От редактора

С.А.Голохвастова
главный редактор журнала «Сельскохозяйственные вести»

От редактора

Рапсовый путь

Минсельхозом России поставлена стратегическая задача перед сельским хозяйством - расширение посевных площадей под масличными культурами, в том числе такими как соя и рапс. Доказано и подсчитано, что производство рапса в России привлекательно с точки зрения продажи маслосемян и масла, а белок рапсового жмыха и шрота крайне востребован животноводством.

Отрасль к новым объемам готова: перерабатывающие мощности смогут принять в 2-3 раза больше сырья, чем сейчас. Интересно, что даже дождливая погода Северо-Западного региона оказалась при выращивании рапса неожиданным преимуществом. Например, Ленинградская область, несмотря на то, что только недавно начала заниматься возделыванием культуры, уже вышла на четвертое место по урожайности с результатом 26,2 ц/га. А ведущими регионами по сбору рапса сегодня являются Ставропольский край (122,3 тыс. т), Тульская область (110,7 тыс. т) и Омская область (104,2 тыс. т). Максимальная площадь под рапсом в России была в 2013 году – 1326 тыс. га. Сегодня  площадь меньше – порядка 1005 тыс. га, однако в 2017 году был получен рекордный валовой сбор в 1503 тыс. т при самой высокой урожайности (15,7 ц/га).  По прогнозу Минсельхоза, валовый сбор рапса озимого и ярового в 2018 году составит 1704,9 тыс. т, при посевных площадях порядка 1200 тыс. га. К 2025 году площади планируется увеличить до 5000 тыс. га.

С чем связана массовая переориентация на рапс? Дело в том, что на мировом рынке рапс сегодня является одной из самых востребованных, прибыльных и перспективных культур, а по популярности занимает второе место среди масличных культур. За последние 40 лет производство маслосемян рапса в мире постоянно росло, и в 2016-2017 гг. его мировые посевы составили 34,3 млн га, а урожайность – 2,08 т/га.

Почти треть мирового рапса выращивается в странах ЕС. Европейским лидером по площадям и валовому сбору является Франция, по урожайности – Дания, а вот самый крупный производитель рапсового масла – Германия. Рапсовое масло пользуется успехом из-за политики ЕС по биотопливу: это основной источник сырья при производстве биодизеля, что обеспечивает ему гарантированный спрос.

Благодаря пропаганде и различным образовательным кампаниям в питании людей рапсовое масло занимает второе место после оливкового.  Рапс как высокобелковая кормовая добавка со сбалансированным аминокислотным составом и высоким уровнем обменной энергии не знает себе равных и в качестве кормовой культуры. Активно рапс используется в животноводстве, птицеводстве и свиноводстве, а жмых и шрот из него после соевого шрота на втором месте в мире по использованию в кормлении.

В нашей стране изначально рапс также выращивали преимущественно на кормовые цели. Сегодня спектр направлений его использования гораздо шире: рапсовое масло применяется в химической и пищевой промышленности, для изготовления биотоплива. Значительная доля сырья идет на экспорт.

Рапс становится и стратегически важной культурой: расширения посевных площадей в европейских странах больше не будет, а спрос на рапсовое сырье растет. Это открывает перед российскими агропроизводителями новые возможности и рынки сбыта. Особенно в свете поручения президента России Владимира Владимировича Путина об увеличении экспорта сельхозпродукции и продовольствия, который к 2025 году должен достичь $45 млрд вместо ранее запланированных $30 млрд. Эта задача должна быть выполнена с помощью «национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта». Для справки: в 2017 году Россия экспортировала продукции АПК на $20,7 млрд, в основном, зерно (36% в стоимостном выражении), рыба и рыбопродукты (17%), растительное масло (12%). 

Конечно, есть здесь свои риски и ограничения. Так, в Госреестр включено 235 сортов рапса, из них яровых – 57 отечественных и 66 иностранных, озимых – 11 отечественных и 98 иностранных. Как видим, отечественных сортов заметно меньше, чем зарубежных. Существует и проблема использования некачественного семенного материала. Уборка масличных требует повышения эффективности. Из-за нехватки зерноуборочных комбайнов и погоды большая часть урожая остается на полях. Необходимо учитывать, что высокие и стабильные урожаи озимого и ярового рапса можно получить только при наличии специализированных севооборотов, когда доля рапса не превышает 20-25%. Также существуют риски, связанные с плохой подготовкой полей и несоблюдением технологии выращивания. Но это уже вопросы, связанные с финансированием и менеджментом.

Несмотря на то, что рапс – культура, требовательная к соблюдению правил возделывания, технически выращивание рапса не вызовет сложности у зерносеющих предприятий в силу схожести технологий. А вот по экономике производства рапс значительно выигрывает: по данным экспертов, разница в прибыли от продажи зерна и рапса может быть двукратной и более. Так что, если сельскохозяйственное предприятие задумалось об организации производства более высокодоходных культур, чем зерновые на фураж, можно смело присмотреться к рапсу.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Еще раз о кадрах

Еще раз о кадрах

По инициативе депутата Государственной Думы Сергея Васильевича Яхнюка 14 мая 2018 года в Санкт-Петербургском аграрном университете состоялось совещание по вопросам подготовки специалистов для АПК Ленинградской области, организации и проведения практики студентов на предприятиях, трудоустройства выпускников вуза на предприятиях Ленинградской области.

Фитофтороз картофеля: опасный приспособленец

Фитофтороз картофеля: опасный приспособленец

А.В.Хютти

А.М.Лазарев

Д.А.Белов

ФГБНУ ВИЗР

Последние 15-20 лет фитофтороз картофеля (возбудитель – Phytophthora infestance) на Северо-Западе России по праву считают наиболее опасным заболеванием, вызывающим практически ежегодно значительные потери урожая.

Россия – Германия: тренды в органик

Россия – Германия: тренды в органик

В рамках мероприятий Германо-Российского аграрно-политического диалога в России побывала немецкая делегация выпускников государственного регионального учебного центра по органическому сельскому хозяйству Вайлхайм (Германия).