалистов, которых они хотят видеть и кого мы считаем необходимым. Подбираем линейку биопрепаратов, которые будут эффективны в их регионе. Для этого мы набрали себе штат агрономов. Это молодые парни, которые 2-3 года назад закончили университет. Они фанаты органики, не работали в химизированном сельском хозяйстве. У них нет стереотипов, которые нужно ломать. Мы полностью помогаем хозяйствам и оплачиваем им сертификацию либо европейскую, либо США. Мы сразу подбираем покупателей или покупателя, которому мы потом будем продавать эту продукцию. Согласовываем с покупателем те культуры, которые он хочет видеть на следующий год, и цену. Таким образом, наши фермеры получают набор культур, которые они гарантированно продадут, сертификат «органик», если выполнят все требования, а также, они получают агроподдержку.
- Какие компании могут претендовать на партнерство с вами?
- В принципе, ограничений нет. Двадцать первый век, самолеты летают из региона в регион. Нам все равно куда нам отправлять наших консультантов, агрономов. Мы компания мобильная и будем работать по всей России. Мы уже начали работать с Дальним Востоком, Амурской областью.
- Какие требования к хозяйствам?
- Мы смотрим насколько заинтересован потенциальный партнер в том, чтобы перейти на органик. Или он хочет получить разовую выгоду, или это долгосрочные планы. Затем мы оцениваем, насколько возможно для этого хозяйства перейти на органик. В каком состоянии у них земля, как быстро ее можно привести в хорошее состояние. Проводим ее агрохимический анализ. Даем заключение – сколько времени потребуется для перевода хозяйства в органическое, что для этого потребуется, даем экономический расчет, когда они увидят прибыль.
Интервью взято Союзом органического земледелия